Паук в дупле сплёл паутину

Эдуард Мороз
 -Вы говорите, что все поэтические сайты -
храмы слова, подлинной свободы творчества?
Ничего подобного, эти частные  образования
таковыми лишь представляются. Типичные про-
изводные рынка с  его невидимой шарящей ру-
кой, они созданы для проникновения в кошель-
ки ахматовско-есенинских сиротинушек.

  Робко проклёвываться  эти сайты начали ещё
в конце  девяностых. Но, когда оказалось, что
электронные страницы интернета могут вместить
всех страждущих промчаться на белокрылом Пега-
се, стихопроизводящая Россия взбурлила. Сайты,
а затем и порталы стали буквально штамповаться
не только в губернских центрах, но и в озабо-
ченных поэзией городах.

  Региональные Союзы писателей, тихо прозябаю-
щие после получения в 1994 году статуса общест-
венных организаций, стали быстро терять символы
маяков Российской литературы. Их знамя, их бренд
"Союз писателей" был бесцеремонно перетащен пред-
принимателями в названия своих организаций. И за-
метьте, без всяких юридических оснований. Даже за
торговую марку "Три толстяка", "Простоквашино" на-
до вносить определённую плату, а здесь...

 -Но ведь именно на символ "Союз писателей" и хо-
рошо клевали сочинители, желающие открыть свою ни-
шу в многострадальной литературе. Опубликоваться
под такой короной было мечтой многих, считающих се-
бя гениями.

 -Простите, коллега, но Владимир Вольфович вас бы
поправил. Выступая на Госсовете накануне 2015-го,
года литературы, он заметил, что вместо иностран-
ного слова  "гений"   следует употреблять русское
"талант". В ответ  прозвучала   реплика Владимира
Владимировича о подлинной этимологии слова "талант".

 -Слышал, слышал, батенька, но вернёмся к основной
теме нашего разговора.

 -Как, вы знаете, современный мир рассматривается
как скопище самых разнообразных организаций. Есте-
ственно, в условиях рынка большинство из них ком-
мерческие, и их основная цель - прибыль.

  Исследователи особо выделяют среди них интеллек-
туальные образования. Понятно, что к их числу отно-
сятся  и  литературные сайты  и порталы с брендом
"Союз писателей".

  Учёные отмечают, что интеллектуальные организации,
кующие прибыль, по своей природе должны быть скорее
"свободными" нежели "тоталитарными". Коммерческая эф-
фективность их деятельности на рынке прямо пропорцио-
нальна свободе слова и общения независимо от ранга
участников созидающего процесса.

 -Но, уважаемый, на первом этапе всё так и происходило!
Предприниматель за счёт прямых продаж страниц журналов,
права участия в конкурсах получал свою достойную при-
быль, авторы - журналы, альманахи со своими творениями,
победители конкурсов - право издать за счёт портала кни-
ги со своими стихами.

  При этом наплыв желающих опубликоваться был таким
мощным,что рецензенты отбирали для публикации в жур-
налах с гордым названием "Союз писателей" самые до-
стойные произведения. Материалы послабее шли в жур-
налы попроще. Их нередко называли литогранками.

 -Да, был период сладкого литературного бизнеса, как у
того паучка:

  Паук в дупле сплёл паутину:
  И дождь не капает и клиентура прёт.
  Сиди и пой под мандолину,
  Ведь бизнес сам к тебе идёт.

 -Всё верно, однако не забывайте, мой друг, о жизненном
цикле рыночной организации. На первом этапе при удачно
выбранной нише, высоком спросе на вашу продукцию дела
у предпринимателя идут успешно. Но далее всё меняется,
набегают  желающие поживиться  конкуренты, насыщается
спрос, доходы падают.

  Ощущая, что пчёлки несут всё меньше мёда, бене-
фициары от литературы пытаются удержать сладкий
бизнес. На порталах открываются интернет-магазины
для продажи журнально-книжной продукции, на страни-
цы пользователей выносятся их кошельки со скромными
виртуальными гонорарами, появляются аудиожурналы с
озвученными стихам

 -А что! Сидите компанией за праздничным столом,
и вдруг...И восхищённые возгласы:"Так вы ещё и
поэт! А мы и не знали!

  Стихотворцев, прозаиков пытаются привлечь, закре-
пить организацией дискуссионных клубов, выступлений
по телевидению, созданием личных библиотек. Откры-
вают VIP-клубы, устраивают марш-парады победителей
конкурсов. Создаются интернациональные Союзы писате-
лей с приличным входным взносом и надеждой на полу-
чение международной премии и международного ордена
в области литературы.


  На одном из порталов с эмблемой "Союз писателей" скон-
струировали литературную паперть: выставили фотографии
около полусотни своих пользователей с копилками в руках
в виде розовых свинок с прорезями для монет. Мол, добрые
спонсоры, подайте нам на сборник стихов!

 -Но, коллега, это и есть эффективный рыночный подход,
продвижение литературы, как товара, в народ!

 -Безусловно, мой друг, если бы частные порталы со вре-
менем не стали приобретать контуры небольших островных
государств, описанных Михаилом Булгаковым в его ранней
прозе. На них, помимо их создателей и владельцев под
скромным именем ИП (индивидуальный предприниматель),
появились литкнязьки, глашатаи, аборигены, акулы пера
и их лоцманы. Все они раскрашивались в разные цвета,
получали образные кликухи: Дочка Пегаса, Мисс Марпл,
Милочка П, Ясноглазый, Змей оперённый.

  Все они, как островные аборигены, активно пользова-
лись официальным жестовым языком - смайликами. С его
помощью, даже не задумываясь, выражали восторг по по-
воду появления на конкурсной странице творения назна-
ченной для победы персоны. Для поэтесс выставлялся
смайлик с розочкой, для творцов мужского пола - смай-
лик с двумя растопыренными пальцами.
  Из наиболее пронырливых и шустрых пользователей
сформировались базарного типа шумные компашки, дружно
изгоняющие чужаков с хлебного литературного поля. На
страницах этих литодеев гирляндами развешены цветные
фантики наград, показаны баснословной величины рей-
тинги, репутации и даже кармы.

  Самые проворные и преданные из них привлекаются ра-
ботодателем  для организационной деятельности в каче-
стве модераторов, координаторов, рецензентов и даже
членов этических комиссий.

  Всем им по очереди гарантируются победы в бонусных
конкурсах. Действуют они с администрацией по извест-
ному либерально-демократическому принципу: "Возьмёмся
за руки, друзья, чтоб процветать поодиночке!"

 -Странно,- возразил собеседник, но ведь налицо типич-
ный рыночный монополизм, нарушение прав и свобод, заслон
творчеству и таланту! И это в перенасыщенной интеллек-
том организации?

 -Конечно, коллега, но кто-то же должен выполнять чер-
новую работу!

 -Однако получается какая-то дедовщина!

 -Скорее бабовщина, мой друг. По выражению оскорблён-
ного на одном поэтическом портале Сына Льва, всем здесь
верховодят эзотерички бальзаковского возраста.

 -О, это страшная сила! Даже великий Фрейд не мог оп-
ределить основные желания у стопроцентно адекватных
женщин.

 -Ошибаетесь, однако. Все литпортальные наседки строго
придерживаются сложившихся здесь понятий: смирись, под-
дакивай старшим, жди своей очереди на славу. А вякнешь
в комментарии, что конкурсные стихи назначенного побе-
дителем некого Мити-мудератора - нескладуха-неладуха,
станешь красной чайкой. На твою страницу ворвётся ка-
кая-нибудь "Милочка" в ранге координатора, сорвёт с неё
все твой фантики, пройдётся шпильками туфель по репута-
ции, забанит, уроет и отправит в Лизо.

 -Что ещё за Лизо?

 -Литературный изолятор. В нём ты будешь навсегда ли-
шён права голоса, общения со своим любимым порталом
даже при помощи смайликов. В ответ на твои клики будет
появляться тщательно отработанный и утверждённый хо-
зяином слоган: "Вы входите в группу пользователей, ко-
торой запрещено совершать данное действие".

 -Но это же нарушение 29 статьи Конституции, которая
гарантирует свободу мысли и слова. И такое допустимо
в интеллектуальном обществе?

 -Допустимо, допустимо, уже группами парятся.

 -Для чего же тогда создаются этические комиссии?
Можно же, восстанавливая справедливость, попросить,
наконец, скриншот странички конкурса с вашим ком-
ментарием.

 -Пробовали. Всегда получали один ответ:"Скриншот,
скриншот, какой такой коше...простите скриншот.
Другого от этой комиссии и не жди, ведь в неё вклю-
чены самые матёрые модераторы, выполняющие роль
литературных приставов.

 -А что это за красная чайка? Обычно людей, в оди-
ночку отстаивающих справедливость, называют белыми
воронами.

 -Мне довелось быть в рыболовецкой экспедиции в Бе-
ринговом море и видеть, что происходит с пойманной
на линь с минтаем чайкой. Освободив её от заглочен-
ной добычи, рыбаки-затейники, красят птицу суриком
в красный цвет и выпускают на волю. Белые собратья
по перу налетают на неё стаей и разрывают на части.
Лучше не видеть эту жуткую картину.
    *************************************

Всё, что показано в этом материале, и хорошее
и просто несуразное, испытал на себе. Пытался
в Год литературы привлечь внимание к сложившимся
на некоторых литературных порталах проблемам.
Эссе под заголовком "Паук в дупле сплёл паутину"
было опубликовано в газете "Литературная Россия"
в №10 за прошлый год.