Терпение скорбей, как свидетельство покаяния

Алексей Виноградов 2
Лекция, первоначальное название которой: «Терпеливое перенесение наказания, как свидетельство покаяния», является попыткой четко и просто ответить на сложнейший вопрос нашей жизни – вопрос человеческих страданий. Изначально создававшееся для тех, кто пребывает в учреждениях уголовно-исполнительной системы, данное сочинение заслуживает гораздо большей аудитории, хотя бы как повод, чтобы задуматься о себе и своём отношении к жизни.
 
Поскольку я преимущественно обращаюсь к тем, кто в настоящее время отбывает срок или уже освободился, хотелось бы подчеркнуть, что оказаться в местах лишения свободы для православного человека не является чем-то невероятным и удивительным. Выстраданная русским народом поговорка «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» на самом деле распространяется на людей всего мира, в том числе и православных. «Возлюбленные! – обращается к христианам апостол Петр, - огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете (1Пет. 4, 12-13)». Понятно, что речь идёт не о каких-либо преступлениях в современном их изложении в Уголовном кодексе. «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, - подчёркивает первоверховный Апостол, - а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь (1Пет. 4, 15-16)». Понимать это следует так, что настоящий православный христианин не может быть убийцей, вором, клеветником и проч., но может, по попущению Божию, сам быть оклеветан и принуждён к тому или иному страданию, в том числе и тюремному. Он может отбывать срок за другого, терпя темничные лишения из любви к ближнему, или страдать за веру, как это у нас было совсем недавно. Последнее апостолом Петром считается особым благом, особой милостью Божией: «Ежели злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми он хулится, а вами прославляется (1Пет. 4, 14)». И, конечно же, православные христиане переносят своё заключение и связанные с ним скорби с терпением и благодушием так как «Претерпевый… до конца той спасен будет (Мф. 10, 22; 24, 13; Мк. 13, 13)». Более того, согласно словам Спасителя именно терпение является одним из средств спасения – «Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19)» – т.е. не просто «Претерпевший же до конца спасется», а тот, кто воспользуется ниспосланной ему Богом возможностью терпеть для врачевания своей души. По-церковнославянски эта фраза звучит несколько иначе: «В терпении вашем стяжите души ваша». Речь идет об обладании своей душой, без которого невозможно спасение. Совершая грех, мы становимся рабами греха («Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34)»), а с покаянием и смирением претерпевая посланные от Господа скорби, освобождаемся от этого греховного рабства.

Православному христианину не возбраняется добиваться правды, не запрещается искать лучшего: «Рабом ли ты призван, не смущайся, - учит нас другой первоверховный апостол – Павел, - но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся (1Кор. 7, 21). Но христианин никогда не будет своим стремлением к справедливости портить жизнь своим ближним, будь это собратья по несчастью – со-узники – или сотрудники учреждения. Не будет объявлять голодовку, заниматься членовредительством или просто хамить – всё это не соответствует устроению души православного человека…

К сожалению, людей по-настоящему православных у нас немного. В большинстве своём мы являемся людьми сочувствующими Православию или Христианству, людьми ищущими, кающимися…

Состояние повреждённости грехом не проходит сразу – тело привыкло грешить, ум привык, душа тоже несёт в себе греховные язвы. Это состояние, как правило, преодолевается с помощью долговременного подвига и не без греховных падений…

Вот для этих-то людей, к которым я отношу и себя, хотелось бы несколько разъяснить необходимость учиться терпению, учиться терпеливо переносить наказание и связанные с ним скорби и лишения, которые неизбежно возникают при попадании человека, как в учреждения уголовно-исполнительной системы, так и в иные скорбные места.

Однако должен предупредить, что имеется ещё одна категория верующих, считающих или мнящих себя православными, которые Христианство вообще и Православие в частности понимают по-своему. Учиться ни у кого не желают, Церковь и поставленных Богом священнослужителей и учителей слушать не хотят, соотносить свою жизнь с заповедями Божиими не собираются. Господь наш Иисус Христос называет таких богопочитателей «лицемерами», а их веру «тщетной» (Мк. 7, 6-7), т.е. напрасной, бесполезной, бесплодной, пустой. Ставшие афоризмом слова, приписываемые священномученику Киприану Карфагенскому: «Кому Церковь не мать – тому Бог не отец»[1], являются лучшим обличением таким заблуждениям.

Подчеркиваю, данные разъяснения предназначены для тех, кто пытается выстроить свою жизнь так, как хочет от нас Бог, а не так, как у нас обычно получается.

Прочитав несколько статей о терпении и познакомившись с различными определениями, я решил не загружать вас схоластикой. Мне пришло на ум объединить высказывания об этой христианской добродетели сразу трёх святых. Терпение, которое по святителю Иоанну Златоусту – «навык всё переносить»[2], при «постоянстве в добре»[3] – а  это уже святитель Феофан Затворник – может сделаться согласно преподобному Серафиму Саровскому, «трудолюбием души», которое «состоит в добровольных трудах и в перенесении невольных (скорбных) искушений»[4].

У кого-то может возникнуть вопрос: зачем, мы же не подвижники, ни в монахи, ни в священники не собираемся, нам бы прощение получить? Только, чтобы нас простили и даже просто услышали на Небесах, нужно примирится с ближними. «Итак, - читаем мы в Евангелии от Матфея, - если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23-24)». Как видим, наше с вами прощение напрямую зависит от возмещения нанесённого ущерба.

Любое преступление против личности, общества или государства, как правило, связано с каким-то ущербом. Ущерб может быть фатальный, как это, например, бывает при совершении убийства или банальной кражи компьютера, на котором хранилась уникальная информация – труд многих лет жизни человека. Более или менее ограниченный ущерб, когда пострадавшие теряют здоровье, благосостояние и проч. Не следует забывать и про ущерб, причиняемый клеветой – потеря доброго имени может распространиться как на родителей и детей, так на внуков, правнуков и далее. В некоторых случаях ущерб может разрастаться до колоссальных размеров, охватывая общество, государство и целый мир, как это, например, бывает при распространении различных ересей, идеологических и нравственных заблуждений.

В Священном Писании имеются неоднократные указания о необходимости возмещения ущерба. Вот, к примеру, знаменитое обещание начальника тогдашней налоговой службы города Иерихона Закхея: «Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8). Закхей руководствуется ветхозаветными требованиями: «Если кто украдет вола или овцу, и заколет, или продаст, то пять волов заплатит за вола, и четыре овцы за овцу (Исх. 22, 1)». Более того, «Укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им (Исх. 22, 3)». Впрочем, это не самый худший вариант, так как существуют преступления, за которые Священное Писание предписывает казнить смертью, и нередко с особой жестокостью: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море (Мк. 9, 42)». Воздаяние за зло может распространиться и на будущий век, иначе Спаситель не сказал бы про Иуду, что ему «лучше было бы… не родиться (Мк. 14, 21)». Как видим, вопрос настолько важный, что настоящий христианин предпочитает не оказываться в такой ситуации. Эх, знать бы заранее, что всё так может обернуться! Впрочем, выход из этой ситуации имеется.

Мы прекрасно понимаем, что далеко не во всех случаях можем вернуть эти «четыре овцы» или «пять волов». Начиная с банального отсутствия денег, т.к. они уже потрачены и далеко не самым лучшим образом, и заканчивая невозможностью что-либо исправить, как, например, в случае с увечьем телесным или смертью. Не менее опасно и увечье духовное – развращение, т.е. обучение греху ближнего. К примеру, если талантливый писатель облечёт в красивые формы какие-нибудь свои заблуждения, ложь, клевету или разврат и сделает свои сочинения достоянием миллионов, то результат не заставит себя долго ждать. Божий суд достанет его даже тогда, когда человеческий будет молчать, и реализоваться он может совершенно неожиданным способом. Внезапно для всех и для него самого обстоятельства могут сложиться так, что исполнится упоминавшаяся уже нами русская поговорка по части тюрьмы. Причём, в данном случае попадание в места лишения свободы будет меньшим злом, чем тяжелая болезнь, внезапная смерть без покаяния или проклятье всего рода.
Вот и получается, что для большинства из нас, оказавшихся или не оказавшихся в узах, единственным способом возместить нанесённый ущерб, помимо того, чтобы принести покаяние и никогда больше не повторять совершённое преступление, остаётся терпение скорбей, лишений, болезней и прочих теснот нашей жизни. Терпение ближних в т.ч. и тех, кому «Церковь не мать», а «Бог не отец». Терпение сотрудников, которые вдруг забыли об обещанном поощрении и не торопятся отпускать на волю по УДО (условно-досрочное освобождение). Терпение бюрократических проволочек со стороны чиновников и безразличие, а порой даже бессердечие и презрение со стороны родственников и друзей после освобождения. Терпение, через которое мы имеем возможность научиться молиться и благодарить Господа за то, что живы, что ещё можем плакать о своих грехах и примириться с нашим Самым Лучшим Другом – Богом. Терпение, которым мы способны победить своё эго и восстановить утраченную любовь, ведь без любви всё ничто («И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1Кор. 13, 3)»). «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2)», - учит нас апостол Павел, сам вдоволь поевший арестантского хлеба. Тысячелетнее Христианство на Руси тоже свидетельствует о правильности предлагаемого нам Богом пути к исправлению своей жизни. Поговорки «Бог терпел и нам велел», «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я»[5] показывают нам, насколько глубоко укоренилась эта христианская добродетель в русском народе.

Вот почему терпеливое перенесение наказания – свидетельство подлинного покаяния. Осознание того, что мы достойны всех доставшихся нам страданий – величайшая милость Божия, ведь с этого начинается наше спасение, поскольку «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 3)».

Так что не будем уклоняться от возможности потерпеть здесь, чтобы получить прощение и наследовать блаженную – по-русски: счастливую – Вечность.

Священное Писание цитируется по изданиям:
1. Библия. Издание Московской Патриархии, М., 1992.
2. Библия на церковнославянском, русском, греческом, еврейском, латинском, английском языках / Азбука Веры [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/biblia/?c (Дата обращения: 01.10.2021).

[1] Гумеров Александр, свящ. Таинство единства Церкви / Православие.Ru [Электронный ресурс]. – URL: https://pravoslavie.ru/6128.html (дата обращения: 01.10.2021).
[2] Цит. по: Шиманский Г.И. О терпении / Православие.Ru [Электронный ресурс]. – URL: https://pravoslavie.ru/53548.html (дата обращения: 27.09.2021).
[3] Цит. по: там же.
[4] Цит. по: там же.
[5] Терпение / Азбука веры [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/terpenie (дата обращения: 30.09.2021)

Кострома, 01.10.2021 г.