Героям слава, с точки зрения древнегреческих мифов

Пижма Леся
Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу.
Пс. 113:9

По представлениям древних греков, Троянская война стала концом так называемого века героев. Кто же такие эти «герои»? Древние эллины называли героями мифических персонажей – полубогов-полулюдей (аналогично, кстати, образу киборгов в наш компьютерный век). Отличительная черта героического характера: беспредельное славолюбие. Для героя личная бессмертная слава – высшая ценность. Ради славы герой готов даже пойти на верную гибель. Вспомним, например, Ахиллеса, перед которым был выбор: долгая, но безвестная и тихая жизнь или же ранняя, но славная смерть в Троянской войне. Ахиллес, как настоящий герой, выбрал второе.

К началу Троянской войны, род героев сильно разросся – при этом они продолжали жить крайне нечестиво, постоянно проливая кровь своих родственников. Подобного оскорбления не выдержала Гея-Земля: ей было неимоверно тяжело носить таких нечестивцев, она «не могла больше принимать проливаемую ими кровь». Гея стала просить своего внука Зевса, чтобы он избавил её от героев. Зевс оказался в затруднительном положении. С одной стороны, ему надлежало исполнить волю своей прародительницы Геи, но в то же время он жалел героев, ведь многие из них были его потомками... Наконец Зевс придумал, как ему поступить. Он решил устроить большую войну, в которой герои погибнут со славой, к которой они так стремились. Так началась Троянская война – война, в которой не было победителей. Троя пала и была разрушена, а почти все ахейские военачальники погибли при возвращении домой… Этим мифом древние греки отобразили следующую закономерность/идею: государства, идеологии или отдельные люди, ищущие своей славы, воздающие славу себе – обречены на гибель…

Именно такую славолюбивую ложную героику отобразил Лев Толстой в образе Андрея Болконского в своем романе «Война и мир», который он сам сравнивал с древнегреческой «Илиадой». Болконский жаждет славы. Он мечтает о своём личном Тулоне, как у Бонапарта. Его не пугает эта жуткая, ужасная слава разорителя Тулона. Его не пугают «смерть и страдания», он даже согласился бы пожертвовать своими близкими (отцом, сестрой и женой) «за минуту славы». Слава для князя Андрея в тот момент – смысл жизни. Ради неё он готов буквально на всё. Вдобавок ко всему Андрей Болконский – неверующий человек. Таким образом, перед нами типичный древнегреческий герой: славолюбец и богоборец, готовый на убийство родственников. Бородино стало новой Троей для героев романа того времени: Наполеона и Болконского. Бородинское сражение – это начало падения Наполеона. Оно же послужило толчком и для гибели героической натуры князя Андрея…

Интересно также заметить, что лозунг: «Смерть врагам !» красочная иллюстрация того, что происходит с героями, не осознавшими ошибочность своего пагубного экзальтированного славоустремления. Помните, что случилось с Болконским после всех жизненных трудностей, свалившихся на него после Аустерлица? Он ведь тоже говорит: «Смерть врагам!», когда отказывается брать в плен вражеских солдат. Болконский движется злостью и гневом. Нечто подобное случается и с Ахиллесом, ушедшим на Троянскую войну в поисках славы. Ахиллес гнался за славой, а кончил – гневом, и этот гнев гибелен в первую очередь для его собственного народа…

Посему, прославление чего-нибудь или кого-нибудь – действо куда более серьёзное, чем может показаться на первый взгляд. К примеру, если внимательно вслушаться в тексты многих православных молитв, то можно заметить, что православные христиане славят только Бога (очень редко – Богородицу): «… сей Бог наш, препрославлен есть, тому Единому поим, яко прославися». Кстати, во времена Российской империи по одержании знаменательных военных успехов официальные лица спешили воздать славу не Отечеству, не монарху, не армии – а именно Богу. «Слава Господу Богу и честь Всероссийскому флоту!» - писал адмирал Григорий Спиридов в своём донесении о Чесменской виктории 1770-го года. «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» - именно эти слова из Псалтири было решено выгравировать на памятной медали в честь победы России в Отечественной войне 1812-го года. Таким образом, русское воинство даже после одержанных им великих побед, осознанно отрекалoсь от личной славы, воздавая её Единому Богу – даровавшему ему торжество над неприятелем.

Как бы парадоксально это не звучало, истинный патриот своего Отечества не будет его славить. Воздающий славу Родине губит её своим славословием. Те, кто славят свою страну, нацию или героев, обрекают ее и себя, как Болконский – на страдания, Троя – на разрушение, а ахейские полководцы – на трагическую гибель...