14. Пей до дна!!!

Геннадий Киселёв

Банкет устроили, не разбирая декораций, на месте только что закончившегося лицедейства.
На стол, за которым сиживал Писарь, вывалили плавленые сырки, маринованные огурчики, солёные помидорчики, лечо, килечку а томате, варёную картошечку, домашнюю снедь. Водрузили плетёные бутылки «Гамзы» вперемешку с «Агдамом».
— Как говаривал принц датский: «С похорон на брачный стол пошёл пирог поминный». — Баритональный возглас Народного артиста был воспринят как сигнал к пиршеству.
Режиссёра подхватили под белы руки, усадили на топчан, поднесли ему пивную кружку, до краёв наполненную вином.
С азартом вскинули стаканы.
Под нестройные вопли «Пей до дна, пей до дна, пей до дна!» - он осушил её и от всей, истерзанной души, прерывающимся голосом попытался воскликнуть:
— С премьерой, братцы… мы это сделали…виват!
— Виват!.. Ура!.. С премьерой!.. — заголосили виновники торжества.
Начались объятья, поцелуи, признания в вечной дружбе и любви.
Среди многоголосой мишуры никто не обратил внимания на едкое замечание Заслуженного артиста, как всегда проброшенное вскользь:
— Ни единого начальника нашей многострадальной культуры на горизонте не наблюдается. Ба… Директор после первой рюмки благополучно слинял. Многообещающий симптом.
Завершив этот своеобразный спич, он наполнил стакан сельтерской, сказывалась застарелая язва, и пошёл, чокаясь со всеми подряд.
Хмельной от счастья и вина Матвей сунулся к Режиссёру с вопросом, занозой застрявшей в его душе.
— Я понимаю, — слегка заплетающимся языком, тщательно подбирая слова, проговорил он, — сейчас не время и не место. Но вы мне обещали рассказать про Чёрного человека. Помните?
— Помню, — дружески улыбнулся постановщик. — Соскучился по визитёру?
— Не то чтобы…— неопределённо пробормотал. Матвей. — Откуда он вообще взялся?
— Забудь, — ласково потрепал его по плечу Режиссёр, — он больше не появится.
— Это не ответ, — замотал головой Спиридонов, — вы обещали…
— Ну, раз обещал… — Режиссёр обвёл взглядом бурлящий зал, высмотрел укромный уголок… — отойдём в сторонку. Там никто не помешает.
Прихватил по дороге бутылку вина, наполнил стаканы.
— С премьерой, — потянулся к нему Матвей.
— Поздравляю с хорошей работой, — ответил Режиссёр.
Они чокнулись.
— Итак, — утерев губы, — промолвил постановщик, — как говорится, друг мой, друг мой, я очень и очень болен…
— Сам не знаю, откуда взялась эта боль, — подхватил Матвей…
— Не надо больше декламаций, — остановил он Спиридонова. — Хотел поведать тебе о Чёрном человеке на трезвую голову, но под обоюдным хмельком даже лучше. Выслушаешь и забудешь.
— Никогда, — мотнул головой Спиридонов.
— Я взял тебя на роль Лунина вопреки мнению руководства. По прежним работам видел: ты восприимчив к замечаниям, советам, не задаёшь лишних вопросов, чётко выполняешь поставленные задачи.  Сохрани в себе эти качества. Тогда у тебя никогда не будет проблем с назначением на главные роли. Режиссёры таких артистов предпочитают спорщикам. Меня пугали отсутствием у тебя опыта. Но опыт — дело наживное. И наживать его лучше премьером, нежели третьим или пятым слугой с неизменным: «Кушать подано».
Однако на первых репетициях понял: «Пока травка подрастёт, лошадка с голоду помрёт». Я мог снять тебя с роли. Дело — есть дело. Но подсознательно сопротивлялся этому желанию.
И тогда я рискнул провести эксперимент, в который ни на грош не верил.
— Какой  такой эксперимент помог мне сыграть Лунина? — поинтересовался Матвей.
— Не задавай вопросов.
Спиридонов вытянулся во фрунт и прилежно уставился на собеседника.
— Вольно, — усмехнулся Режиссёр. — Был у меня в Москве приятель. Поговаривали, то ли он экстрасенс, то ли телепат. Не знаю, с чем это едят. У нас ведь материя первична, а сознание вторично. По моим же наблюдениям - первично как раз подсознание. За много лет работы на театре я видел, как актёры изыскивали внутри себя такие пласты подсознания…
На одном мастерстве и даровании, господин Забайкальский, Гамлета, Ричарда третьего, Короля Лира не сыграешь. Яркий тому пример — Иннокентий Смоктуновский. Его работы за пределами моего понимания. Думается, он сам этого не осознавал. И широко черпал из глубин своего подсознания образы героев, разительно отличающиеся один от другого. Как если бы их играли разные исполнители.
Я позвонил приятелю, поделился сумасшедшей идеей. Думал, поднимет на смех. Но, к моему удивлению, он отнёсся к моей фантастической идее достаточно серьёзно. Только заметил, для её воплощения у него недостаёт какой-то там энергетики. Не ручаюсь за точность воспроизведения сказанного им. Но дело не в этом. Он сказал, что в Москве есть человек. Женщина - телепат, способная творить чудеса. К ней негласно обращались со своими проблемами высокопоставленные люди, знаменитости, даже, по слухам, подпольные миллионеры. Она успешно решала любые проблемы. Приятель находился с ней в дружеских отношениях. Пообещал поговорить.
— Поговорил? — не выдержало напряжённого монолога молодое дарование.
— Поговорил, — серьёзно ответил Режиссер. — Иначе бы мы тут сейчас не общались, а гуляли с ребятами. Кстати, веселье набирает обороты. Надо будет потихоньку мероприятие закруглять. Пока не начали выяснять, кто кого более всего уважает.
Перехожу к главному. Но ни одного вопроса. Ни сейчас, ни после. Прими как данность. А лучше всего забудь. Мало ли, что один человек может наплести другому за дружеской беседой. — Он наполнил стаканы.
Выпили молча.
— Попытаюсь, как смогу, изложить то, что приключилось с тобой. До сих пор самому не верится, но из песни слов не выкинешь. Не посчитай меня сумасшедшим, но мне захотелось, чтобы она воздействовала на твоё подсознание. Погрузила тебя в тысяча восемьсот двадцать пятый год, свела с Луниным и его окружающим миром. Скажи кто-нибудь ранее, что я дойду до подобного маразма, не поверил бы.
Она попросила прислать твою фотографию и пьесу. Выслал и то, и другое. И чудо свершилось. На моих глазах ты начал превращаться в Михаила Сергеевича Лунина.
— Почему же я абсолютно не помню погружения в образ Лунина, в ту эпоху? — хрипло спросил Матвей. — У меня в памяти иногда мелькали смутные образы, снилось, что я стреляюсь на дуэли. Посчитал - это игра воображения. Что же происходило на самом деле?
— В необходимое состояние, как мне потом поведал приятель, тебя вводили ночью часовыми ударами. А выводили из него утром, когда, стоя у зеркала, ты произносил: «Месяц умер, синеет в окошко рассвет. Ах, ты ночь! Что ты, ночь, наковеркала? Я в цилиндре стою. Никого со мной нет. Я один… и разбитое зеркало».
Стихи тебя раскодировали. Вот такое простенькое, — желчно усмехнулся Режиссёр, — объяснение, которое ни черта не объясняет. А теперь, ещё раз прошу тебя: забудь и никогда не бери в голову всего, что я тут наболтал.
— Меня теперь перед каждым спектаклем в транс вводить будут? — настороженно поинтересовался Спиридонов.
— Не будут, Матвей, — с горечью промолвил Режиссёр. — Это было первое и последнее представление о Лунине в нашем театре. Спектакль закрыли.