2. Чему можно научиться у собаки

Таня Станчиц
 
2. Чему можно научиться у собаки
 
 
 Есть люди, обладающие очень неприятной для них самих особенностью: после того, как совершилось событие, вызвавшее отрицательную эмоциональную реакцию, в их памяти надолго остаётся след от этого события, иногда как «неприятный  осадок», а порой в виде более серьёзных нервных расстройств. Понятно, что в жизни человека могут произойти несчастья, которые трудно быстро вычеркнуть из памяти, хотя стремиться к этому нужно. В данном случае речь идёт не о несчастьях, а о менее значительных, но часто возникающих событиях, именуемых обычно неприятностями.
 Люди устроены таким образом, что при отсутствии несчастий, они нередко начинают реагировать на неприятности почти так же остро, как на несчастья. Если же принять во внимание, что люди, о которых идёт речь, обладают нехорошим свойством долго сохранять в памяти и «пережёвывать» происшедшее, то совершенно очевидно, что площадь отрицательных эмоций (зелёная на нашем графике) у таких людей катастрофически увеличивается. Они становятся жертвами почти непрерывного стрессового состояния.
 Я сам был таким человеком, поэтому приведу в качестве примера то, что происходило со мной, когда я был начальником лаборатории в Институте телевидения.
 Волею судьбы моя лаборатория оказалась в составе отдела, профиль работы которого не имел ничего общего с задачами, которые должна была решать моя лаборатория. Начальник отдела не был заинтересован в моей работе и пакостил мне по мелочам, пользуясь своим положением, а я не мог ответить ему тем же. Я впал в состояние оскорблённого самолюбия и бессильной злобы. Стычки с начальником происходили часто, и потому я почти не выходил из этого  «зелёного» состояния. Ничто не радовало меня: ни голубое летнее небо, ни зелень берёз. Я снова и снова перебирал в памяти детали стычки, придумывал варианты ответов на реплики начальника и досадовал, что в момент конфликта не использовал их… И сладкие, но нереальные мечты о мести! Умопомрачение? Да, и очень вредное для здоровья. Кстати, похожей теме посвящена французская кинокомедия «Великолепный» с участием Бельмондо.
 Чем кончилось дело? Сейчас расскажу. В ту пору у нас в семье жила собака – юная «эрделька» по кличке Мадо. Мы звали её Мадошкой. Однажды мы шли с ней на дрессировочную площадку в лесопарке Сосновка. Спущенная с поводка, она бежала по тропинке впереди нас. Внезапно из-за поворота тропинки выскочила здоровенная овчарка без поводка и набросилась на Мадошку. Что тут было! Рычанье овчарки, визг испуганной поверженной Мадошки, пыль столбом, клочья шерсти. Подбежала хозяйка овчарки. Собак разняли. Не прошло и минуты, у нас ещё колотились сердца, а Мадошка, как ни в чём не бывало, уже весело прыгала, играла поводком. И тогда я подумал: вот с кого надо брать пример. Есть раздражитель – есть эмоциональная реакция, исчез раздражитель – исчезла реакция. Никаких эмоциональных «хвостов». У многих людей, к сожалению, всё не так. Обидчик уже забыл о тебе, а ты всё ещё переживаешь, мучительно «проигрываешь» прошедшие события, не спишь ночами. Раздражитель переселился в твою голову. Так жить нельзя! Много чести для обидчика и вредно для твоего здоровья. Осознав это, я решил перестраиваться. И перестроился, хотя не сразу. Для приведения себя в порядок в ситуациях, подобных описанной, я применяю две ключевые фразы. Одна из них выделена выше жирным шрифтом, а вторая, направленная на уменьшение интенсивности всплеска отрицательных эмоций, выглядит так: «А что, собственно, произошло?»   
 Цель моего рассказа – показать читателю, что можно научиться управлять своими эмоциями. Для этого не обязательно приобретать собаку, но, может быть, потребуется придумать свои ключевые слова.

Продолжение: http://stihi.ru/2021/09/05/7514