4. Кто виноват?

Таня Станчиц
4. Кто виноват?
 
 Когда случается неприятность, люди ведут себя по-разному. Объединяет их то, что все они огорчаются. При прочих равных условиях одни огорчаются больше, другие – меньше. Переводя бытовое понятие «огорчаться» на уже привычный для нас язык математики, можно сказать, что у этих людей разная интенсивность и продолжительность отрицательных эмоций. Как мы уже знаем, желательно, чтобы каждый из этих показателей был как можно меньше.
 Почему же люди по-разному реагируют на одни и те же негативные события? В значительной степени это зависит от подхода к определению причин их возникновения. Когда произошло событие, вызвавшее стресс, пострадавший всегда хочет понять, почему оно произошло и кто в этом виноват.
  По ответу на этот вопрос людей можно условно разделить на две категории: на тех, кто ищет причину негативного события только вне себя и тех, кто начинает с того, что пытается ответить на вопрос, а не мог ли он избежать этого события, или не сам ли он его вызвал своими неправильными действиями.
 Для ясности приведу простейший пример. Из наружного кармана пальто у человека украли кошелёк с деньгами. Человек, конечно, огорчился: и денег жалко, и кошелёк был совсем новый.
 Если пострадавший относится к первой категории по приведённой выше классификации, он возмутится бездействием милиции и вообще власти, которые допустили разгул преступности. Он будет будоражить гневными речами и себя, и своих знакомых.
 Человек второй категории скажет: «Сам виноват. Положил, дурак, деньги в наружный карман – и вот результат. Больше я на эти грабли не наступлю». И успокоится. И никаких «эмоциональных хвостов».
 Я привёл нарочно примитивный пример. В реальной жизни можно столкнуться с более сложными ситуациями, когда не так просто найти решение, исключающее повторение нежелательного события.
  Ясно одно: позиция тех, кто старается отыскать только не зависящие от них причины неприятностей, не конструктивна. Она ничего не изменяет. Так ведут себя обычно слабые люди, которым удобнее сослаться на «объективные» причины своих неудач, чем признать собственный промах. Им кажется, что, «спихнув» вину на что-то, или на кого-то, они обретут покой. На самом же деле их никогда не покидает тревожное чувство ожидания несчастья.
 Итак, давайте воспитывать в себе черты характера человека, которого мы отнесли по нашей классификации ко второй категории. Это не просто, но очень полезно.
 Какая бы ни случилась неприятность, задайте себе два вопроса: можно ли было её избежать и что надо было для этого сделать. Только отвечать надо, разумеется, честно. На основании собственного опыта я утверждаю, что в подавляющем большинстве случаев причиной неприятностей являются наши неправильные действия.
 Признание собственной вины – половина дела. Если ограничиться только этим, ничего не изменится. Что толку в признаниях такого типа: «Да, конечно я сама  виновата. Ничего не поделаешь, такая уж я невезучая: у меня всегда что-нибудь случается». Меня удивляет и даже раздражает в людях такое трогательно нежное, можно сказать, бережное отношение к собственным недостаткам.
 Чтобы исключить повторение нежелательной ситуации надо что-то изменить в своём поведении, а если понадобится, то и в характере. «Самоусовершенствование» требует усилий. Зато какое чувство удовлетворения, и даже гордости, испытывает человек, который убеждённо может сказать себе: «Это больше не повторится!».
 Однажды я покупал хлеб в ларьке у метро Удельная. Я был единственный покупатель. Продавщица выложила мою покупку и сдачу на прилавок у окошка. У меня было твёрдое правило: класть кошелёк только во внутренний карман одежды. В момент покупки кошелёк был у меня в руке. Чтобы быстрее переложить хлеб в пакет, я временно сунул кошелёк в наружный карман куртки. В этот момент откуда-то взявшийся парень сунул голову в окошко ларька, чуть не столкнув мой хлеб на землю, и пьяным голосом спросил: «А у вас сочни есть?» И тут меня осенило. Я хлопнул по карману куртки –  кошелька там не было. Он исчез буквально в течение двух-трёх секунд. Я резко обернулся. За мной стоял другой хорошо одетый парень. Я протянул в его сторону ладонь и произнёс только одно слово: «Дай!» Несколько секунд колебаний, и он положил мне на ладонь мой кошелёк. Оба парня быстро скрылись за домами.
 Мораль: никогда не нарушай принятых тобой же правил.
 В описанном случае всё окончилось благополучно, хотя приятного было мало, а могло быть и хуже. По этому поводу мне вспомнился афоризм  Бори Закошанского, мудрого и невозмутимого человека, моего товарища по работе в Институте телевидения: «Маленькие неприятности посылаются нам для того, чтобы уберечь нас от больших». Этими словами Боря закончил рассказ о том, как он перевернулся на своей машине вверх колёсами на скользкой диабазовой мостовой. Машина была изрядно повреждена, но сам Боря остался невредим.

Продолжение: http://stihi.ru/2021/09/05/7532