Диплом на все времена

Сергей Любарский
Учиться, учиться и еще раз учиться

Почему студенту скучно на лекции?
Потому, что ушло время, когда надо запоминать, о чем рассказывают на лекции.  Во-первых, лекция уже устарела, во-вторых, почти все есть в гугле. Невозможно соперничать с ним по объему запоминаемой информации, бесплатности и мгновенной доступности облачных сервисов. Проецирование изображения на внутреннюю поверхность очков и триллионы  информационных панелей, доступных повсеместно сделают нас все менее зависимыми от запоминания.
Где же взять учителей, соответствующих современным требованиям? В скором времени учителя «в живую» будут нужны только в начальной школе, где будут, в основном заниматься искусствами и спортом. Старшеклассники будут заниматься с лучшими учителями – онлайн курсами и наставниками, количество которых не будет большим. Конкурировать в онлайн образовании будут не учителя, а курсы и наставники для общения и разбора решений заданий.
Почему студент занимается на лекции тем, что ему интересно, а не слушает лектора?
Потому что он ищет себя в информационном пространстве, слушая музыку, читая книги, просматривая видео, которые ему нравятся. Он знает, что то, что рассказывает лектор, доступно онлайн и уже устарело. А, что не устарело, например, фундаментальные знания, в соответствии с его индивидуальной образовательной траекторией, может ему и не пригодятся.
Почему студента не берут на работу? Потому что его учили знаниям прошлого, а надо было учить студента как выбрать индивидуальную образовательную программу и учиться, в основном, самостоятельно. Надо каждый день, на протяжении всей жизни, выписывать себе новый диплом по изученному материалу, потому что завтра они уже устареют. Эти дипломы собрать в портфолио и прикладывать к своему резюме. Портфолио важнее резюме при устройстве на работу.
Как помочь практически реализовать такой поход для студента?
Это непросто, и большинство из них не готово к такому повороту событий. Они уже поступили в учебное заведение, на несколько лет все устроено, можно не напрягаться в плане учебы.
Расскажу из своего опыта. Обучаю студентов проектированию информационных систем. Вначале курса вместо того, чтобы начать длинные и скучные лекции о типизации, структурах, логических и циклических конструкциях, им было предложено придумать свой стартап и попробовать реализовать его на платформе 1С. Студенты разделились на группы и придумали три проекта. При этом пришлось определиться с проблемой, выдвинуть гипотезы для их решения, сделать анализ существующих решений. Команды завелись.  Конкуренция выдвинула лидеров, защита стартапов состоялась в виде презентаций.
А где же программирование? А почему 1С?
Студенты не понимают этого выбора платформы. Ведь они хотят быть веб-программистами и дизайнерами, разработчиками игр. Да, эти навыки становятся в основном рабочими, и уже все менее творческими, как и собственно программирование. Платформы на основе искусственного интеллекта, разработка приложений «low code» в скором времени будут решать задачи на основании голосового или текстового задания, описывающего функционал приложения. Творческими будут способности, недоступные роботам: креативность, инновационность, конструктивность, лидерство.
Пригодилось моё большое программистское прошлое. Программирование на десятке языков программирования, которые все ушли из практики вместе с их создателями.   Самым большим долгожителем моих умений оказалась платформа 1С. Важно! Нет разницы, как называется платформа, с которым работает программист, и какой язык программирования она использует. Придут другие времена и новые платформы. Поэтому, студентам было предложено изучить платформу 1С и реализовать на ней стартап, а для себя сделать вывод, что главное, чему мы учимся, так это создавать стартапы и уметь быстро осваивать новые платформы для их реализации. Настоящая проектная деятельность.
Удивительно может быть, но так и получилось! Несколько проектов были успешно реализованы на уровне MVP и защищены на студенческих проектных мероприятиях.
Самое приятное в том, что теперь новые проекты студенты делают на платформе Power Apps, изучив её самостоятельно. А на мой вопрос: что общего между 1С и Power Apps, они отвечают, что у платформ визуальный подход к проектированию и, в этом смысле, много общего.
Сейчас очень много онлайн курсов от ведущих университетов мира.  Но, большинство студентов не доходят до конца обучения, не могут организоваться. Это большая проблема. Созданы прекрасные учебные, бесплатные онлайн курсы, доступность к ним ничем не ограничена, но результаты пока не впечатляют.  Заставлять себя упорно учиться, преодолеть свою тягу к сотням мгновенных коротких сообщений, возможно, отключить смартфон на один час в день для того, чтобы учиться, учиться заново. Переосмысливаем всем известное в России: "учиться, учиться и еще раз учиться".

В работе над этой заметкой использованы идеи Митио Каку, изложенные в интервью с ним.  В прошлом году газета The New York Times назвала Митио Каку одним из самых умных людей Нью-Йорка.
Митио Каку: «Обучение больше не будет основываться на запоминании» | Тайны Мироздания (tayni-mirozdaniya.ru)