Стал наш Дальний Восток ненашенским

Эдуард Мороз
  Александровский порт, ты не льдами затёрт,
  Стал наш Дальний Восток ненашенским.
  Александровский порт, рейд твой пуст, рейд твой мёртв,
  А удары Москвы всё размашистей.

  Закрылся самый северный порт Сахалина. Закрылся за
ненадобностью нынешним "эффективным менеджерам", пра-
вителям страны. А ведь его ещё 10 июля 1890 года уви-
дел с борта транспорта "Байкал" и затем описал в своей
книге "Остров Сахалин" Антон Павлович Чехов.
  "Пароходы останавливаются обыкновенно в версте от бе-
рега и редко ближе. Пристань есть, но только для катеров
и барж. Это большой из нескольких сажен сруб, выдающийся
в море в виде буквы Т, толстые лиственничные сваи, крепко
вбитые в дно морское, образуют ящики, которые доверху на-
полнены камнями; настилка из досок, по ней вдоль всей
пристани проложены рельсы для вагонеток. На широком конце
Т стоит хорошенький домик - контора пристани и тут же вы-
сокая чёрная мачта". На рейд Александровского порта в то
время подходили иностранные суда. Чехов описывает выбро-
шенный на берег жестоким штормом шведский пароход Atlas.

   В советские годы Александровский морской торговый
порт развивался одновременно с северо-западным райо-
ном Сахалина. Поток грузов нарастал с созданием новых
шахт, леспромхозов, рыбных, строительных предприятий,
совхозов. Отстраивались посёлки, сёла, новые районы в
Александровске.

   В шестидесятые годы прошлого столетия порт уже вклю-
чал Октябрьский, Макарьевский, Мгачинский портпункты.В
самом погрузо-разгрузочном участке порта в Александров-
ске появились портальные краны, автопогрузчики, мотово-
зы, просторные склады.
 
  Порт перерабатывал уголь, в том числе коксующийся, щед-
щий в основном в Японию, лес, генеральные грузы, продук-
цию сельского хозяйства Сахалина, металлолом. Плавсред-
ствами порта добывались и перевозились в районный центр
песок и гравий, используемые в жилищном строительстве.
 Портовый флот состоял из морских буксиров, пятисот- и
трёхсоттонных барж, стотонных плашкоутов.
 Жители прибрежных посёлков перевозились комфортабель-
ным пассажирским судном "Алябьев". На линии Александ-
ровск-Ванино стояли грузо-пассажирские суда типа "Тисса".
 Перевозка грузов из Николаевска-на-Амуре обеспечива-
лась лихтерами "река-море".
 Порт пополнялся специалистами,закончившими вузы и море-
ходные училища Ленинграда, Одессы, Владивостока, Сахалина.

 Строительные предприятия порта строили для докеров жилые
дома, детсады, больницы. Молодёжь, работники порта занима-
лись спортом в 12 секциях, участвовали в художественной
самодеятельности в Домах культуры моряков.
 Портовики обеспечивались льготными профсоюзными путёв-
ками и раз в три года бесплатным проездом в любую точку
Советского Союза - на Украину, в Грузию, Латвию...

  Сегодня северо-запад Сахалина опустел, обезлюдел. Зак-
рыты почти все предприятия, заброшены посёлки, сёла. Ку-
старником зарастают дороги. И пусты, мертвы рейды порта.
 А на сахалинский портал "Остров 65" идут и идут вопросы
от покинувших Сахалин о жизни на острове, тёплые воспоми-
нания о годах, прожитых здесь.

  Зато в далёкой-далёкой, недоступной теперь для остро-
витян столице с удивлением узнают о целых районах Даль-
него Востока, заброшенных и отрезанных от всего мира, с
рабскими условиями жизни.

  На жарких диспутах, демонстрируемых российским телеви-
дением, некоторые столичные политологи с восторгом расс-
казывают о нынешней жизни россиян. Если же речь заходит
о советском периоде, аудитории автоматически вбрасываются
сообщения о голодоморах, гулагах и отсутствующей на при-
лавках колбасе.

 Видимо,эти хорошо прикормленные ораторы абсолютно не
представляют, что происходит за чертой МКАДа, за подмос-
ковными поместьями с бассейнами, заполненными подогретой
водой, дворцами и личными вертолётными площадками.


   ************************************************


       






 
,