О конкурсе сонета и рубля

Сергей Таллако
О конкурсе сонета и рубля
Перед каждым из нас, занявшихся поэзией, рано или поздно встаёт вопрос оценки своего мастерства в роли поэта. Время от времени писал на эту тему и я, новичок, пришедший на СТИХИ.РУ в конце 2005 года: «Мой путь от рецки к рецензии».
http://stihi.ru/2019/10/19/8283   
В этом собрании читатель найдёт ссылки на мои критические публикации и размышления о творчестве друзей по поэтическому сайту. Подборка сделана к концу 2919 года. Кроме того, в 2021 году (см. содержание странички!) я поместил три рецензии на печатные публикации.
**
 Как и многих, ряд лет тревожили воображение литературные конкурсы, проводимые руководством сайта, вручаемые победителям призы и медали по решению конкурсных комиссий, публикации произведений, созданных победителями. И пару раз не удержался и я. Как у баснописца Крылова, «Ворона каркнула во всё воронье горло!»:
• «Глава 8. Ещё раз о любви» - из романа в стихах «Пеночка и Сергений», написанного Онегинской строфой. http://stihi.ru/2015/11/25/5926
• «Реквием выпускницам 1941 года к 75-летию Победы». Венок сонетов, написанных в форме французских сонетов.  http://stihi.ru/2020/02/10/8646
Всё было в полном порядке: и Георгиевская медаль с Дипломом за «Реквием», и оплата мною в обоих случаях подарочных экземпляров сборников и экземпляров для работы конкурсной комиссии. Но когда «Ворону» номинировали в третий раз на какую-то почётную позицию с публикацией по 5 тысяч рублей за страничку в сигнальном сборнике, то она каркать не стала. Стало ясно, что в подобных акциях процветает не поэзия с её мастерством, а конкуренция людей с кошельком. Ниже объясню – почему, а пока поговорим о «приземлённом».
**
Я люблю сайт СТИХИ.РУ и верен ему с момента прихода и до сего дня.
Но мне видно балансирование его создателей на грани между меценатством и бизнесом (да-да, тем самым – «ничего личного, только бизнес!»).
Если для учёного или деятеля искусств меценат — лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства оказывая финансовую помощь бескорыстно, из личных средств, то бизнесмен – лицо, извлекающее доход из своего предприятия, привлекая в него за плату тех же учёных или деятелей искусств.
Первоначально сайт СТИХИ.РУ выступал, с точки зрения начинающих литераторов, предельно благородно – в роли мецената.
**
Похоже, для создателей сайта меценатство становится непосильным грузом. Они предпринимают усилия свести концы с концами за счёт мало серийных юбилейных изданий сборников высокого полиграфического качества. Отсутствие на сайте высококвалифицированных критиков – платных или добровольных – довело до того, что ряд мне известных серьёзных поэтов на сайте заранее отказывается от номинации на участие в конкурсах. Наверное, создателям сайта надо бы серьёзнее подумать о требованиях к мастерству, к современности и своевременности публикаций, чтобы авторство на сайте СТИХИ.РУ вызывало уважение и авторитет, а не брезгливую усмешку литературных мэтров. Не надо смешивать в одну информационную кашу «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты» и «Муха села на варенье. Вот и всё стихотворенье».
Пора отказываться от бытующих на сайте понятий «понравилось», «зацепило», «пишу от сердца»,
ибо существуют объективные критерии качества стихов.
**
Раз в мир СТИХИ.РУ входит количественная (рублёвая) мера качества произведений, значит назрела необходимость и во встречном создании объективной меры качества как литературных произведений, так и мастерства их авторов. Для начала годится ранжировка «да – нет» по отдельным уровням мастерства. Попробуем рассмотреть один из вариантов
В качестве варианта «пробного камня» для поэтических талантов очень подходит сонет – компактная – всего 14 строчек, но достаточно ёмкая стихотворная форма, часто пишется простым ямбом.
Для авторов и экспертов в жюри сонет – это прекрасный давно разработанный критерий проверки их уровня мастерства и компетентности: ни одно слово в стихотворении нельзя употреблять дважды, чередование катренов и терцетов в сонете искажать нельзя, необходимо соблюдать схему сюжета: тезис – развитие тезиса - антитезис – синтез, есть и ещё некоторые ограничения, о которых можно прочитать в Интернете.  То-есть автор, способный написать сонет, обязан найти или придумать серьёзный сюжет в развитии, изложить его так, чтобы катрены и терцеты играли свою роль, чтобы не было повторов отдельных слов в строфах и строках, соблюсти необходимые охватную и перекрёстную рифмы, проследить, чтобы первая и четырнадцатая строки не оканчивались одинаково на ударные или безударные слоги.
Всё это требует богатого словарного запаса слов-синонимов, без которого сонет не построить и не оценить, и требует хорошего знания правильного ударения в слове и знания синтаксиса (русского и иностранного, если вы предполагаете вставки в текст слов или фраз на иностранном языке).
**
Конечно, многие похожие требования встречаются и в иных стихотворных формах, но на «малыше – сонете» проще всего проверить мастерство поэта, выступающего на конкурсах. А если ещё проверить по оглавлению его произведений – способен ли он писать сонеты, сколько он их уже написал, с возможным претендентом на призовое место многое станет ясно. 
**
Опыт последнего столетия показывает, что тематика сонетов обширна: от любовной лирики до глубоких философских размышлений, от картин природы до социальных проблем, от легенд и мифов до конкретных исторических событий. Однако никакие отступления от нормы, становившиеся временами значительными, не изменили основы построения сонета. Изначальная и устоявшаяся форма сонета в целом сохранилась до настоящего времени.
Каноническими формами сонета признаны: «французский», «английский» и «итальянский». В наши дни возникла категория: «Русский сонет», к которой иногда относят «Онегинскую строфу» и упомянутые «канонические» сонеты, но написанные по-русски не ямбом, а анапестом, дактилем или амфибрахием.
Достаточно популярно о сонетах можно прочитать:
**
И ещё несколько соображений, возникших при нашем с Элиной Филиповой обсуждении её произведения «СтихИть, не СтихИть...»  http://stihi.ru/2021/09/09/4685
Мне показалась близкой её мысль о некой ранжировке уровня пишущих авторов.
Прежде всего вспомнились слова Сальвадора Дали, адресованные начинающим художникам: «Прежде всего научитесь писать, как старинные мастера, а потом пишите, как хотите!». Вспомнились и правила цеховой иерархии средневековых мастеров, когда очередной претендент на повышение в звании должен был сделать изделие, сопоставимое по сложности с творениями предыдущих мастеров цеха, чтобы потом иметь право сравниваться с ними.
Вспомнился и Данила-мастер из «Малахитовой шкатулки» Павла Бажова, тяжело трудившийся над Каменным Цветком.
**
Лаконичности и информативности языка в жизни полезно бы поучиться у операторов, координирующих по «громкой связи» операции по перегрузке активной зоны атомного реактора в реакторном зале. Это почти не шутка, ибо ситуации возникали разные, и косноязычная болтовня могла обойтись дорого и сотрудникам, и – даже – окружающему НИИ или АЭС населению.
После защиты дипломной работы в НИИ, которым руководил академик А.А. Бочвар – материаловед мирового уровня, меня приняли в институт на работу. Спустя некоторое время я обратил внимание на наличие у ряда начальников лабораторий на их столах или полках словарей русского языка и учебников грамматики и синтаксиса. Оказалось, что Андрей Анатольевич, обнаружив в принесённом на подпись научном отчёте ошибку в русском языке (грамматика, синтаксис, смысл слова), возвращал документ через секретаря без подписи, какой бы ни была срочной выполненная работа. Как обстояло дело с грамотностью в других НИИ – не знаю, но у нас было так. Думаю, что не только в атомной энергетике и промышленности важно умение внятно излагать мысли.
**
Поэтому самооценка собственного поэтического мастерства меня остро заинтересовала и как учёного. И, следуя завету Сальвадора Дали, я заинтересовался сонетом, его формой, возникшей в Средневековье и успешно дошедшей до наших дней. Обнаружил, что наши предки из Средневековья дали жесткую каноническую форму произведения, а мы – их потомки – показали, начиная с ХIХ века, её универсальную способность вместить любую проблему – любовную, бытовую, историческую, научную и т.п. в указанные четырнадцать строчек. Наиболее распространёнными по структуре считаются французский, итальянский, английский сонеты и онегинская строфа, придуманная Пушкиным для своего романа.
Мой собственный опыт воплотился в более, чем сотню сонетов на разные темы, в пять венков сонетов и в роман в стихах, написанный онегинской строфой.
 **
Поэтому я добавляю к словам Элины Филиповой:
«Level-1 "для начинающих авторов»;
Level-2 "авторы и поэты, получившие широкое признание, на поэтическом поприще, как в прозе, так и в стихах.
Тогда и понятнее будет всем и каждому, какая категория, кого интересует, а дальше и просторы откроются, совершенно другие,» - свои:
«Мне совсем не кажется утопией Ваша, Элина, мысль!
Прямо сейчас к авторам «начинающим» (Level-1) можно отнести категорию лиц, не умеющих  писать сонеты (или сонеты не писавших), а людей, способных писать сонеты любой формы, отнести ко второй, более квалифицированной категории (Level-2)».
Развивая идею «литературных эталонов» или «уровней» Элины, можно создать систему для сравнения и сортировки накопленной творческой продукции нашего сайта СТИХИ.РУ.
**
Несколько слов о своей попытке проверки качества экспертов.
Вспоминаются слова товарища Сталина о голосовании по какому-то поводу. Сам повод забылся, но слова остались: «Важно не как проголосуют, а кто будет голоса подсчитывать!». Такие слова афористично характеризуют алгоритм поворота любых групповых результатов (экспертизы, голосования, распределения призов и т.п.) подсчитывающим «теневым кабинетом» в важную для него сторону. Выше я обещал объяснить причину своего фактического отказа от участия в третьей номинации. К этому мы и подошли!
Вердикты конкурсных жюри, комиссий, консилиумов и т.п., если они заранее не подтверждены общеизвестными авторитетами их членов, не впечатляют, ибо не исключена справедливость убеждения, что «общее мнение жюри — это уход от персональной ответственности за принятое решение».
Естественно, что перечитывать служебные и литературные достижения, бегло перечисленные под симпатичными портретами членов жюри, никто не будет, все номинанты – люди занятые основной работой, семейными проблемами и здоровьем по горло.
Поэтому я прибег к иному способу проверки качества жюри и предлагал его вниманию работы, упомянутые мною выше (венок и главу из романа), рассчитывая на эрудицию и литературную общую культуру и понимание членами жюри того, что это такое – венок сонетов или глава из романа в стихах, написанная онегинской строфой, причём не ямбом, а дактилем?
Способ этот старый и универсальный (что у птиц в лесу, что у китов в море, что у нас – людей): даёшь сигнал и ожидаешь отклик на него. Так, заговорив в мало знакомой компании, например, по-французски, вы можете получить и улыбку понимания, и ответ на оживлённом гасконском диалекте, и столкнуться с неловким молчанием человека, французским языком не владеющего.
Так вот ни от одного члена жюри я не дождался ни буквы внимания и понимания в обоих случаях: ни вопроса, ни комментария, ни прочтения хотя бы одной из предыдущих семи глав романа… После этого третья номинация - в конкурсе «Антология русской поэзии» - мне показалась бессмысленной.
**
Видимо в наши дни в системе доходов и расходов владельцев сайта произошли изменения, вынуждающие склоняться от чистого меценатства к бизнесу. И всё бы ничего, но, похоже, в поэзии они разбираются скверно настолько, что не могут найти виды литературной продукции, способные своим содержанием приносить доход при сбыте через магазины. Вероятно, поэтому они идут по пути заработка на тщеславии авторов, назначая номинантов и устанавливая цены за страничку в юбилейных сборниках такие, что порой в разы превышают цены многих отдельных монографий в магазинах. Это, извините, не радение мецената за русскую литературу, а бизнес на честолюбивом желании людей с «толстым» кошельком показать «свои!» стихи в поэтическом сборнике своим знакомым, заглянувшим в гости. Но малый тираж без предварительной раскрутки – это деньги, выброшенные автором ради честолюбия «на ветер», увы! А в «литературном пространстве» он – автор – по-прежнему «ноль без палочки».
**