1. Модель счастья

Таня Станчиц
Эта книга написана человеком, прожившем долгую и по собственной оценке счастливую жизнь, несмотря на то, что на его долю выпало много испытаний. Но неиссякаемое жизнелюбие и оптимизм позволяли ему постоянно повторять: «Чем дольше живу, тем интересней жить». Оглядываясь на прожитые годы, он старался понять, почему у него сложилось такое позитивное мироощущение. Этими мыслями и выводами он и делится со своими читателями.

                Элеонора Евгеньевна Соколова


Моей любимой дочке Тане Соколовой
посвящаю эту работу

ОТ АВТОРА
 
 Разговаривая с родственниками и просто со знакомыми, я часто слышал одно и то же пожелание: «Ты высказываешь такие интересные мысли о жизни, что хочется немедленно взять бумагу и записать их. Почему бы тебе не написать книгу?» Долгое время я сопротивлялся, считая свои размышления и наблюдения тривиальными, но потом сдался, уступил просьбам. Особую настойчивость в уговорах проявила моя дочка Татьяна. Так появилась эта книга. Её отнюдь не следует воспринимать как попытку создать некую «теорию счастья» или учебное пособие. По сути дела, она представляет собой сборник отдельных мыслей и наблюдений, накопившихся в течение моей жизни. Претензии на неполное освещение проблемы не принимаются.
 


1. Модель счастья
 
 Когда давным-давно, ещё в студенческие годы, я впервые познакомился с афоризмом «Если хочешь быть счастливым, будь им», то счёл его просто не очень остроумной шуткой авторов Козьмы Пруткова. Однако позднее я понял, что был не прав.
 Мне 88 лет, и вот что удивительно: с каждым прожитым годом жить становится всё интересней, несмотря на уменьшение физических возможностей. Когда высказываешь эту мысль, она обычно вызывает недоумение. Некоторые думают, что я просто оригинальничаю. А я действительно это чувствую. Причин тому много – как объективных, так и субъективных.
 На протяжении всей своей жизни я был свидетелем стремительного развития технической «среды обитания». В мои детские годы  в домах рядовых граждан  не было ни телефонов, ни радиоприёмников, не говоря уже о телевидении. Люди и слова такого не знали. В кинотеатрах демонстрировались только немые чёрно-белые фильмы. Личных автомобилей и мотоциклов не было. Даже велосипед был редкостью. У меня велосипед был. Мне завидовали все мальчишки нашего двора. Космонавтика была предметом фантастической литературы, типа романа Жюля Верна «Из пушки на Луну».
 Насколько в этом плане жизнь стала интересней теперь, в 2013 году, пояснять не надо. Благодаря компьютерной технике и Интернету колоссально возросла возможность получения различных видов информации: научной, литературной, музыкальной и т.д. 
 Что касается субъективных причин повышения интереса к жизни, то они обусловлены зрелостью ума, который открывает новые источники радости, недоступные в полной мере ранее. Для меня, например, таким источником явилась классическая музыка. Я с удовольствием слушал её и раньше, но только с возрастом понял, что это не просто один из источников удовольствия, а нечто большее. Она благотворно воздействует на самые тонкие элементы человеческой психики, оздоровляя её, создавая ощущение психологического комфорта. В этом плане классическая музыка гораздо эффективнее других видов искусств. 
 Размышляя о  прошлом, я прихожу к выводу, что прожил счастливую жизнь. Считается, что правое полушарие головного мозга «отвечает» за эмоции, а левое – за аналитическое мышление. Так вот, если не подключать левое полушарие, то вся моя жизнь представляется мне цепочкой радостных событий, изредка прерываемых отдельными неприятностями. Таково моё эмоциональное ощущение прошлого.  Однако, если подключить левое полушарие и начать шаг за шагом вспоминать все этапы моей жизни, то можно прийти и к противоположному выводу.
 Детство с частыми простудными заболеваниями (особенно, когда заранее куплены билеты в цирк), ненавистный детский сад, именуемый в то время очагом, арест папы в 1937 году, высылка мамы вместе со мной в башкирский городок Давлеканово, война,  голодное студенческое общежитие в Свердловском горном институте, призыв в армию, фронт, ранение, госпиталь, опять фронт, второе ранение. После демобилизации – снова полуголодное существование в студенческом общежитии, теперь уже в Ленинграде.  Новый арест отца, возвратившегося после отбытия срока в свою родную деревню Костешино, и его смерть в арестантском эшелоне. После окончания института – несколько лет жизни на минимальную зарплату инженера в «коммуналках». Было даже такое: на восьми квадратных метрах жили я, жена, мама и новорожденный сын. Всё это детально описано в «Моей родословной».
 Так какой же была объективно моя жизнь: счастливой или не счастливой? Какому полушарию моего мозга верить?  Прежде чем говорить о счастье, надо условиться, что мы будем подразумевать под этим словом. Ведь нередко люди не понимают друг друга только потому, что они не условились о значении слов-терминов, обозначающих предмет обсуждения. Возникает нелепая ситуация: они говорят о разных вещах, не сознавая этого.   
 Итак, что же такое счастье? Точнее, что мы будем понимать под этим словом. БСЭ определяет  счастье как «состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни». Короче говоря, счастье это состояние человека, ощущающего радость бытия. Примем этот термин для дальнейших рассуждений.
 Совершенно очевидно, что в течение всей жизни человек не может постоянно ощущать радость бытия (если он не идиот). Случаются и житейские неприятности, и  несчастья и даже трагические события. Как же в этом случае оценить усреднённое состояние человека?
 Мне, как инженеру, удобнее делать выводы с помощью графика. Давайте построим график эмоционального состояния условного человека. По оси абсцисс откладываем время жизни человека, а по оси ординат – интенсивность эмоций. Выше оси абсцисс будем откладывать интенсивность положительных (радостных) эмоций, а ниже оси абсцисс – интенсивность отрицательных эмоций. Как и в реальной жизни, положительные эмоции на графике чередуются с отрицательными, изменяются их интенсивность и продолжительность.
 Тот, кто  хоть немного помнит математику, знает, что, когда мы имеем дело с  величиной, которая непрерывно изменяется и принимает как положительные, так и отрицательные значения, результирующий эффект может быть оценен средним значением этой величины. Я не буду рассказывать о том, как она вычисляется, потому что наш график предназначен только для наглядного представления о процессе, а не для конкретных расчётов. Тем более, что пока ещё не изобрели прибор для измерения  интенсивности эмоций.
 
 
График эмоционального состояния человека
 
 
 
 
 Итак, обратимся к нашему графику. На нём обозначено среднее значение эмоционального состояния человека (горизонтальная красная линия). Поскольку она находится выше оси абсцисс, можно сказать, что в жизни этого человека доминируют положительные эмоции. Расположение среднего значения эмоционального состояния ниже оси абсцисс означало бы, что в жизни человека доминируют отрицательные эмоции.
 Совершенно очевидно, что преобладание положительных эмоций, создаёт ощущение удовлетворённости жизнью. Следовательно, необходимым условием «счастливой жизни» является расположение среднего значения эмоционального состояния выше оси абсцисс.  Положение среднего значения относительно оси абсцисс определяется разностью площадей над и под осью абсцисс. Эти площади обозначены соответственно розовым и зелёным цветами. Среднее значение будет положительным, если суммарная площадь над осью абсцисс  больше площади под осью абсцисс.
 Чем выше расположена красная линия на графике, тем сильнее субъективное ощущение удовлетворённости жизнью. Переместить красную линию вверх  можно несколькими способами, очевидными по геометрическим соображениям.  Способ 1. Надо по возможности уменьшать «зелёную площадь», которая «тянет» красную линию вниз. Уменьшение «зелёной площади» происходит при уменьшении как интенсивности, так и продолжительности отрицательных эмоций.
 Способ 2. Надо увеличивать «красную площадь» за счёт повышения интенсивности положительных эмоций.  Рассмотренный нами график является попыткой моделировать процесс формирования ощущения качества жизни. Наша модель даёт, конечно, упрощённое представление об этом  процессе, но она позволяет упорядочить его изучение. Так, например, с её помощью можно ответить на вопрос, поставленный мною в начале разговора о счастье: почему «вся моя жизнь представляется мне цепочкой радостных событий, изредка прерываемых отдельными неприятностями». Это чётко выраженное ощущение счастливо прожитой жизни сформировалось у меня, несмотря на то, что объективно моя жизнь была не так уж хороша: невысокая материальная обеспеченность, неустроенность быта и достаточно большое количество негативных ситуаций, возникавших по причинам от меня не зависящим.
 Анализируя события своей биографии, я пришел к выводу, что ощущение счастливой жизни, удивительное даже для меня самого, объясняется, прежде всего, моей способностью радоваться тому, что доступно мне на данном этапе бытия, а не огорчаться из-за того, что не всё мне доступно. Кроме того, я научился «гасить» отрицательные эмоции и сокращать время их действия. Поэтому среднее значение интенсивности положительных эмоций оказалось достаточным для ощущения удовлетворённости жизнью.
 Природные свойства моего характера отнюдь не способствовали этому, и мне пришлось в течение всей жизни корректировать  их. На основании собственного опыта я убедился в том, что каждый человек может в определённой степени изменять свой характер, избавляясь от того, что портит жизнь, и формируя положительные свойства. Это трудно, но возможно. В этом смысле человек действительно творец своего счастья, и тогда афоризм Козьмы Пруткова приобретает не шуточный, а серьёзный смысл.
 Цель этой работы – поделиться своим опытом с теми, кого он заинтересует. Американец обязательно назвал бы этот труд «Как стать счастливым». Я не американец и обманывать читателя не хочу. Нельзя научить человека быть счастливым. Однако, я буду счастлив, если мой опыт кому-нибудь хоть немного поможет в трудные моменты жизни.

Продолжение: http://stihi.ru/2021/09/05/7499