В Москве не было ни одного кабака

Дмитрий Шарко
При Иване Грозном Московия была самым непьющим государством Европы


Об этом подробно пишет в своём докладе литовский посол в Крыму Михаил Тышкевич , он же Микалон Литвин. Доклад называется «О нравах татар, литовцев и москвитян» (De moribus tartarorum, lituanorum et moscorum), написан в 1551 году, издан в Швейцарии. http://www.vostlit.info/Texts/rus/Litvin_2/frametext.htm

Михаил Тышкевич, был русским боярином на службе у литовского князя и одновременно польского короля Сигизмунда Второго.

В 16 веке современная Литва, Белоруссия, часть Украины и часть России (Брянск, Смоленск, Можайск), входили в состав Речи Посполитой - объединённого государства поляков, литовцев и русских. Под русскими понимались тогда те кого сегодня называют украинцами и белорусами.

Михаил Тышкевич осуждает рабство и крепостничество. Общественный идеал для него — раннехристианское равенство, которое он находил у татар. Считает причиной социального неравенства - неравенство имущественное. Как меру по преодолению неравенства он предлагает ввести прогрессивный подоходный налог. Тышкевич утверждал, что от состояния нравственности общества зависит и могущество государства. И он ставил в пример жителям Речи Посполитой московитян и татар :

"Теперь же в городах литовских самые многочисленные заводы — это бровары и винницы. Литовцы возят с собою пиво и водку и в военные походы и даже тогда, когда съезжаются, чтобы присутствовать при богослужении. Они так привыкают к этим напиткам дома, что если во время похода случится пить воду, они, вследствие непривычки, гибнут от поноса и дизентерии" - теперь понятно, почему легко вооруженные татары и казаки могли противостоять польско-литовской железной коннице - там не было трезвых.

Паны спаивали и крестьян заставляя их покупать водки не менее установленного ими количества. Тех кто покупал меньше наказывали. Водка давала почти половину бюджета страны: "Крестьяне, не радея о земледелии, собираются в корчмах, пьянствуют там день и ночь, забавляясь пляскою ученых медведей под звуки волынки. Растратив таким образом свои средства, они испытывают голод и затем обращаются к воровству и разбою. Это случается так часто, что в каждой литовской области в течение месяца подвергается смертной казни за названные преступления более людей, чем в сто или двести лет в областях Московии и Татарии, в которых воспрещено пьянство". Далее Михаил описывает суровые наказания за пьянство у московских русских вплоть до пожизненного заключения. По этому "В Московии же нигде нет кабаков".

Суровость наказания за алкоголь в Москве Тышкевич оправдывает тем, что в Речи Посполитой сильно больше гибнет людей в пьяных драках и от алкоголизма, чем в Московии от начальства: " Между тем как наши люди подвергаются гибели не от начальства, а от невоздержания и от схваток возникающих во время пьянства. День у нас начинается питьем водки; еще лежа в кровати, кричат: «вина, вина!» и затем пьют этот яд мужчины, женщины и юноши на улицах, на площадях, даже на дорогах; омраченные напитком, они не способны ни к какому занятию и могут только спать; притом кто раз привык к этому излишеству, в том страсть к пьянству постоянно возрастает."

Превозносит Тышкевич и московский быт - "Так как москвитяне воздерживаются от пьянства, то города их славятся ремесленниками, прилежно изготовляющими различные, изделия; они снабжают нас деревянными чашками и посохами, служащими для опоры немощным старикам и пьяным, также седлами, саблями, конскою сбруею и разного рода оружием, получая за эти предметы наше золото".

Надо добавить, что во время написания этого доклада в Москве прошла Земская реформа поручившая земским общинам выборы полиции и всего местного самоуправления вместе с гражданским судом. Наместники и волостели, поставленные правительством, не могли судить людей без участия выборных в земство и представителей местной крестьянской общины. То есть при Иване Грозном возможно было побольше демократии, чем сейчас при Путине.

А Тышкевич делает вывод, что Московия освободилась от орды и расцвела просто закрыв свои кабаки и протрезвев москали скинули иго:

"Прежде москвитяне находились в таком рабстве у заволжских татар, что, кроме других признаков покорности, князь их должен был выходить за город навстречу каждому посланнику хана и сборщику податей, ежегодно приезжавшему в Москву, и, пеший, провожал его во дворец, держа в руках повод его лошади. Посол садился на княжеский стол, а князь, преклонив колена, выслушивал посольство. Поэтому ханы заволжские и происшедшие от них перекопские поныне называют московского князя своим холопом. Но теперь они не имеют на это основания, так как в. к. Иоанн, дед ныне царствующего Иоанна Васильевича, освободил себя и свой народ от их тирании, после того как обратил народ к трезвости, повсеместно воспретив кабаки".

Тышкевич вовсе не был сторонником Москвы он писал, что : "Народ московский хитрый и вероломный, неискренний и непостоянный...

У нас очень много московских перебежчиков, которые, разведавши наши дела, средства и финансы и изучив наши нравы, потом свободно возвращаются в свою страну, а пока находятся здесь, тайно передают своим наши планы.

В числе московских перебежчиков, которые в темные ночи убивали людей в Вильне и освобождали из темницы своих пленных соотечественников, был один священник, который, добывая тайно из королевской канцелярии копии договоров, решений и протоколов совещаний, посылал их своему князю..

Хитрый великий князь объявил награды тем перебежчикам, которые пожелают возвратиться, хотя бы это были люди неважные и бесполезные: рабу обещал свободу, человеку простого звания — дворянство, несостоятельному должнику — прощение долга, преступнику — избавление от законной ответственности".

При Иване Грозном, ранее и позже Москва активно привлекала людей из Речи Посполитой на свою сторону, заселяла свои земли православными из Речи Посполитой. Современному правительству стоило бы возродить эту традицию.

Что касается татар, то Тышкевич считал их варварами, но при этом писал о них - " ...стараются сохранить равенство между собою употреблением одинаковой одежды и пищи и считают непристойностью и беззаконием, достойным телесного наказания, если кто-либо пытается отличиться от народа одеждою, поясом, шапкою или прическою, отступающими от древнего обычая предков. — Также считается неприличным принимать пищу отдельно, не разделяя ее со всеми присутствующими; хозяин тоже не должен брать себе часть пищи прежде, чем она будет предложена всем; при этом ее крошат в мелкие куски и тщательно перемешивают для того, чтобы каждый из присутствующих пользовался равным ее качеством. В пути у них также все дорожные запасы общие, и они очень усердно, наперерыв друг перед другом, стараются услужить старикам и больным. Дома они всякому гостю, даже незнакомому страннику, предлагают даром пищу и постель, впрочем вдали от собственной спальни".

Тышкевич выделял в татарах их воинский дух - "Варвары эти сознают, что для всякого народа нет ничего полезнее храбрости и военной дисциплины и что храбрость приобретается привычкою к лишениям; поэтому они чуждаются изнеженности и роскоши и с детства приготовляются к военному делу суровым образом жизни и привычкою к верховой езде."

Огромная, самая большая в тогдашней Европе страна - Речь Посполитая, чванливая и изнеженная богатством и пьянством вскоре развалилась.

Победили московские - трезвость, дисциплина и труд, а так же татарская солидарность, воинственность и умеренность.