Мошиях - ответы на вопросы

Михаил Моставлянский

1.Зачем бог сотворил иные высшие духовные миры, если в них нет присутствия человека?

2.Мы считаем неким эталоном максимальной духовности и чистоты уровень Адама, а далее происходило и происходит неуклонное снижение духовности от поколения к поколению. С другой стороны, с приходом Мошиаха в мире должна воцариться гармония и святость, т.е. наступит подъем духовности.
Вопросы:
а)по каким законам начнётся подъём духовности у живых на момент прихода Мошиаха?
б)у оживших мёртвых?
в)сможет ли человек достичь вновь высшей эталонной точки (уровня Адама)?

Михаил Моставлянский 4 октября 2021 года в 23:27 :

Добрый вечер!
Я попробую ответить на Ваши вопросы "на засыпку" по своему разумению — но на основании уроков по книге "Танья", написанной р.Шнеур Залманом из Ляд, единственной по сути книге, сформулировавшей основные постулаты хасидизма. Она, в свою очередь, основана на элементах Кабалы, а также на учениях Аризаля (раби Ицхака Лурие) и Рамбама (р.Моше бен Маймона).

1. Бог сотворил высшие духовные миры как некие ступени, по которым человек в принципе может подняться, выполняя все 613 заповедей, переданных Моше на горе Синай. Духовные миры вообще, это не есть нечто внешнее — они как раз отражают внутреннее состояние человека. Т.е., в принципе, совершенствуя себя посредством изучения Торы и выполнения мицвот, человек может перемещаться во всё более высокие миры. Каждый из пяти духовных миров (Асия, Ецира, Брия, Ацилут, Адам Кадмон) отражает некие ипостаси Всевышнего, которые могут быть постигнуты человеком лишь по мере его подъёма по пути святости. Поэтому предполагается, что присутствие человека в высших мирах возможно в потенциале и — при желании — достижимо. Примером является Моше-рабейну, уровень постижения Торы которого (поскольку он получил её непосредственно от Б-га) обеспечил ему (или в нём) присутствие всех уровней духовности. В чём это выражается на практике?
1. В даре пророчества
2. В умении преодолевать законы природы — творить т.н. "чудеса".
3. В перемещении во времени — способности видеть будущее (это отличается от пророчества, поскольку пророчества могут и не сбываться, особенно отрицательные. Об этом подробно описано у Рамбама)
4. В знании всех 24 Имён Бога и — как результат — творить, как и Он, "еш ми айн" — "нечто из ничего".
5. В способности телепортации - об этом писали Рашби и Аризаль, на примере Элиягу а-Нави, который, достигнув уровня всех духовных миров, бы призван к Всевышнему живым. и способен присутствовать одновременно в миллионах разных мест, и в разные времена...

Следует сказать, что каждый духовный мир содержит в себе десять сфирот, которые играют как роль некоего трансформатора изначального Ор Эйн Соф, так и являются отражением различных качеств Всевышнего, таких, как Гвура, Хесед, Хохма, Бина, Даат, Малхут и Ацилут — по принципу "мида ке-негед мида" ("мера за меру") — т.е. выполняя определенную мицву человек как бы обретает одно из качеств Всевышнего — и тем самым приближается к Нему, поднимаясь по ранее описанным "ступеням"... В то же время, если человек совершает греховные поступки, он лишается тех или иных качеств Вс-го, и опускается вниз... Более того, нарушения ("аверот") и грехи ("хатаим") дают жизненные силы т.н. "клипот" ("скорлупа") или "Ситра ахра" ("оборотная сторона" или "Йецер а-ра" — "порождение зла"), как в человеке, так и в Мире в целом...

Времена прихода Мошиаха и события, происходящие при этом, наиболее подробно описаны у Рамбама. Однако, у еврейских "хахамим" нет единства по этому вопросу. Анализ различных точек зрения занял бы слишком много времени, поскольку этих мнений ровно столько, сколько было мудрецов )) Рамбам мне представляется самым разумным и самым вменяемым из них. Поэтому приведу вкратце его видение этого вопроса.

Процесс перехода к полному Царство Мошиаха, по мнению Рамбама, будет разделяться на 4 этапа:

1. "Ахерит ха-ямим" (окончание времён) или "Акивта де Мэшихэ" (пята Мошияха) — когда на Земле воцарится хаос, будут распадаться великие империи, наступит полный передел мира, сопровождаемый сначала локальными войнами, а затем — Всемирной Войной, т.н. "Войной Гога и Магога", в которой, кстати, евреи участвовать не будут... Всё это очень напоминает последние примерно 100 лет —  начиная с 1-й Мировой войны и до наших дней.

Надвигающийся хаос будет порождать у людей ощущение страха, беспомощности и бессилия перед войнами, эпидемиями и природными катаклизмами. Это должно в конце концов привести к признанию Абсолютной Власти Всевышнего, и, как следствие, желание приблизиться к Нему и постараться понять Его волю. Это приведёт к духовности — осознанию ничтожности человека и величия и всемогущества Творца. И при этом они осознают также все свои прежние заблуждения и обратят свои взоры к евреям. В книге пророка Захарии сказано:

"Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог" (Захария 8:23)

2. Явление Машиаха. Рамбам считает, что Мошиах находится в каждом поколении, но не проявляет себя в силу несоблюдения условий — полного и безоговорочного признания всем человечеством власти Всевышнего. Машиах — это человек из плоти и крови, иудей из Дома Давидова, достигший вершин в познании Торы и ведущий абсолютно праведный образ жизни. Мошиах может появиться только в Иерусалиме и только при условии, что в нём будет восстановлен Храм (Третий Храм). Первые два Храма были построены людьми — и потому оказались подверженными разрушению. Третий Храм — будет построен Б-гом и как бы спустится с Небес в готовом виде на Храмовую гору Мория — как раз в то место, где сегодня торчит "кумпол" Аль-Аксы. Третий Храм её раздавит ))) После восстановления Храма, Мошиах въедет на белом осле (возможно "Мерседесе")))) и будет признан всем человечеством Единым Царём, который будет управлять миром посредством своих приближённых — т.е. еврейским народом. В этот период войны постепенно будут сходить на нет, а народы мира, признав верховную власть Мошиаха и его народа, начнут постигать мудрость Творца через Тору. Тогда же начнется воскрешение из мёртвых — но не всех, а только тех, кто прошёл процесс очищения и находятся в Ган Эден (злодеи и эпикорсусы, а также закоренелые грешники воскрешению не подлежат). Те же, кто после смерти пребывали в Раю, они уже постигли Свет Всевышнего ("Зив а шехина") и поэтому будут находиться на высшей стадии духовности, распространяя её на тех, кто к моменту прихода Мошиаха был жив.

3. Эра Мошиаха. Ее начало совпадает с началом седьмого тысячелетия от сотворения Мира и будет считаться Тысячелетием Шабата — подобно тому, как седьмой день недели является Шабат, с его законами святости и духовной чистоты. На земле наступят вечный мир, всеобщее благоденствие, и полное раскрытие всех ныне скрытых законов Всевышнего. Различия между народами исчезнут — и все будут заняты изучением Торы и постижением мудрости творца. Земля будет полниться изобилием, исчезнут войны, жестокость, болезни, и даже смерть. То же будет и в мире животных — как сказано в книге пророка Йешаягу (Исайи): " Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их." (Исайя 11:6 ).

4. Истончение материи. На исходе седьмого тысячелетия начнёт происходить постепенное исчезновение материи и всего материального — включая людей, но не посредством смерти, а полным растворением в "Ор эйн Соф". Останутся только души, обогащенные опытом земной жизни и полностью постигшие Творца. Материальный мир полностью исчезнет...

Это — более или менее точное изложение мнения Рамбама по поводу будущего человечества. Что касается Адама. По моему скромному мнению, Адам находился на высшей степени духовности лишь постольку поскольку, во-первых, в отличие от остальных творений, обладал разумом, а, во-вторых, понятия "бездуховности" попросту не существовало до момента грехопадения. Своим ослушанием приказания Б-га, Адам по сути и создал зло (которого до этого не было) — ибо, как мы теперь знаем, возможность выбора — и есть величайшее зло... Древнегреческий аналог Дерева познания добра и зла — это ящик Пандоры...

По поводу Третьего Храма есть тоже великое множество споров. Один из принципиальных вопросов — будет ли совершаться жертвоприношения в "эру милосердия" — так и остался без вразумительного ответа. По моему скромному мнению, из всего Богослужения останется только "кторет" (фимиам), а жертвоприношения будут отменены "особым приказом" Всевышнего...