5. Несчастные люди

Таня Станчиц
5. Несчастные люди
 
 В одной из телевизионных передач кто-то произнёс фразу, звучавшую приблизительно так: «Надо радоваться тому, что есть, а не тосковать по тому, чего нет». Умная мысль, – подумал я. Кстати, нам всегда кажутся умными мысли, совпадающие с нашими. Недаром Флобер в своём шутливом «Словаре прописных истин» написал: Дурак – всякий инакомыслящий.
 Но вернёмся к призыву радоваться тому, что есть. Можно подумать, что это проповедь смирения: давайте довольствоваться тем, что имеем, и не будем желать  большего. Речь идёт, на самом деле, совсем о другом.
 Нормальный человек устроен так, что он никогда не бывает полностью удовлетворён достигнутым, но это здоровая неудовлетворённость. Она не мешает человеку радоваться достигнутому уровню жизни и стимулирует желание жить ещё лучше. Для этого он учится, ищет хорошую работу и т.д.
Однако всё хорошее можно довести до абсурда, если нет чувства меры. 
 Есть люди с гипертрофированным чувством неудовлетворённости своим материальным и общественным положением. Это обычно завистливые или чрезмерно амбициозные  люди. Часто оба эти свойства объединяются в одном человеке. Зависть чаще связана с материальным достатком. Амбициозных людей интересуют прежде всего престижные соображения, иногда даже в ущерб материальным. 
 Таких людей никогда не покидает глубокое чувство неудовлетворённости своим положением. Редкие минуты радости, сопровождающие переход на более высокую ступеньку успеха, не могут компенсировать это чувство. На графике эмоционального состояния преобладает «зелёная площадь». Если при этом оказывается, что продвижению вверх препятствуют ограниченные способности человека, то положение становится катастрофическим. Люди этой категории не в состоянии признать себя профессионально непригодными и видят причину неудач в кознях своих врагов.
  Я знал такого хронически недовольного своей судьбой человека. Его звали Георгий. Будучи начальником лаборатории в НИИ телевидения, я переманил его к себе из другого отдела, соблазнив должностью старшего инженера. В отделе его не хотели повышать, потому что он «с неба звёзд не хватал», а там было много энергичных, способных инженеров. Меня же Георгий, имевший опыт работы с телевизионными комплексами, вполне устраивал.
  Это был маленького роста, но физически крепкий человек. Он рассказывал всем, кто желал его слушать, что в отделе, откуда он перешел, засилье евреев и только их повышают в должности. Как старший инженер он возглавлял у меня в лаборатории небольшую группу. Было видно, что командовать людьми ему очень нравится. Это прекрасно понимал один из его подчинённых, старший техник Женька, человек с чувством юмора, озорной и вольнолюбивый. Он был умнее своего начальника, не в техническом, а в человеческом плане. Ему нравилось злить честолюбивого начальника, но так, чтобы формально к нему нельзя было придраться. Женька развлекался, а бедняга начальник бледнел от бессильной злости. Ему так хотелось, чтобы его уважали. Мне приходилось улаживать конфликты между ними.
  Вообще люди маленького роста часто бывают амбициозны и властолюбивы. Достаточно вспомнить Наполеона. Можно привести и другие примеры. Я думаю, причина в том, что в детстве их часто обижали более рослые ребята.  Георгий и меня пытался наставлять в своём духе: «Извини, Владимир Иванович, что я лезу к тебе с советами. Но ты же умней и главного инженера и директора. Мне бы твою голову, я давно сидел бы в директорском кресле. А ты всего лишь начальник лаборатории. Надо активнее пробиваться наверх».
 Я только улыбался. Как объяснить этому человеку, что я совсем не хочу быть директором. Он всё равно не поверит мне.
 Не позавидуешь людям, у которых потребности выше реальных возможностей, а они не хотят или не могут это признать. Казалось бы, чего проще: сбалансируй потребности с возможностями и радуйся жизни. Источников радости, в том числе даже бесплатных, великое множество. Ан нет, фанаберия мешает. Мне кажется, что виной всему ошибочный выбор жизненных ценностей. Это может быть возрастной  «болезнью», которая со временем проходит сама собой, но может иметь и хронический характер.
 Хорошим средством профилактики этого «синдрома хронической неудовлетворённости» могут быть, как это ни странно, пережитые тяжёлые ситуации.
 Я получил эту «профилактическую прививку» в далёком 1943 году, во время войны, в голодном  студенческом общежитии Свердловского горного института. Цитирую фрагменты из книги «Моя родословная».

Продолжение: http://stihi.ru/2021/09/05/7541