Время Гомера и его героев, цикл

Оскар Хуторянский
ТЁМНЫЕ ВЕКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Как странно, тёмные века
Для Греции - горда Гомером!
Три тысячи лет тому она -
Вошла в тупик для нас примером.   (1)

Чем знамениты те века?
Падением греческой культуры.
Забыли письменность тогда;
Театра нет, архитектуры.

Гомера помнили на слух
Передавали в поколениях.
А он для них был гений, дух;
Для них был - “чудное мгновение”!

А что же было до того,
До “века тёмного” завесы?
А были мифы про богов
Проделки Зевса и Гермеса.

Там был Орфей и Эвридика,
И были подвиги Геракла.
Падение Трои не забыто
Все до Гомера были даты.

В Колхиду плыли аргонавты,
Циклоп боролся с Одиссеем.
И амазонки и кентавры -
Все знания о них имеем.

Потом культура возродилась,
Дала философов, поэтов
И скульпторов чудесной силы -
К ним до сих пор мы - за советом.


(1) Тёмные века, Гомеровская эпоха, пред-полисный период — период в истории Древней Греции, охватывающий XII—IX века до н. э.

В конце XIII века до н.э., пришли завоеватели -дорийцы которые уничтожили практически все города и все ахийское население, хотя сами, при этом, находились на более низкой ступени развития цивилизации.
Была забыта древнейшая письменность, прекратилось строительство и развитие орудий труда.


;
ГОМЕР

Неважно, что Гомер был слеп.
А может, так и проще...
Когда стихи уже – как хлеб,
они вкусней на ощупь. 
             Римма Казакова, “Гомер”


Нам не известно ничего
О нём, о жизни, о стремлениях.
Но в тех, кто слышали его -
Стихами - мысли пробуждение.

А жил он в “тёмные века”
Цивилизации Эллады.
Культура пала, и тогда
Забыли письменности клады. 

Но, сохранилась сквозь века,
Да что века, тысячелетия
Его гекзаметра строка,
Герои, их страстей соцветия.

Его поэмы - грекам дар
Был, как Завет для иудеев.
Как Библия - для христиан,
Значение не меньше, верим.

Другое время, те же страсти.
Не изменился человек.
Гомер все описал напасти,
А ведь прошло три тысячи лет.

Наш внутренний и внешний мир
Были всегда в противоречии,
Хотя, эмоций пышный пир
Не изменились сквозь столетия.

Менялся строй, менялся век,
Рождались, гибли все империи.
Но оставался человек
С его душой, с её стремлением.

Понятна нам "любовь до гроба",
"Отцы детей не понимают",
И "быть - не быть" вопрос, что снова
Довольно часто поднимают.

Тысячелетия промелькнули,
Но делаем грехи все те же.
Не изменились мы, по сути,
И ошибаемся не реже.

Пусть технология "выше крыши",
Пусть демократия - "в расцвете".
Гомера мы не стали выше;
Не важно, где, в котором веке.


 
ГЕРОИ ГОМЕРА

Какие темы поднял он!
Пласты какие личной жизни!
Каких характеров дал том,
На тысячи лет дал афоризмы. 

Считается - писатель тот,
Кто даст характер и героя.
Гомер нам дал примеров сто,
И даже больше помнит Троя.

Там есть Ахилл - богини сын,
Не знает жалость, сострадание.
Бессмертной славы господин,
Ведь путь в крови – его призвание.

Там есть другой герой. Его
Сомнения мучат перед боем.
Он знает долг и за него
Положит Гектор жизнь перед строем.

Там есть неверная жена.
Из-за Елены - заваруха.
Она красивей всех. Она -
Повинна в том, что тысячи трупов. 

Там есть жена, что верит в мужа
И десять лет ему верна.
Хоть в Греции мораль похуже
И Пенелопа там одна.

Там есть прекрасные рабыни,
И спор суровый из-за них.
А помогают им богини
И боги тоже входят в стих. 

И там, где сила не поможет,
Простая хитрость помогла -
Конь деревянный - много может,
Он - проявление ума. 

Младенцев там приносят в жертву,
Там жриц насилует солдат,
Старик отец приходит первым,
Чтоб тело сына взять назад. 

Там в путешествиях по морю
Циклопов встретим и сирен. 
О том читали все запоем
Три тысячи лет.  Он взял нас в плен.

Да были битвы из-за Трои,
Но не Елена им нужна, -
К Босфору выход для торговли
Рабов славянских и зерна. 

Предлог не важен. Важно - живы
Герои тех поэм в веках.
И жизни той былой картины -
Ахилл и Гектор, Телемах.



АХИЛЛ

«Гнев, о, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!
Гнев неуёмный его много бедствий ахеянам сделал…»
    - Гомер, «Илиада», песнь 1-я, начало


Любили греческие боги
Иметь со смертными детей;
Да, попадались “недотроги”,
Но богу отказать не смей.   

Их дети - смертны, но - герои!
Простому греку - не чета.
Их силы больше, может, втрое,
Чем есть у льва или быка.

Родитель им всегда поможет,
Подсказкой, молнией, стрелой.
Герой - он подвиги умножит
Пусть полу-бог, но “в доску свой”

Геракла  подвиги мы знаем -
Внебрачный Зевса был сынок.
Ещё Ахилл нам узнаваем -
Кто победить его бы смог?   

Отец пусть царь, но всё же смертный,
Но мать - богиня из морей, 
Бизе был прав в “Кармен" наверно -
Да смертный, а ... любовь сильней! 

Ахилл - храбрейший из героев!
Гомер о нём писал взахлёб.
Он отличился в битве Трои,
Для Александра - был он бог.

Он был учеником Хирона,
Кентавра мудрого тех лет.   
Учил он боль терпеть без стона,
Не зазнаваться от побед. 

Мечом, копьём, стрелой и диском -
Никто сравниться не мог с ним
Как в рукопашном бою близком,
В фаланге был непобедим. 

Герой с характером открытым
Герой – орудие войны!
Добро и зло в нём вместе свиты,
И нам видны со стороны.

Герой не слушал чужих мнений,
Неукротимы гнев и месть.
Дитя ли, воин, старец древний...
Ахилл для них значение – смерть.

Его лишь пятка уязвима -
Та “ахиллесова пята”,
Что мама защитить забыла,
Кода всё тело сберегла.    

Но там, где тонко, там и рвётся!
И место то нашла стрела. 
Не часто смертным удаётся
Стать божеством в глазах врага.

Он знал, что встретит смерть под Троей,
Судьбу ему не отвратить.
Лишь обессмертить себя с боем,
Чтоб в памяти остаться жить.




ГЕКТОР

Храбрейший воин был у Трои,
Приама и Гекубы сын,
Примером лучшим был героя,
Он у Гомера, чем Ахилл.

Не полубог и уязвимый,
Был человеком - плоть и кровь.
Он десять лет преградой сильной
Для греков был он вновь и вновь.

Он был красив и благороден,
И полководец, и солдат.
Он верен долгу и свободен,
Он Трое - щит, троянам - брат.

В рядах он первый в рукопашной,
Пусть греков больше в десять раз.
Духом и рукой отважный
О нём Гомер ведёт рассказ.

Его вина - убил он друга
(А может более того)
Ахилла, здесь не до испуга -
Он - смертный, пред лицом богов.

Ахилла тело меди тверже,
Афина даст ему копьё,
В боях ведь шулеры есть тоже,
И честных победит жульё. 

Пусть Гектор был по нраву Зевсу,
Афины происки хитрей -
Ахилл - любимец, а известно
Любовь симпатии сильней.

Ахилл - убийца беспощадный,
Не мыслью славен, а мечом.
Неуязвим он, тем и храбрый,
В бой шёл с богиней за плечом.

Потом над телом надругался,
За колесницей волочил,
Над Трои гордостью смеялся,
Смысл жизни в этом его был.

Отцу продаст он тело сына
По весу - золото в обмен.
Вдова его - потом рабыня
Ахилл сына - вот удел.

Сын Гектора, ещё младенец,
Был сброшен с башни Трои вниз
Ни кем другим, как Одиссеем -
Трагедии греческой каприз.
;


АГАМЕМНОН

Гомер контрастами был славен,
Геройство, трусость, гордость, месть.
Ахилл и Гектор там был сравнен,
К Приаму - Агамемнон есть.

Приам был царь великой Трои,
Париса, Гектора отец,
Кассандра - дочь его.   Достоин
Почёта, мудрости венец. 

А Агамемнон “Илиады”,
Микенский царь. Был во главе
Всех греков собранной армады,
Всех полководцев, кто в цене.

Важней Ахилла, Одиссея,
Афин и Спарты, и других…
Как Агамемнон стал сильнее?
Об этом будет этот стих.

Высокомерный и жестокий
По меркам греков тех времён
Достойным взять тот пост высокий,
К нему всей жизнью приведён.

Между отцом его и дядей
Кровавый спор был много лет.
Отец дал дяде, смеха ради,
Детей его же на обед.

И дядя был «не промах» сроду -
Он обесчестил свою дочь
Пророчеств Пифии в угоду,
Чтоб стать царём - все нормы прочь.

Такая вот была семейка,
И Агамемнон это знал.
Став предводителем, сумей-ка,
Чтоб твой соперник проиграл.

Упор на главную гордыню,
Ахилла нет сильней в строю, -
Его любимую рабыню
Взял, как наложницу свою.

Знал Агамемнон, что примером,
Был укрощенный Ахиллес, -
Останется в эллинах верой,
Кто есть при власти, а кто без.

Как предводитель он - бездарный,
Стояла Троя десять лет.
С Ахиллом ссорой бесталанной
Успехи все он свёл на нет.   

Троянский Конь, падение Трои
Заслугой не были его,
Добычи же досталось вдвое,
Кассандру также для него.

Принёс он в жертву Артемиде
Свою красивейшую дочь,
Чтоб та на деле, не на виде,
Старалась в битве им помочь.

Коварство победит коварство -
Его неверная супруга,
Его лишила жизни, царства
С любовником, кузеном, другом.

Контрастом Пенелопе, видно,
Служила типом та жена.
Нам за злодея не обидно.
Так Илиада создана.

Потом в Микенах нашли маску
Для погребения царя.
Вот Агамемнон во всех красках,
Писал Гомер о нём не зря.
;



ПРИАМ

Трагедия старика отца,
Пришедшего за телом сына.
Гомер понять дал до конца,
Какая боль это и сила. 

Пусть стены крепости крепки,
Пусть десять лет осада длиться.
За сына младшего грехи
В ответе царство и столица.

Парис интригами богинь,
Стал жертвой «яблока раздора».
За женщину - в аду хоть сгинь…
Елена в Трое стала спором.

Случилось в мире так и ранее -
Ушла неверная жена!
И нет истории банальнее,
И не Каренина она,

Но есть идея для истории,
Есть Троя - лакомый кусок,
Стояла, кстати, на Босфоре, -
Ключ к всей торговле - вот урок.

Приам - по нашему он - “первый”
Когда-то он Геракла знал.
Теперь он старец, жизни верной
Конец трагический, финал.

Трагедия похуже Лира, -
Погибший сын, в рабынях дочь,
Когда-то Трои был кумиром,
Теперь не в силах ей помочь.

Честь, добродетель - не защита
Ни от меча, ни от копья.
Кровь Трои сквозь века пролита,
Она добыча для зверья.

Слепой Гомер всё видел это.
Слепой Гомер всё это знал!
Три тысячи лет ответят эхом
В сердцах, кто сердцем принимал.
;



КАССАНДРА

Долго Троя в положении осадном
Оставалась неприступною твердыней,
Но троянцы не поверили Кассандре,-
Троя, может быть, стояла б и поныне.
              В. Высоцкий


Судьба печальна ясновидцев,
Пророчествам никто не верит.
Пусть ночью истина им снится,
И пусть беда уже у двери.    

Они безумны для “нормальных”,
Они блаженны или ведьмы.
Их загоняют в угол дальний
Или в костёр, с согласия церкви.

Их предсказания не слышат
Мужи учёные и власти.
Родители их просят: “Тише…"
И обещают плеть иль сласти.

Они молчать не в состоянии -
Зло видят до его рождения.
Причинно-следственные связи
Им не нужны для вдохновения.

Ей - видеть результат пророчеств
И разрушение милой Трои,
И слышать стон всех тех ничтожеств,
Что и слезы её не стоят.



;
ОДИССЕЙ

Я — Одиссей, царь Итаки. И это история моих странствий.
       - Гомер, Одиссея

Итаки царь, умнее многих, -
Троянский Конь - его дитя.
В гекзаметрах Гомера строгих
В двух книгах он герой не зря.

Он отличился в “Илиаде”,
И в центре “Одиссеи” он.
Он жил умом, не славы ради,
Там, где ценился бронзы звон.

Он был хитёр и изворотлив,
Сизиф, по слухам, был отец.  (1)
Кто катит камень, знают боги
Начало есть, но где конец?   (2)

Женою Пенелопа стала, 
Спартанка, верная жена.
Его десятилетия ждала,
Хот забыть давно могла.

Обидел Посейдона как-то,
А тот на выдумки хитёр -
И Одиссея страшным актом
Эгейским волнам дал простор.

Там Одиссей в своих скитаниях
Увидел чуда наяву -
Циклопа страшное создание,
Сирен поющих песнь ему.

Он уходил от людоедов,
Спал с ведьмой, чарам уступив,
Вёл часто с мёртвыми беседы,
Судьбы своей узнав мотив.

Ушёл о Скилла и Харибды -   (3)
Морских чудовищ, без пощад.
Знал раны, шрамы и обиды,
И с Калипсо был связи рад.   (4)

Он десять лет стремился к дому,
Плюс десять лет, как шла война…
История шла бы по другому,
Но Пенелопа ведь ждала.

Ждала, хоть не было отбоя
От первоклассных женихов.
Их сто двенадцать было строем…
Но Одиссей - один на сто.

Он по Гомеру - умный очень,
“Многострадальный” он притом.
Вот “горя от ума” источник!
Все беды от ума потом.



(1) Согласно одной из версий выдающийся хитрец, коринфянин Сизиф, изнасиловал мать Одиссея Антиклею незадолго до её замужества и стал настоящим отцом Одиссея

(2) Сизиф —  строитель и царь Коринфа, после смерти приговорённый богами катить на гору в Тартаре тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, раз за разом скатывался вниз.

(3) Харибда — морское чудище  олицетворённое представление всепоглощающей морской пучины
Скилла - морское чудище, представляла собой смертельную опасность для любого, кто проплывал мимо неё.

(4) Калипсо - прелестная нимфа острова Огигия, куда попал спасшийся Одиссей на обломке корабля, и с которой он провёл там семь лет.



;
ТРОЯНСКИЙ КОНЬ

«Бойся данайцев дары приносящих»
                Гомер
 
Данайцев дар - троянский конь
Судьбу решил всей Трои.
Науку - “дар врага - не тронь” ...
Не помним мы до боли.   

Слова мудрейшего Гомера;
«Не доверяй врагам свои»
Служили б нам всем с правдой, верой...
Коль к сердцу приняли мы их.   
 
Но мы наивны, как троянцы
И верим в ложные дары,
И в чувства, что не постоянны,
Как часть прижизненной игры.
 
Нам нужно верить и мы верим,
Хоть обжигались мы не раз,
Но относили все потери
Как «случай», как «в последний раз»...
 
Лаокоонт за это платит жизнью
Своей, как и своих детей      
Я помню, что в другой отчизне:
«Плохого о врагах не смей!»
 
И перед самой той войной,
Потом Великою назвали,
Шли под арест и на убой,
Кто предсказание подтверждали.
 
Как много можно избежать
Когда к атаке подготовлен
И как за пактом понимать -
«Троянский Конь» вам приготовлен.
;



СИРЕНЫ

Сирены звук звучит к тревоге,
Как память мифов древних дней,
Прекрасных дев встречал в походе
Небезызвестный Одиссей.

Их красота манит и губит
Дурманит мысли и тела.
Тот, кто услышал, тот не будет
Решать и то, что дважды два.

Крылаты девы, как валькирии,
Но кровожадные, как львы.
Когда-то люди их обидели,
И платят дань теперь, увы.

А были дочки Терпсихоры,
Балета музы и как-кан.
Зачем с людьми нужны им споры?
Но выбор им другой не дан.

Они гуляли с Парсефоной -
Младой богиней, но Аид
Её похитил себе в жёны
Когда забылись лишь на миг.

Они метались и искали
Обшарили углы Земли,
Потом им боги крылья дали,
Чтоб небо обыскать могли.

Им хвост дан рыбий, как русалкам,
Чтобы искать не дне морском.
Им люди отказали (жалко)
Искать богиню днём с огнём.

С тех пор сирены мстят жестоко
И соблазняют моряков.
Услышав звук, не видит око
Сирен воздушных - будь готов!



Сирены — мифические существа женского пола, женщины-птицы или русалки. Они - дочери музы Терпсихоры.

Пение сирен символизирует опасность и угрозу. Не зря в современном мире сиреной называют сигнал, используемый для предупреждения о чём-либо.

По преданию, сирены первоначально были нимфами в окружении юной богини Персефоны. Однажды, когда Персефона гуляла на лугу близ Энны у озера Перг, бог подземного царства, Аид, похитил её, чтобы сделать своей женой. Бедные нимфы не могли простить себе, что не уследили за своей прекрасной богиней.

Не найдя молодую богиню на суше, они превратились в полуптиц и полурыб, чтобы они смогли искать Персефону в воздухе и водном царстве.

Когда же сирены обратились за помощью к обычным людям, смертные отказали им в помощи. Сирены мстить всему роду человеческому: девы-рыбы пением утягивали моряков в пучину морскую.

Крылатые девы высасывали кровь тех, кто останавливался их послушать.