Подборка в газете Восточный экспресс 50 2020

Василий Толстоус
Подборка в газете "Восточный экспресс", №50 (1130) 9 декабря 2020 года, г. Свердловск, Луганская Народная республика, на стр. 18.


СВЕРДЛОВСК – МОЯ СТЕПНАЯ РОДИНА

 
           Познавательная, интересная беседа с героем этой статьи, нашим земляком, состоялась онлайн. Проза и стихи Василия Николаевича Толстоуса полные образов, чувств и глубины, привлекли моё внимание. Свою трудовую деятельность он начал на шахте имени П.Л. Войкова учеником слесаря, а продолжил на шахтах города Макеевки: начал горным нормировщиком, а последние 17 лет занимал должность заместителя директора по экономике. Недавно вышел на пенсию. Несмотря на то, что его профессия далека от лирики, нашёл себя как литератор: об этом мечтал с детства, и в итоге получил признание своего таланта.
           Знакомьтесь – писатель, поэт, лауреат Донецкой областной государственной литературной премии за 2009 г., член и четырежды лауреат премий Межрегионального Союза писателей (Донбасс). Его произведения печатались в журналах Германии, Канады, ЛНР, ДНР, на Украине, в Москве и крупных городов России.

           – Василий Николаевич, что связывает Вас со Свердловском?

           – Здесь похоронена мама – Любовь Григорьевна Толстоус. Больно от того, что из-за карантина я не могу теперь навестить её могилу. Отец, Николай Алексеевич Толстоус,  участник ВОВ, дважды орденоносец, имел медаль «За отвагу», всю жизнь отработал на шахте имени П.Л. Войкова, в последние годы перед уходом на заслуженный отдых – главным механиком. Похоронен в Макеевке. В Свердловске живёт мой родной брат Серёжа. Также поддерживаю связь с одноклассниками Л. Курточкиной, Г. Кныш, В. Панкратовым, В. Проценко. Свердловск кажется мне достойным городом, который хорошо содержится.

           – Как у Вас стали проявляться задатки поэтического дара?
 
           – С детства пристрастился к чтению, уже тогда знал, что стану писателем. Откуда появляются стихи – не понимаю до сих пор. Первые «пришли» в 15 лет, но ненадолго, вернулись где-то после 36 лет, после того, как прозу «зарубили» издатели.  Уже в институтские годы писал, по моему мнению, неплохую прозу, которую послал в московский и донецкий журналы. Помню рецензию, а в ней совет местной власти: выяснить – «Если автор комсомолец или член КПСС – исключить из членства, так как ни в одном из его рассказов нет руководящей роли партии». После этого сурового окрика я всё, что было написано, сложил в отдельные папки и упрятал подальше, а позже перенёс в гараж. Достал мешок с рукописями только в прошлом году, после творческого вечера в музее г. Макеевки, приуроченного к моему 65-летию. Теперь редактирую и постепенно выкладываю в интернет. Готовятся к изданию книги «Семейный альбом» и «Лунный Донбасс», куда войдёт и проза. На данный момент изданы 27 сборников стихов. Готовятся к изданию поэмы. Одна из них о борьбе древней, уже крещёной Руси, с язычниками.
           Главная и самая обширная тема – любовь к женщине, уже издано 6 книг, а это 180 стихов.
           Тема войны 2014 – 2015 г.г. не может не волновать: ведь мой дом находится в 5 км от линии фронта. Так появилась книга «Донбасский узел».

           – Расскажите, каким Вы помните Свердловск своего детства?

           – Наш дом стоял, да и теперь стоит, на улице ИТР (инженерно-технических работников), позже переименованной в улицу имени капитана милиции Жилова. По ней ходил с бидончиком за молоком. Помню, что стоило оно 24 коп за литр. Напротив кинотеатра «Победа», в магазине №21, покупал колбасу по 2.90 руб. за килограмм. А вот «Галантерея», расположенная там же, запомнилась тем, что на стене внутри магазина висел некий аппарат. Отец клал в проём для монет дореформенные 15 копеек, подсаживал меня на плечи, и из красивой трубки, похожей на граммофонную, распылялся одеколон, освежая голову. Нигде больше таких аппаратов не видел! Прочитав том «Космос» детской энциклопедии, принадлежащий нашим соседям Новиковым,  попросил бабушку склеить из бумаги шлем космонавта, затем вместе с братом соорудили телескоп и наблюдали за звёздами. Космос притягивал всегда.
           До сих пор считаю, что бывшему директору кинотеатра «Победа» Эмилии Моисеевне Крюковой нужно поставить памятник за продвижение культуры в массы. Она умела «выбивать» для Свердловска кинокартины, которые ещё даже в Луганске не выходили в прокат. Помню, девятилетним пацаном, в зимние каникулы 1963 года, лёжа на сцене (билетов тогда было не достать), мы смотрели французский фильм «Три мушкетёра», подкладывая под голову кулаки. Правда, в городском парке действовал летний кинотеатр, там можно было смотреть фильмы повторно.
           На деньги, выделяемые родителями для школьных обедов, я выкупал отдельные тома собраний сочинений писателей в ларьках «Союзпечать», стоящих по всей улице Энгельса.
           Не забуду своих учителей Полину Дмитриевну Инютину, Антонину Глебовну Теплинскую, Марию Васильевну Яшину, которые преподавали нам в школах №11 и №12.

           – Можно ли научить писать стихи? Каким должен быть современный поэт?
 
           – В молодости подумывал закончить литературный институт, но не сложилось. Вообще говоря, очень сомневаюсь в том, что диплом поможет научить писать.
           Что такое современный поэт? Очеркист отображает реалии жизни, прозаик создаёт эпос окружающей действительности, а поэт раскрывает свою душу. Темы творчества и Петрарки, и  Пушкина схожи: мысли о Боге, о жизни, Родине, родных, чувственная любовь. Это современно всегда и в любое время. Конечно, необходимо вдохновение.

           – Вам пишется легко? Что есть творческая удача? Как  преодолеваете кризисы?

           – Была в Ленинграде, в 20-х годах прошлого века, группа поэтов и писателей «Серапионовы братья». При встрече они друг друга приветствовали так: «Здравствуй, друг! Писать очень трудно!». И сейчас ничего не изменилось. Уже написанные стихи через какое-то время правлю, делаю новую редакцию, – потому, что сразу не видно всех огрехов, а со временем они бросаются в глаза. Правда, бывают и такие стихотворения, где не меняю ничего. Творческой удачей считаю, когда у читателей случается эмоциональный отклик. Это самое важное, а уж награды, победы – вторичны.
           Когда-то давно, в начале двадцатого века, Иван Алексеевич Бунин учил молодого Валентина Катаева описывать то, что видишь. Меня подобным образом наставлял поэт Владимир Кострыкин, мой хороший друг. Всё, что пришло – любую строку, записываю в блокнот. Без этих набросков нельзя, они помогают преодолевать творческие кризисы: достаю старые записи и начинаю работать над ними. Стихотворение «Сливы», которое по итогам октября этого года заняло первое место в интернете, на конкурсной площадке «Золотое сечение», было именно такой заготовкой.

           – Пытались ли Вы кому-то подражать? Кто Ваш любимый прозаик? Чтобы развиваться, нужно читать хорошую литературу?

           – В 2012 году в интернете, на конкурсной площадке «Большой Литературный Конкурс» я выставил стихотворение «Смерть», написанное на одном дыхании. Отзыв члена жюри, знаменитого поэта Александра Сидорова, последовал такой: «…Смешение простоты и космической философии напоминает мне стихию Пастернака. Именно – напоминает; потому что у Василия свой, особый стиль. Но по мироощущению, по поэтической стилистике его можно причислить к поэтам пастернаковской школы. Не на правах ученика». Писать в поэтическом мире  любимого поэта Бориса Пастернака никогда не пытался, а человек уловил.
           Считаю, чтобы развиваться, нужно обязательно читать хорошую литературу. Мне близки авторы: Ю.К. Олеша, В.П. Катаев, у которого в любой строке чувствуется кураж, чувство полета; безусловно, К.Г. Паустовский, которого считаю лучшим писателем 20 века. Когда знаменитая Марлен Дитрих приехала в СССР, она встретилась с Паустовским в зале, заполненном людьми, пришедшими на встречу с ней. Кинозвезда вызвала его, старого, больного на сцену, и опустилась перед ним на колени. Позже актриса написала: «Оставаться тем, кем ты был до прочтения рассказа «Телеграмма» невозможно. Благодаря ему, я полностью изменила свою жизнь».
           Да, хорошая литература может многое. В восьмидесятые годы парторгу нашей шахты В.А. Проскурнину я дал почитать замечательную книгу Олега Михайловича Куваева «Территория». Последние строки романа звучат так: «День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создаётся сегодня. Так почему же вас не было на  тех тракторных санях и не ваше лицо обжигал морозный февральский ветер, читатель? Где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой?..» Через месяц после прочтения Виктор Александрович уехал на север – туда, где происходили события романа, и живёт там до сих пор.

           – Чем отличается хорошая поэзия от плохой?

           – Точно сформулировать, пожалуй, не смогу, но с опытом больше доверяю подсознанию. По первым 3-4 строкам способен определить качество любого стихотворения, – это сразу видно. Мой знакомый, издатель Анатолий Воронов, присылает на оценку произведения. Есть авторы, пытающиеся выбиться за счет других, а также графоманы, пишущие халтуру. Но есть то, от чего оторваться невозможно.

           – Что является для Вас важным и ценным в нашем мире?

           – Вопрос жизни и смерти – самый главный. То, что мы живём – это большая удача! Если представить человека в сопоставлении с космосом, то мы – лишь малая песчинка, но песчинка мыслящая.
           А ещё важна любовь к женщине. Любовь нужно беречь. Отношения закладываются долго, а рвутся очень быстро: от неосторожного слова, непонимания, недомолвок. Родных людей в мире очень мало, и их так легко потерять.


СТИХИ ВАСИЛИЯ ТОЛСТОУСА О СВОЕЙ СТЕПНОЙ РОДИНЕ:

***
А родина только одна,
пусть мало в ней шарма и лоска.
Донбассом зовётся она,
а точка на карте – Свердловском.
С рожденья бессрочно дана,
как юная мать у младенца,
и это не просто страна,
а вся география сердца.
Недаром, намаявшись всласть,
за годы повсюду бывая,
однажды захочешь припасть
к земле подросткового рая.
И дом, и штакетника ряд –
такие же, только чуть ниже.
Такие же гроздья висят
к земле наклонившихся вишен.
Но нет беспокойных ребят –
соседей из дальнего детства.
И – нет, и не будет тебя.
От этого некуда деться.


***
Который год живу я на планете,
где возле дома старый террикон
насквозь пейзажи, лучшие на свете,
прорвал своим дымящимся углом.
Я от него давно хотел умчаться
и не видать уродливости круч,
но с ним – я знаю – выпадет встречаться:
он, словно время, вечен и могуч.
В его нутре невольники-шахтёры,
и мой отец прикован без цепей.
Вверху полей бескрайние просторы, –
внизу, под ними, – царствие теней.
И вот опять стою у террикона.
Его громада скрыла небосклон.
Кричу: «Смотри – я временно. Сезонно.
Мне с вузом в этот год не повезло.
Ну что молчишь? Я твёрдо обещаю,
что горняком не стану никогда».
Шепнуло что-то: «Я тебя прощаю,
ты лет на сто, а я здесь – навсегда».




С ПОЭТОМ ВАСИЛИЕМ ТОЛСТОУСОМ ВЕЛА ДИАЛОГ ЖУРНАЛИСТ ГАЗЕТЫ «ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС» НАДЕЖДА ВЕЧЁРКИНА (КОЛОМИЕЦ).