Лангепасские будни

Александр Калинцев
       Наспех построенный из бруса новый  двухэтажный дом, где жил с семьёй Лёха Коленов, не годился для проживания зимой. Первый этаж: продукты сохранялись на полу, лучше, чем в холодильнике. Хорошо, что дети весь день в садике, а вечером вся семья грелась ТЭНами, принесёнными Алексеем с работы. Один в спальне, другой – на кухне, тем и спасались. Ванная комната оказалась вовсе самым холодным помещением в квартире. Горячей воды не было. Воду грели в ведре на электропечи и купали сына с дочкой в тазике на кухне. Температура воды в батареях раза в два не дотягивала до нормы. Так что  с первым собственным жильём им, можно сказать, крупно подфартило.

       Сегодня Алексей пришёл с работы вовремя. Морозы держались под сорок третий день кряду, но  станция, где он трудился, исправно задавливала кубометры воды в нефтеносные горизонты.
- Ну, чо, как вы тут? – невесело спросил он жену Настю.
- Как всегда… заскочила с работы, нагреватель в розетку, и в сад… пока, вот, кашеварю, уже 17 градусов на кухне…
       Дети бегали по полу в тёплых штанишках и шерстяных носках.

       Алексей помыл руки и сел ужинать.
- Ты, знаешь, Лёш, - сказала жена, накладывая ужин в тарелку. – Сегодня в конторе открыли секрет, почему у нас мяса нет и тушёнка по талонам… сотни вахтовиков никак не учтены в поставках, а мясо им отпускают сполна…
- Да, они неплохо кормятся… мы иногда обедаем на буровой… и, кстати, тушёнка очень редко у них в меню… помнится мне, один уфимский водила хвалился, что тушёнку каждую вахту домой возит… вот, сволочи, а нам четыре банки на человека в месяц,  - чертыхнулся Алексей от такой новости.

       После ужина семья перешла в комнату, где уже, слава богу, не шёл пар изо рта. Ребятишки перевернули коробку с игрушками и выискивали в этой куче каждый  что-то  по своим интересам.
       Настёна придвинула к дивану стул и давай  чекрыжить свои цифири. Поди, разбери, чем эти бухгалтера на работе занимаются, кроме чайной трапезы.

       Алексей включил телевизор. Очередной генсек грозился отловить праздных людей и заставить их работать. А ещё он обнадёжил граждан своей страны замечательной фразой, что рыба, оказывается, гниёт с головы…
      «Так вот, откуда запах идёт», - подумал Лёшка. У них через дорогу стояло деревянное здание горкома партии. Перед ним двухметровая статуя Ленина с протянутой к Лёшке рукой. «Вот из-за них у меня и в доме дубак и талоны на тушёнку», - подвёл он итог своим размышлениям.
      
       Уже спали, когда прозвенел звонок на двери. Неохота Лёшке вылезать из нагретой постели, но ночью зря звонить не будут. За дверью стоял начальник цеха Виктор Фролыч.
- Лёш, давай, одевайся потеплей… станция стоит… я жду в машине…
       Заспанная Настя выглянула в коридор.
- Кто там, Лёш?
- Фролыч это… спи… у нас авария…
       Оказалось, что вышел из строя трансформатор на подстанции. В операторной начальник распекал дежурного машиниста:
- Проспал остановку, ядрёна корень…
- Фролыч, я после остановки сразу открыл вентиль на сброс, - оправдывался машинист.
       На столе заговорила рация:
- КНС-3… КНС-3… ответьте ЦИТС…
       Начальник нажал клавишу:
- Петров на связи…
- Фролыч, ну, что там у тебя? – раздался голос дежурного по управлению.
- Дадут свет в машзал, будем греть трубки, манометры морозом раздавило… подай заявку… давай с запасом, штук двенадцать… я без них не запущу… открытым огнём греть нельзя… паром если, движкам хана будет, запарим… угадай, чем греть будем…
- Аккуратнее там, - послышался вздох дежурного инженера.
- Вот то-то и оно… ладно, у меня пока всё… я на связи…

- Алексей, сколько у вас паяльных ламп? – спросил Фролыч.
- Две у меня в шкафу… как знал, на днях заправил обе…
- На улице прогрейте, чтобы в машзале не плевались струёй… и внимательно, пожалуйста… не спалите объект…

       Подошла спецмашина ППУ. Водитель в лёгких ботинках и осенней куртке прошёл в операторную.
- Чо греть будем, доброй ночи вам…
       Виктор Фролыч обернулся вполоборота к вошедшему:
- До доброго ещё дожить надо, без света сидим… в машзале нельзя парить…выкидные стояки только перед запуском… видимо, к утру… так, что  встань в сторонке, где не парИт… а чой-то ты так легко одет? – удивился Фролыч.
- У меня под ногами масляный радиатор на полу лежит… а валенки с тулупом тоже имеются, - улыбнулся в ответ водитель.

       Чтобы не замёрзли трубы, сброс воды открыли прямо на землю. Территория станции стояла в тумане  и медленно превращалась в хоккейное поле. Машинное масло сильно загустело и его тоже пришлось отогревать. С двух сторон к баку ставили паяльные лампы и жарили до нужной вязкости. Вскоре привычно застрекотали масляные насосы. На силовой кабель энергию ещё не подавали.

       Ребята отдыхали в слесарке, когда из операторной зашёл начальник цеха. Как раз в это время все громко засмеялись от реплики, брошенной Алексеем.
- Фу, ну и накурили, - посетовал он, - чего ржём на ночь глядя?
- Да, вспоминали с ребятами… на днях из конторы приезжал Лиманцев… вы же знаете, какой он спец… то бычок найдёт в машзале… то ключ на верстаке лежит не вдоль, а поперёк… ну, вот… зашёл он сюда и перчатки свои на наш электротабурет бросил… мы сделали вид, что не заметили… ну, он пошёл вразнос… почему здесь курите… почему ведро с соляркой стоит… а тут и перчатки подоспели… дым от них пошёл и сморщилась кожа в два раза… он их хвать и за дверь… вот вспоминаем… и  радуемся, что не задницей сел…

        Фролыч оглядел квадратную электроплиту на высоких ножках:
- Странно, что Лиманцев мне ничего не сказал… понимаю, что холодно, но надо убрать, а то и вправду кто-нибудь сядет… молодцы, ребята… вы своё дело сделали… утром манометры подвезут и мы к запуску готовы… обратка по высокой стороне идёт 30 очков… думаю, скважины живы будут… ждём энергетиков…
      
        Конечно, начальник не знал, что мужики жарят на самодельной плите семечки. Вахтовик из Омска Слава Козлич варит на ней обед. Привозит из дома целую торбу замороженных пельменей  и тем и живёт всю вахту.
       Однажды омские земляки нашли его заначку и добрую половину съели. Пельмени, сало, варенье, поживились неплохо. Сильно горевал тогда бывший работник горкома партии. Голодал, но вида не подал. Не от хорошей жизни Слава питался одними пельменями. Завёл себе на радость подругу, которой отдавал почти весь заработок. Она тратила деньги на себя и свою дочь, а Слава шёл по остаточному принципу. Дело доходило до курьёза: если зарплата не дотягивала до 300 рублей,  то он занимал у ребят и вручал дань своей княжне. Ну, конечно же, она не работала. А пельменями выручала мать - старушка, жалея своего сорокалетнего сыночка.

       Многого не знал начальник, да и не до того ему, когда восемь станций в цеху.
    
  Стало светать. Подвезли два ящика манометров из города.
- Ну, вот, теперь у нас запас на три года, - пошутил Фролыч. – Ставьте, но воду не подавайте, пока сброс не закроем, а то опять всё замёрзнет…
- Виктор Фролыч, что там, на подстанции, - спросил Алексей.
- Трансформатор готов… сказали, что ещё проверят воздушку и кабель на территории…
    
  Из окна было видно, как от подстанции отошла дежурка электриков.
Перед аркой через дорогу машина остановилась.
- Смотри, Иван на столб полез… может кабель пробило, - сказал Лёшка своему напарнику Василию.

       Иван поднялся по металлическим перекладинам, зацепил страховочный трос на столбе. Машина с мастером вернулась на подстанцию. До неё от столба было метров 500-600.
- Чой-то электрики круги нарезают… пора запуск делать, - недовольно процедил Вася, покуривая «Беломор».
       "Урал" электриков вернулся, и, не доезжая до Ивана, сперва мигнул фарами, потом зычно загудел воздушный сигнал. Иван на столбе поднял руку  вверх в ответ и поднялся выше.
- Видать, сроки поджимают… торопятся, стоим уже часов семь… - негромко заметил Коленов, продолжая смотреть в окно.
       Через секунду Иван безжизненно повис на страховке…
- Ни фига себе… это чо такое, - закричал Васька, поперхнувшись дымом от неожиданности.

       Они выскочили на улицу. Мастер энергетиков с перекошенным лицом бежал через дорогу в их сторону. По трубе перемахнул через ручей.
- Телефон в операторной, - махнул ему рукой Алексей. – Вон, в том вагончике.
       Мастер кинул на них диковатый взгляд и крикнул:
- Не ходите туда…
       Он перепутал рубильники и отключил не то направление.
 
       Запустить станцию удалось только к обеду.


                Август 2021г.