Критика стихотворения Пушкина

Елена Маркушева
КРИТИКА СТИХОТВОРЕНИЯ А.С.ПУШКИНА "ЦВЕТЫ ПОСЛЕДНИЕ МИЛЕЙ"

Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают в нас.
Так иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.

Е.М.
Немного манерно, конечно, последние две строчки убрать и достаточно будет для стиха.

Наталья Кузьмина
Вам уже и Пушкин не угодил. Если убрать эти строчки, то будет только о цветах, а он проводит параллель с жизнью.

Е.М.
А вы хотите, чтобы первый поэт, до которого считай и поэзии не было, все писал как на беловик?.. И у него не все сразу с первого раза получалось. Вот как надо было закончить:

Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают в нас.

Уж все этим сказано. Почему появляются еще две строчки?.. Это просто тогда мода была подкреплять сентенцией, но здесь она вышла напыщенной и только портит стих.
Не может разлука быть сладостней свидания. Это уже мазохизм проповедует поэт.

Наталья Кузьмина
Почему не может? Люди опостылели друг другу до такой степени, что больше рады расставанию, чем когда-то свиданию. То уже забыто, а это свежо.

Е.М.
Нет, тут совершенно другая идея. Люди не опостылели друг другу. Они любят друг друга. Но нашему героя хочется и страдания. И это страдание для него становиться столь сладостное, это расставание, что приобретает большую ценность, чем само свидание, которое сразу его уничтожает.

Наталья Кузьмина
Почему Вы решили, что ему хочется страдания? Из чего это следует?

Е.М.
Это следует из смысла сказанного. Герой утверждает, что разлуки час "живее" то есть интересней для него, чем "сладкого свидания. А в разлуке как мы знаем люди страдают, ждут его окончания.

Наталья Кузьмина
Разлука бывает разной. Как вариант: в разлуке постоянные думы и мысли о предмете обожания, мечты, волнения, час ожидания встречи, но вот наступило свидание и все предшествующие ему чувства ушли, ждать больше нечего, только лишь наслаждение моментом.

Е.М.
Все верно, но если при этом человек начинает сожалеть,что его разлука закончилась, то это и будет манерно. Встреча важней разлуки. Почему в этом вопросе Пушкин и не прав. У него наоборот. Разлука приобретает большее значение, чем сама встреча.

Наталья Кузьмина
Пушкин прав всегда!

Е.М.
Своим упрямством вы мне напомнили мою любимый эпизод "Женитьбы Фигаро" из Бомарше с запятой

Фигаро. – Я утверждаю, что под кляксой стоит «или».
Бартоло. – Там стоит «где».
Фигаро. – Там стоит!.. Ах, «где»? Доктор Бартоло полагает, что я забыл грамматику. Если бы там стояло «где», доктор, то перед «где» стояла бы запятая. А ее там нет.
Бартоло. – Там запятая есть!
Фигаро. – Ее там нет.
Бартоло. – Там запятая была!
Фигаро. - Ее там нет, и не было.
Бартоло. – Тогда она там будет!

Е.М.
Обожаю Пушкина, но спрашиваю его строго. Уж потому что мы в другом статусе. Они поэты, мы критики.

Наталья Кузьмина
У Вас тоже нет запятой.

Е.М.
Я не смотрю на грамматику, это дело корректоров, великие писатели всегда оставляют часть славы другим людям. Пусть исправляют.

ПОСЛЕСЛОВИЕ:
Стихотворение «Цветы последние милей» был написан как маленький подарок в альбом близким людям. Стараниями В. Жуковского оно появилось в журнале «Современник» спустя год после смерти поэта.

КАРТИНА:
Воссоединение (The reunion)  Вильгельм Амберг (нем. Wilhelm Amberg, 1822 - 1899)