Наши машины

Эдуард Шульман
            
Много раз перечитываю свои же миниатюры, в основном о работе на заводе, о людях, которые на сегодняшний день уже вышли на пенсию..., ведь после развала завода и, не побоюсь сказать - дурацкой ликвидации предприятия ТАПОИЧ, (Ташкентского авиационно - производственного объединения им. В.П. Чкалова), прошло почти двадцать лет. И, тем не менее, вспоминаю именно те случаи, когда с ними были связаны некоторые особенные события.
Это был расцвет производства: машины ИЛ-76, ИЛ-114 и др. шли как по накатанным рельсам, а работ по ним не уменьшалось. Тогда на заводе работало несколько десятков тысяч человек, (иногда называют цифру 40 тысяч, иногда – 50!). Однажды читал, что производство численностью свыше тысячи человек способно загружать самих себя так, что работы будет невпроворот. А здесь нас было десятки тысяч.

 В моем ТБ - технологическом бюро, работало восемнадцать инженеров-технологов, все были заняты обработкой и выпуском документов, направленных на изготовление панелей и агрегатов сотовых и композиционных конструкций, совершенствованием конструкции машин, техники и технологии. А площадь сотовых конструкций только на изд.76 составляла 350 кв. м. На ИЛ-114 значительно меньше, но зато там весь фюзеляж состоял из клеенных обшивок с подкладным листом и новыми конструкциями панелей и агрегатов с сотовым заполнителем. И к тому же на изд.114, как на пассажирской машине, внутри фюзеляжа был спроектирован интерьер, состоящий из сотовых панелей, для которого появилась необходимость заказать стенд для предварительной установки и отстыковки всего интерьера.

Интересно, что если смотреть на машину снаружи, а потом войти внутрь, то человек увидит почти все, что изготовил именно наш цех сотовых конструкций: ц.86 ТАПОИЧ. Только с трудом можно представить, сколько цех перелопатил документации на эти машины. (Иногда мне казалось, что документы валятся к нам, как с мусоропровода). Наши технологи были опытными: третей, второй и первой категории. У каждого из них была группа чертежей панелей, агрегатов, соответствующей техники, которую они вели, разрабатывали для них технологические процессы, а также был соответственно производственный мастер, группа рабочих которого и занималась изготовлением этих самых панелей и агрегатов. Сколько же этими и/технологами было направлено в отд. Гл. конструктора, Гл. технолога, Гл. металлурга и др. запросов, служебных записок, мероприятий, направленных на изменение, улучшение конструкции машин, технологических процессов и т.д., а затем все это внедрялось в цехе. И машины в самом деле становились совершенней и технологичней в изготовлении. По нашим запросам в ОГК в конструкцию машины были внесены многие изменения, согласованные с ОКБ, практически на всех панелях и агрегатах.
 
Наше техбюро проводило работы с головными институтами: НИАТ, ВИАМ, ГАП, а также с ОКБ через отдел 77, что было необычно для рядовых техбюро. На этом уровне решались очень серьезные вопросы по совершенствованию техники и технологии изготовления продукции.

  В конце месяца каждому из технологов писал план работ на следующий месяц и каждый из них был довольно полновесный. План работы дает возможность не только загрузить и/технолога необходимой работой, но контролировать и требовать выполнения. И все это связано также с выполнением плана самим цехом по выпуску изделия. Постоянно работал с каждым технологом пока не почувствовал настоящую усталость. Тогда и задумался над тем, как иначе организовать производство. Ведь сам - то  был занят по горло и другими цеховыми и общезаводскими делами. Да и с начальством были бесконечные контакты. В общем, пришла мне однажды идея составить план работы не каждому в отдельности технологу, а группе. Разделил всех на четыре группы, учитывая родство работ, и написал всего четыре плана вместо восемнадцати. Во главе каждой группы поставил старшего по званию - категории и опыту и/технолога. Ушел домой поздно, пока не написал все четыре плана. Перед уходом положил их на столы ведущим.

 Утром следующего дня мне было любопытно узнать, как это будет воспринято. Когда зашел в ТБ, меня приятно удивила картина: вокруг каждого ведущего за столом собралась его группа и... велась разборка планов. Теперь многое изменилось: ведущие себя почувствовали маленькими начальниками, они теперь курировали своих технологов, следили за сроками выполнения их работ, решали с ними тяжелые вопросы, замещали их на время отпуска, а мне по многим вопросам уже не надо было разговаривать с каждым лично, (хотя при необходимости - обязательно), а общаться с ведущим.

Ура! Стрельнуло! Теперь и технологи групп зауважали своих ведущих.
Однако длилось это не очень – то долго. Подходило начало 90-ых. Союз зашатался, это не могло не сказаться на деятельности завода. Да и ведущие и/технологи, набравшись огромного опыта и желавшие естественно своего повышения, стали переходить в отделы, в другие цеха с повышением или вообще переезжать на новые места работы, особенно в УАПК – новый Ульяновский авиационный завод. Я их хорошо понимал и даже не пытался удерживать, у меня со всеми ребятами были хорошие отношения. Не зря же, даже после их перехода на новые места, мы продолжали поддерживать дружеские отношения, ведь, в конце - концов, я тоже «приложил» к их росту свою руку. В цехе также происходили аналогичные изменения: увольнялись мастера…, завод… зашатался. Мы каждый день смотрели сообщения по телевизору из Москвы, читали газеты. Не могу сказать, что было все абсолютно понятно из того, что в Москве происходило в это время. Началось все с …. М.С.Горбачева. Он говорил очень красиво и, казалось, вдохнул свежую струю в «застоявшуюся» жизнь в стране в результате правления Л.И. Брежнева.

 Не вязалось только то, что именно во время правления Л.И.Брежнева, завод превратился в гигантское, оснащенное по последнему слову техники авиационное предприятие. Завод вышел на максимальное количество машин ИЛ-76 в м-ц: 6 маш/м-ц, одновременно освоил ИЛ-76МФ, запустил в производство ИЛ-114 и это… застой ?! К этому времени завод построил целый 4—ый жилгородок для своих работников, профилакторий, больницы, поликлиники, пионерские лагеря, первоклассный Дворец Авиастроителей и, наконец, дома отдыха, в т.ч. пансионат «Золотые пески» на Иссык-куле….  И еще много чего, в т.ч. и для города! И это тоже застой?!
А в цехе надо было снова что-то реорганизовывать. Кроме производственных групп, изготавливавших сотовые конструкции механизации машины крыла и оперения: дефлектора, хвостовые звенья, тормозные щитки, триммера и сервокомпенсаторы, а также кучу других разных панелей, в цех в свое время была передана и окончательная сборка агрегатов.

 Для этого была выделена дополнительная площадь. Технологи оформили планировки на размещение стапелей и создали техпроцессы сборки. Но и там мастера начали уходить. Переезжать в Ульяновск и т.д. Да, распад Союза отразился на производстве. У меня снова стала голова болеть, как оставшимся составом технологов, а их стало… 8 вместо бывших восемнадцати, обеспечить полный уход за всеми техпроцессами. Тогда пришлось провести собрание. На собрании объявил, что каждый и/технолог это не только технолог производственной группы, а по должностной инструкции – инженер-технолог цеха. И т.о., в связи со сложившейся ситуацией все и/технологи буду вести свои агрегаты на проход: от изготовления самих агрегатов до их окончательной сборки и сдачи цеху-потребителю.

 О своем решении пошел доложить начальнику цеха Жукову В.Н. Надо сказать, что он был прогрессивным, знающим производство и отличным его организатором.
Он создал этот цех с нуля, руководил им, глубоко вникал во все технические вопросы и добился выпуска качественной продукции. На заводе цех считался одним из лучших.
Он меня понял, а я только краем уха услышал, что и он занимался тем же вопросом. Похоже, что я внес предложением свою лепту в его решение для цеха. Так цех продолжал работу.

Но события, поднятые М.Горбачевым, развивались и мощно коснулись завода.
В один из рабочих дней руководство цехов и отделов пригласили в актовый зал. Надо сказать, что к этому времени и я поменял рабочее место: бывший зам.нач. цеха по подготовке производства тоже переехал на новую работу в Ульяновск. Я его неоднократно замещал… во время его командировок, отпуска и т.д. Так что с работой зама был хорошо знаком. Но…. мне не нравилась эта работа по простой причине: ответственности много, а людей, как ни странно, с которыми нужно работать, практически нет. Все просто: в подчинении ТБ, механик цеха, энергетик цеха, завхоз с его уборщиками цеха, а во главе каждой из этих групп есть свой начальник. Моя задача, как я сразу понял, им не мешать. У меня остается только инженер по оснастке, который сам вышел из рабочих.

Точнее я его оттуда вытащил на освободившееся место, как только увидел, что парень с техническим образованием, но… с больным сердцем. Ему приходилось в процессе работы возить очень тяжелые приспособления для склейки дефлектора, время от времени он ложился на профилактику. Когда он перешел ко мне, похоже, ему стало лучше, во всяком случае, на профилактику он больше не ложился. Т.о., основная работа зама заключалась в отчетности за технику и пожарной безопасности перед отделами, проводить дни по ТБ и ПБ с мастерами, собирать отчеты. По сравнению с живой работы в ТБ с технологами, чертежами, новой техникой и т.д., и т.д., мне эта работа казалась скучной.

 Уже был случай, когда вместо себя на должность зама я предложил моего старшего технолога, хорошего специалиста, окончившего ХАИ, В. Колесниченко. Он согласился, но работал недолго и уехал на малую родину, где вскоре стал директором небольшого завода. И вот теперь было новое приглашение. Но ситуация изменилась: теперь я был по возрасту самым старшим в ТБ, и я решил согласиться, хотя разница была довольно смешная: зам. нач. цеха получал оклад всего - то на 5 руб. выше меня.

Приглашение занять должность зама по подготовке производства я почему-то получал не лично от нач. цеха, а от его посланников. Я очень хорошо знал характер своего нач.цеха: если будет необходимость выразить недовольство, обязательно скажет, что сам напросился на эту работу. Поэтому пришел к нему только по личному его вызову по прямому телефону: «Зайди ко мне!» Зашел. «Привет, я тебе предлагаю занять должность моего зама по подготовке производства».
Я решил пошутить: «Вячеслав Николаевич, что я Вам сделал такого плохого?»
«Ладно, ладно, буду помогать!» - он улыбнулся. Вот это я и ждал. Теперь я мог спокойно работать, и в самом деле, в помощи я не нуждался, но вот и упреков от него тоже никогда не было.

Но вот пришли в большой актовый зал, который был переполнен, даже в проходах стояли люди. Я обратил внимание, что среди них было много узбеков. Действительно, на заводе работало много узбеков, среди них были и рабочие, и конструктора, и технологи, и начальники всех мастей до зам. директора завода и…, конечно секретарь парторганизации завода – номенклатурная должность только узбека. Ну что-ж, в этом составе завод работал просто отлично!
На сцене стоял длинный стол, за которым восседала вся администрация завода, кроме директора.

То, что обсуждали на этом собрании, меня потрясло. По предложению М.С. Горбачева в каждой республике государственным языком становился язык этой самой республики. С трибуны шел разговор о том, что это действительно так, но пока что не все его знают, документация вся на русском языке, поэтому с практическим переходом придется потерпеть. Но, как оказалось, в проходах, в основном стоявшие молодые узбеки, очень бурно на это реагировали. Они гневно кричали, что пришел конец русскому языку, нечего отнекиваться, а надо немедленно перейти на узбекский…. Их никто не мог успокоить.

 Да и потом…, я был просто поражен, что с начальством, которое было по-настоящему мощным, квалифицированным, всеми уважаемым, можно так безапелляционно, по-хамски разговаривать. Я уходил с собрания с полным сумбуром в голове. Что теперь будет с производством, с заводом, как можно мгновенно переделать на узбекский язык всю документацию. Я был уверен, что в узбекском языке даже нет на сегодняшний день многих технических слов, имеющихся в чертежах, техдокументации, наконец, в Стандартах Союза и тем более – международных. Но время шло и вдруг, был на заводе ликвидирован…. Партком.

 А завод работал, мне даже показалось, стало легче оформлять приказы по заводу: теперь не надо их с ним согласовывать, особенно, когда речь шла об изменении в штатном расписании, (уж без парткома – никак). По возможности, они всегда старались протолкнуть узбека.

Но вот однажды к нам в ТБ пришла куратор отдела 76 М. Джураева. Хорошая  женщина, которая всегда согласовывала мне любые документы, в т.ч. планы работ ТБ на очередной месяц. Джураева сказала, что у нее задание от нач. отдела взять у нас любую технологию и перевести на… узбекский язык. Заставила меня улыбнуться, и… я здорово задумался, что бы такое несложное дать для перевода. В конце - концов, решил дать типовую технологию по транспортировке приспособлений для сборки-склейки панелей и агрегатов внутри цеха. Это была технология всего на 4-х листах. Она отражала и сам процесс транспортировки, и технику безопасности при выполнении этих работ.

Джураева принесла перевод только через…. полгода. Теперь у меня была проблема: а что же она там написала. Передал ее перевод-технологию замечательному культурному производственному мастеру-узбеку – руководителю группы изготовления дефлекторов на изд. «76» Джалилову, блестяще знающего русский язык. Где - то через час, он вернул и сказал, что это не технология, а бредсивкейбл. Кто не знает: бред сивой кобылы. (Я Джураевой ничего говорить не стал, она не виновна).

 Тогда так думал и сейчас также думаю: первое, что дало мощнейший толчок к распаду Союза – это решение о языке. Русский язык был основным в Союзе, никаких выступлений против никогда и нигде не было, по крайней мере, я такого не помню, так почему же нельзя было принять решение.... сразу о двух главных государственных  языках: русском и родном национальном каждой республики!!!

 Положение на заводе ухудшалось: резко замедлился выпуск машин, снизились темпы изготовления агрегатов, с перебоями выдавалась зарплата, увеличился поток увольнявшихся. Была попытка превратить завод в акционерное общество. Вместо части зарплаты выдавали акции. Не зная чем все это закончится, на заводе появились люди, скупавшие акции у других. Видимо у них теплилась надежда, что завод поднимется и тогда, благодаря крупным акциям, они станут богатыми. Теперь уже известно: завод обанкротился – все их акции накрылись.

 К власти страны пришел Б.Н. Ельцин и его команда. У каждого работника завода в голове происходили головоломки: что теперь будет с нашим гигантским заводом, что будет с Союзом. По заводу пронесся слух, что правительство Узбекистана намеревается производить на заводе... трамваи вместо самолетов. Но этого не случилось. Выпуск машин практически прекратился. Техбюро нашего цеха опустело, на работу выходил один технолог и несколько женщин-технологов. У меня впервые появилось свободное время. На редкие документы, приходившие в цех, я сам выдавал документацию за своей подписью. Я стал подумывать об увольнении.
 
Мучительно думал обо всех событиях в Союзе, которые неслись с экрана телевизора и в газетах. Было мутно. Пришла в голову мысль, что у Союза столько институтов, столько ученых, так неужели нельзя было все эти события проиграть в отдельно взятой области, республике, а не решать все это по ходу, как само по себе все сложится. Сегодня, когда прошло тридцать лет после ГКЧП, снова обвал литературы о событиях 90-ых. И что же? Нет окончательного непререкаемого мнения: что же это было? До сих пор идут дебаты, критика всех и вся, дебаты о виновности. Нет виновных, потому что виновными называют всех, кто был у власти в то время.
 
 С тех пор ОКБ им. Ильюшина борется за то, чтобы их машины: Ил -76, ИЛ-114 и другие продолжали бы изготавливаться. Кто за этим следит, знает, что наметился прогресс: машины будут изготавливаться на разных предприятиях России. Но какие же произошли огромные потери: эти машины были освоены ТАПОИЧ, выпускались ритмично, их выпуск велся на полностью оснащенном всем оборудованием, материалами и оснасткой заводе. Их выпуском занимались великолепные специалисты – мастера своего дела, квалифицированные рабочие, знавшие все тонкости изготовления деталей, агрегатов и сборки, и всем этим потоком хорошо управляли начальники цехов и отделов, начальники производств, вплоть до директора завода.
Безусловно, для них для всех это была огромная потеря не только в зарплате, но в выпуске любимого детища – самолета!
 
 СтОит посмотреть сайт в «Одноклассниках» под рубрикой «Музей ТАПОИЧ» Там собрана вся история завода: от его эвакуации с Химок до полного размещения в Ташкенте, отражена вся деятельность завода, его людей за весь период выпуска всех машин: от ЛИ-2, ИЛ-14, АН-8, АН-12, Антея, др. машин, до ИЛ-76, его модификаций, в т.ч. ИЛ -76К для космонавтов, ИЛ-76А, ИЛ-78, ИЛ - 76МФ, ИЛ-114 и т.д. Бывшие работники завода вспоминают счастливые дни работы на заводе и горечь от его утраты. Нет никому прощения за потерю одного из лучших самолетостроительных заводов мира, гордо носившего звание – ТАПОИЧ!

Нет сомнения в том, что на вновь запускаемых в производство маш. ИЛ-76, ИЛ-114 и их модификациях на предприятиях России, произошли крупные технологические и даже конструктивные изменения. Думаю, что все работники ТАПОИЧ будут очень рады, что их детища продолжают жить: изготавливаться и летать!
 Сегодня в Интернете появилось сообщение: маш. ИЛ-76МД – 90 А, заводской номер 0206, передана ВКС России. Поздравляем УАПК! В то же время абсолютно уверены, что наш труд на этих машинах не пропал даром.
Маш. ИЛ-114 будет сертифицирована, но пока будет летать с интерьером, изготовленным ТАПОИЧ!
А мы, бывшие работники ТАПОИЧ, будем продолжать следить за новыми взлетами НАШИХ машин!
                ЭДШ 11.09.2021г.

P.S. Основные конструктивные изменения, которые были внедрены на маш. ИЛ-76 по запросам инженеров- технологов ц. 86 ТАПОИЧ
 1. Введены технологические анкер - гайки по средней линии всех лонжеронов и балочек клиновидных агрегатов в связи с тем, что при их термостатировании – склейке в автоклавах ф. Шольц, при высокой температуре и избыточном давлении, они сползали с вкладышей приспособлений и изгибались вовнутрь сот, что приводило к браку. С введением а/гаек сборки фиксировались к вкладышам жестко установленных на плитах приспособления.
2. Изменено направление листов фольги на дефлекторах перпендикулярно законцовочному стрингеру, что обеспечило их жесткость и улучшило способ обработки.
3. Изменена ячейка сотового заполнителя на тормозных щитках и спойлерах с а=5 на а= 2.5, (а - сторона ячейки фольги сотового заполнителя в мм.). Одновременно изменена толщина листов обшивок т.щ. Это обеспечило жесткость щитков, как в изготовлении, так и в полете.
4. Изменено положение торцевых нервюр на хвостовых звеньях закрылков перпендикулярно средней линии лонжерона для ликвидации клиновидного зазора между обрезом сотоблока с плоскостью нервюр. 
5. Введены дренажные отв. в диафрагмах носочков триммеров и сервокомпенсаторов в связи с тем, что во время полетов там скапливалась и замерзала вода.
6. Проводились очень крупные изменения в спецмероприятиях, подготавливаемых к приезду команды конструкторов ОКБ.
Одновременно уточнялись Технические Условия ОКБ на изготовление сотовых конструкций. Достаточно сказать, что если в начале запуска изделия эти условия были составлены на 4-х листах, то на момент окончания серийного производства, Технические Условия имели минимум 25 листов.
 Нечего и говорить, что одновременно с конструктивными изменениями, совершенствовалась техника и технология изготовления сотовых конструкций.
Все изменения перечислить невозможно, но самое важное, что было внедрено и/технологами, хотя бы в первом приближении, можно.
1. Внедрение приспособлений для склейки образцов-свидетелей, изготовленных по техзаданию технологов, обеспечивших качественное изготовление образцов.
2. Разработка техзаданий, совершенствование практически всех приспособлений для сварки АРДЭС, приспособлений для выклейки и сборки агрегатов и панелей, а также для гермостолов автоклава.
3. Заказ и внедрение спецустановок, инструмента и материалов
4. Разработка планировок для расстановки всего оборудования и оснастки.
5. Заказаны и внедрены гермостолы автоклавов, с сеткой вакуум системы для обеспечения вакуумного давления на все сборки в период термостатирования. (До соединения вакуума с атмосферой и воздействия избыточного давления).
Были освоены также модификации изд.76, и также проведены все соответствующие доработки для доведения всех сотовых конструкций до полной их кондиции.

  На изд. 114 также были проведены конструктивные изменения по запросам и/технологов. В то же время опыт, полученный при изготовлении изд. 76, позволил распространить технологические процессы на изд. 114. Новым было: сборка-склейка обшивок фюзеляжа с подкладными ажурными листами.
Изготовление триммеров и сервокомпенсаторов с цельной гнутой обшивкой, введение интерьера, которым ранее заводу никогда не приходилось заниматься.
Для сборки-склейки обшивок с подкладными листами были заказаны спецприспособления, учитывая их большие размеры, на собственных колесах, закатывающиеся в автоклав.

Для интерьера был заказан стенд на всю длину самолета, для предварительной установки и взаимоувязки всех панелей потолка, боковых панелей, панелей иллюминатора, багажных полок, панелей пола и др. панелей.
Для термостатирования триммеров введена утолщенная цулага, обеспечившая качественную поверхность обшивки и цельность самого триммера.
Обеспечена качественная склейка панелей интерьера с декоративной пленкой и винилискожей.

Вся работа выполнялась трудовым коллективом цеха №86 ТАПОИЧ,
добившемся самых высоких результатов своей деятельности от нач.цеха до рабочих всех квалификаций, в т.ч. вспомогательных служб цеха.

Инженеры технологи цеха настолько стали опытными и знающими производство, что даже после развала Союза, они были востребованы на предприятиях России, Украины и Узбекистана.    
    
 
Кем же стали инженеры-технологи обычного для ТАПОИЧ техбюро на просторах России, Украины, Узбекистана:

Колесниченко В.  - Директор завода (Украина)
Кочетков П.      - Гл. инженер завода (Россия)
Мун С.           - Гл. инж. ЖД (Узбекистан)
Неймарк В.       - Гл. сварщик завода (Узбекистан)
Кусков Ю.        - Гл. механик завода (Россия)
Хабибулин О.     - Нач.ОТС авиапредприятия (Россия)
Швец Г.          - Нач. цеха авиазавода (Россия)
Кочеткова В.     - Нач. отд. авиазавода (Россия)
Меркулова        - Нач. ОТК цеха (Узбекистан)
Васильев А.      - Нач. ТБ цеха (Узбекистан)
Ем С.            - Один из рук. Страхагенства (Узбекистан)
Травков А.       - бизнесмен (Россия)
Шемахян О.       - Нач. смены фабрики (Россия)
Швецов В.        - Нач. Лаборатории авиапредпр. (Россия)

Это неполный список людей, продолживших работу на предприятиях после получения отличного опыта на ТАПОИЧ.
Сегодня,  безусловно, кто-то из них перешел на другую работу, но важно то, что все они с отличной подготовкой, полученной на авиапредприятии г. Ташкента.