Почему мы не можем стать немцами

Оксана Задумина
Читаю приключенческий роман “Джин Грин неприкасаемый” Гривадия Горпожакса (псевдоним трёх советских писателей - Василия Аксёнова, Овидия Горчакова и Григория Поженяна) и с интересом узнаю детали западной жизни в 1969—1970 гг. Признаюсь, мне трудно представить, что чувствовали наши граждане, читавшие эту книгу в 1972 году. Как они должны были всё это воспринимать? Понятно, что сегодняшнего россиянина не удивишь американскими “наворотами” в виде иномарок, здоровенных холодильников и телевизоров, стиральных и посудомоечных машин, компьютеров и разных деликатесов. Мы всего этого уже наелись и на всё нагляделись. Но тогда!

Именно осенью 1972 года я уговорила маму переехать из Новосибирска в Набережные Челны, потому что там АПЕЛЬСИНЫ! Отец отправлял их нам посылками, в деревянных ящиках, вместе с шоколадными конфетами и сгущёнкой - на строящемся КамАЗе было московское обеспечение и всего было завались, в то время как остальная страна апельсины видела лишь в новогоднем подарке поштучно.

Автомобили можно было купить только по очереди (даже если у тебя есть деньги), жилплощадь тоже по очереди (наши родственники в Новосибирске ждали квартиру 25 лет) или через кооператив, но я не знала никого лично, кто купил бы квартиру таким образом до 90-х гг. Поехать отдыхать за границу в соцстраны могли “особо приближенные” к парткому и профкому. Я вообще молчу о заграничной учёбе или стажировке. Помню, отец моей подружки съездил в командировку в ГДР - Тонька позвала меня к себе и угощала жевательными малинками и ежевичками - незабываемая вкуснота! На дворе был 1976 год.

И вот через полвека у нас всё это появилось в достатке. Но стали ли мы другими? Боюсь, что вряд ли - социализация прошла в других условиях и мы не можем себя так быстро переделать. Не буду говорить за всех, скажу за себя:
- я не могу вылить вчерашний суп из-за того, что он несвежий. У нас говорили, что щи особенно хороши на третий день - и мы будем их есть три дня как миленькие. А немцы суп второго дня выльют.
- я не могу купить бутылку лимонада в булочной, потому что рядом в магазине он стоит в два раза дешевле. А немцы спокойно покупают.
- я вообще не могу приобретать продукты в дорогих супермаркетах, если точно такие же есть в дешевых “Лидле” или “Альди”. А немцы так постоянно делают. Смотрите видео: https://www.youtube.com/watch?v=69HSPHFMJCI

“Не жили богато - нечего начинать”, - это звучит как девиз моей жизни. Мы привыкли обходиться малым. За 10 лет жизни в Мюнхене
- я ни разу не зашла в дорогой бутик,
- не научилась ездить на такси, и всегда сажусь в маршрутку или трамвай, если они есть поблизости.
- выбираю плацкартный вагон вместо купе, не летаю в бизнес-классе, не беру в аэропортах ВИП-залы ожидания, не покупаю кофе в кафе, а беру его в автомате. Для меня это всё неприличный шик.

- Питаться в ресторанах или заказывать готовую еду на дом - не могу. А немцы так делают. Даже пиццу не заказываю - её же можно купить в магазине за копейки, а дома разогреть.
- Не могу купить бублик с солью / брецель в булочной, если рядом точно такие же, из печки, но в три раза дешевле продаются в магазине. А немцы покупают.
- Не могу выбрасывать пустые пластиковые и стеклянные бутылки - иду сдавать в магазин. А немцы легко опускают их в урну или ставят рядом с ней.

Уровень жизни наложил отпечаток на воспитание и привычки, а их изменить не так просто, даже если условия жизни уже изменились. Я как будто постоянно помню войну, ведь в третьем классе читала книги про пионеров-героев и про Гулю Королёву “Четвертая высота”. Смотрите видео: https://www.youtube.com/watch?v=O0pHjlaVxQc

На Крите смотрели телевизор (у нас дома его нет), интервью с немецким русскоязычным политологом Александром Раром, в день выборов в немецкий парламент. Он сказал, что немцам хочется перемен и оговорился, что россиянам этого не понять - как можно хотеть перемен, когда люди так хорошо живут?

Для меня это тоже удивительно, потому что я из другой ментальности. Мне странно, что эти молодые люди борются с мясом - они требуют, чтобы мясные продукты заменили продуктами растительного происхождения. Конечно, им же не давали талоны на мясо, на которые можно было купить 1200г. колбасы или мяса в месяц! А мы покупали на половинку талона колбасу, а на половинку - мясо.

Сейчас, живя в Германии, мы должны делить мусор на пищевые отходы и непищевые, а стеклянную тару на стекло белое, коричневое и зелёное. Нужно ещё собирать бумагу, пластик и металлические крышки. http://stihi.ru/2019/10/27/382 Немцы буквально повернуты на экологии и требуют масштабной работы по замене обычных машин на электромобили. Видимо, им не за что больше бороться. Уже всё есть, потому так ширится электорат "Партии Зеленых".

Они борются за производство товаров без применения детского труда в развивающихся странах, за права меньшинств, не так давно ещё появилась тема обозначения профессий для людей среднего рода, чтобы не ущемлять права тех, кто не может определиться с полом. Например, депутат от Баварии в "Партии зеленых" ещё в январе 2019 звался Markus, а теперь он Tessa Ganserer. С бывшей женой он поддерживает добрые отношения. Новый партнер Тессы Гансерер - художник Марио Б., который будучи женщиной, родил двух сыновей. У Тессы Гансерер тоже двое сыновей.

К чему я всё это пишу? К тому, что понимаю: наше поколение, а тем более поколение 60-70-летних уже вряд ли впишется в новую повестку дня. Мы не станем немцами в широком смысле этого слова, нам надо ещё лет 50 жизни, чтобы привыкнуть к миру без материальных проблем, к тёплым туалетам, к нормальным дорогам, чтобы стать на один уровень жизни с европейцами и тогда уже решать другие задачи. http://stihi.ru/2019/02/06/7885

На фото: Депутат немецкого парламента Маркус Гансерер, теперь он Тесса.

Бобрякова Елена написала свой ответ: http://stihi.ru/2021/10/02/5905

Рассказ с фотографиями и видео можно посмотреть по ссылке: http://stihi.ru/rec.html?2021/10/02/4070