Ненаучная классификация пишущих стихи

Виктор Зарх
Благодаря всеобщему среднему образованию, содержащему уроки литературы,   граждане и гражданки ещё в детском возрасте узнают  об  искусстве поэзии. А так же что поэт - это тот, кто имеет высокий социальный статус. Его в школе изучают и памятники ставят. Многие пробуют рифмовать и - получается. Автор испытывает чувство глубокого удовлетворения, и память об этом чувстве откладывается где-то в мозгу. Со  временем кто-то забрасывает это занятие, кто-то продолжает. И, в общем, это замечательно, если продолжает. Творчество дело благородное, именно творчество отличает нас от зверюшек. К тому же оно служит мощной аутопсихотерапией. Чувства, мысли, переживания, прорабатываются в сознании и укладываются на нужные полки, а не прыгают и будоражат. Другое дело, является ли это творчество поэзией, и представляет ли какую-то ценность для других людей и культуры вообще.
 
Потребность в самовыражении – естественное желание человека, и многим кажется, что самовыражаться  стихосложением -  самый простой способ. Ведь  писать в школе научили всех. А рисовать, играть на музыкальных инструментах и петь – нет.  Для рисования и музыки нужен дар и упорный труд. И финансовые вложения – краски, инструменты. И всем сразу видно, что человек не умеет рисовать, и сразу слышно, что у него нет слуха. А что  плохие стихи  - часто не ясно самому автору. И в подростковом возрасте не ясно, и в преклонном.  Это происходит отчасти  потому, что поэзии не существует, как профессиональной деятельности, и автор не просеивается ситом профессионального обучения и профессионального отбора. И не самообразовывается – не читает поэзию дальше детских стихов и  избранного из школьной программы.  А бывает, что у автора просто нет того, что можно развить образованием -  «эстетического  слуха», или  этот слух слаб.  Тем не менее, повторюсь, в любом случае - как аутопсихотерапия – стихосложение и любое другое творчество – полезное для автора занятие.

По результатам прочтения работ довольно большого количества авторов, представленных на этом ресурсе, я позволил себе составить некую условную классификацию, не претендующую на научный подход. Все нижеизложенные мысли естественно не являются верными на все случаи многообразной жизни.

Наивное творчество.
Сродни детским каракулям.  Нарисовать каракули доступно всем. И в них вполне можно узнать и человечка и солнышко. У ребёнка ещё нет культурного багажа, в том числе формального образования. Поэтому для него наивное творчество - это совершенно естественная форма самовыражения. А взрослый человек не будет рисовать каракули и выставлять их на выставке академической живописи. Неадекватность такого занятия будет очевидно всем. По какой-то таинственной причине выставлять стихотворные каракули взрослые люди не считают неадекватным занятием.

Творчество душевнобольных.
Естественно, настоящий поэт всегда болен душой, но должны же и у безумия быть какие-то рамки) Хотя бы в непоэтической коммуникации с окружающим миром.

Творчество сексуально озабоченных. Все произведения на эту самую тему. Не о любви и связанных с ней переживаниях, а непосредственно о сексе. Чаще всего не имеют художественной ценности, зато сопровождаются соответствующими иллюстрациями.

Творчество понимающих, что такое поэтическая форма. То есть это уже не каракули. Автор честно пытается рисовать что-то, похожее на картинки художников. 

Творчество понимающих, что такое поэтическая форма, и в работах которых есть проблески  поэтических способностей.

Те же, но открывающие с буйным пафосом общие места. Не понимают уровень своего творчества. Впрочем, как почти все остальные.

Те, у кого уровень растёт со временем. Среди массы пустых стихотворений попадаются хорошие.

Люди хорошо владеющие поэтической формой, с чувством вкуса и стиля, но не имеющие о  чем писать. Довольно зорко описывают понятные  рефлексии и ассоциации по поводу осеней, зим, вьюг, капелей, манящих нежных губ и т.д. Могут вспыхнуть талантом на близкие и понятные всем темы – несчастная любовь, потеря близких.  Но они видят то же, что все, чувствуют то же, что и всё, и, соответственно, пишут тоже то же, что и все.

Таланты. И свой взгляд, и своя форма, и своё содержание.  Но несколько ослеплены своим талантом, не видят и не выверяют огрехи в своих работах. Может просто ленятся, типа и так сойдёт.

Талантливые поэты.  Неизменно хорошо пишут,  имеют о чём писать. Их талант не уникален, подобных довольно много, но у каждого есть своя краска, вернее свой оттенок. Они интересны для чтения.

Ну и Поэты. Открывают новые миры. Новые формы. Новые темы. И закрывают их. Редко встречаются. Возможно несколько раз в столетие.

И ещё про читателей поэзии.
Почти не существуют.
Плотность информационного поля давно превысила возможности человеческого восприятия. За внимание слушателя, читателя и зрителя ведётся непрерывная борьба. И визуальные формы творчества (кино, телевидение,  свободный видеоблоггинг на ютубе) оставляет мало шансов не только стихам, но и литературе вообще. Современная печатная поэзия (не текст песен) перестала быть фактом  актуального искусства, а сместилась куда-то в область психологии и психиатрии. Нет никакого формального признака, отличающего поэта от графомана, поскольку нет коммерческих публикаций стихов. То есть нет публикаций с выплатой гонораров, и самые лучшие в мире стихи) и любая чепуха стоит совершенно одинаково - ноль руб. ноль коп.   
Хорошо, если у поэта образуется маленький кружок поддержки, некоторое количество постоянных читателей.   

А поэты, а так же счищающие себя таковыми, не читатели, они писатели.  Не любят поэзию, а только себя в поэзии.
Может когда-то и любили, но потом творчество превратилось в единственный способ манифестации, удовлетворения тщеславия.
Поэтому Евтушенко говорил – "поэт должен любить других поэтов" 
Хотя бы интересоваться творчеством современников, поддерживать другие таланты.
Это профессиональная этика. Иначе человек превращается в эгоманьяка.
Ну и выпадает из контекста времени, замыкается в коконе своих устоявшихся представлений.
Естественно, это относится к представителям любой творческой профессии,