Пропинация - как польские паны спаивали русских кр

Дмитрий Шарко
Когда Киевская Русь разгромленная татарами ослабла её западную часть прибрали к рукам литовцы и поляки. Примерно 300 лет эта часть Руси находилась под их властью. Так образовались современные украинцы и белорусы.
Это были столетия охолапливания и ополячивания.
Крепостное право в Польше было самым жестоким в Европе. По отзывам современников: «Польское государство есть небо для ксендзов, земной рай для панов и ад преисподней для мужиков». Почему? Потому, что Польша являлась по сути шляхетской демократией - устанавливашей законы и выбиравшей  себе короля на сеймах(съездах).
Шляхта - воинское сословие землевладельцев была очень многочисленна и её надо было кормить.
В 1496 году сейм законодательно оформил прикрепление крестьянства к земле. То есть было введено крепостное право. На год раньше чем это было сделано в Московской Руси.
Шляхта освобождалась от уплаты пошлин на ввоз иностранных товаров и вывоз сельхоз продуктов. А главное получала исключительное право производства и продажи спиртных напитков. Так называемое право пропинации.
На латыни Propinatio – «тост, здравица». Для крестьян она же стала проклятием и кабалой.
Польский пан получал право производства алкоголя и монопольное право продажи его среди своих крестьян. Более того он имел право обязать их покупать его в определенном количестве. Если крестьянин покупал меньше, то пан имел право его оштрафовать или наказать по другому.
Пан буквально заставлял крестьян пить свою водку, а кто не пил был наказан.
Пропинациями стали называться арендованные гостиницы с правом продажи такого алкоголя. Этим в основном занимались евреи. Шляхтичи продавали им лицензии на производство и продажу алкоголя ибо по христианским понятиям того времени спаивать людей пусть даже и холопов, тем более христиан, пусть даже и православных и давать в долг под проценты на водку было грешно.
Да и шляхетская честь предполагала , что любой труд кроме ратного, это дело не благородное. 
Евреям был предоставлен режим благоприятствования в  производстве и продаже алкоголя. Они быстро заполнили эту нишу.
Естественно в Речи Посполитой расцвёл алкоголизм.
Михалон Литвин, литовский посол в 1550 году, в  докладе "О НРАВАХ ТАТАР, ЛИТОВЦЕВ И МОСКВИТЯН" писал: «День у нас начинается питьем водки; еще лежа в кровати, кричат: «вина, вина!» и затем пьют этот яд мужчины, женщины и юноши на улицах, на площадях, даже на дорогах; омраченные напитком, они не способны ни к какому занятию и могут только спать...»
В то же время посол ставил жителям польско-литовской Речи Посполитой в пример татар и московитян - "Крестьяне, не радея о земледелии, собираются в корчмах, пьянствуют там день и ночь, забавляясь пляскою ученых медведей под звуки волынки. Растратив таким образом свои средства, они испытывают голод и затем обращаются к воровству и разбою. Это случается так часто, что в каждой литовской области в  течение месяца подвергается смертной казни за названные преступления более людей, чем в сто или двести лет в областях Московии и Татарии, в которых воспрещено пьянство".
Сегодня часто русских обвиняют в пьянстве, особенно украинские и прочие националисты. Однако  Московия была очень трезвой страной, об этом свидетельствует литовский исследователь того времени: "В Московии же нигде нет кабаков... Так как москвитяне воздерживаются от пьянства, то города их славятся ремесленниками, прилежно изготовляющими различные, изделия; они снабжают нас деревянными чашками и посохами, служащими для опоры немощным старикам и пьяным, также седлами, саблями, конскою сбруею и разного рода оружием, получая за эти предметы наше золото."
Крепостным в Польше строго запрещалось покупать спиртное у кого-либо кроме своего пана или арендатора. Винная торговля была таким прибыльным делом, что на спирт перегонялось до половины всей собранной в панском имении ржи. И это спаивание населения продолжалось столетиями. В Белоруссии на три винзавода приходился только один завод производивший, что то другое.
Большую часть пива и крепкого алкоголя производили восточноевропейские евреи
К середине 19 - го века примерно 85% всех польских кабаков и пропинаций управлялись евреями. По словам Гленна Диннера, автора книги «Таверна Янкеля: евреи, алкоголь и жизнь в королевстве Польша», 30-40% польских евреев (включая женщин и детей) работали на этом производстве. Учитывая, что в то время в Восточной Европе проживало приблизительно три четверти мирового еврейства, получается около четверти всех евреев в мире занимались производством и продажей алкоголя. 
Эта проблема перешла вместе с территорией в Российскую империю.
Витебский губернатор Львов в 1840 году писал: «Скудные жатвы еще прежде молотьбы переходят за долги… особенно за вино, которое обыкновенно отдается в долг по чрезвычайно увеличенной цене. В таком положении крестьянин потерял последний достаток, как бы свыкся с нищетой, постоянные нужды внушают ему общее равнодушие к собственности, пьянство делается его господствующей страстью».
Отмена крепостного права в России отменила и пропинацию.
Кроме того, государство стало регулировать производство и торговлю спиртом с помощью патентов и акцизов.
Доходы пошли не в карман кабатчиков и помещиков, а в госказну.