На полустанке в выжженных Ельцах

Психоделика Или Три Де Поэзия
.






НА ПОЛУСТАНКЕ В ВЫЖЖЕННЫХ ЕЛЬЦАХ
.
О подборке сонетов "Плацкартный лифт" автора Елены Евгеньевой http://stihi.ru/2021/10/22/2580
.
.
Классическая литература существует (в том числе) благодаря привычке чтения, которая ощущается как нормальная потребность культурного человека. Но и она утрачивается, превращается в культ поклонения унаследованному, становится ригидной к современной поэзии и приобщается к ней только при определенных условиях. Например, когда выстраивается иерархическое отношение к прочитанному, которое отделяется от повседневности, сакрализуется или когда стихи (одного автора, стиля, жанра) сопровождают некое душевное состояние читателя, откликаются на его позывные, становятся для него службой особенных состояний (sos), с последующим желанием встроить найденное в персональную сеть, обеспечивающую привычный режим чтения.
.
Чтобы не стать заложником читательского "канона", транслируемого через школьное образование, читающий должен научиться смотреть на поэзию "извне" хрестоматийного пространства как на "конструируемый", "собираемый" каждый раз заново феномен, тогда и современный автор, и его поэзия откроются с неожиданных сторон, как нечто новое, являющееся частью современной жизни.
.
Подборку сонетов "Плацкартный лифт", автора Елены Евгеньевой имеет смысл воспринимать именно как явление, феномен.
.
Но для начала станем среднестатистическим читателем и воспользуемся, ставшим привычным принципом отбора: откроем книжку на случайной странице и поймем, вот это мы читать будем, или – нет.
.
.
***
......................Проводники стандарта ВОЗ
......................цепляют к снам электровоз.
..........................................Валерий Исаянц
.
.
электровоз вперёд летит, но помни
что провод рвётся, рельсы точит ржа
но только Deus сохраняет omni
и режет тоже [впрочем, без ножа]

стучит латынь в баркасик Шереметьев
[придуманный для пущего словца]

воскресной электрички не заметив
на полустанке в выжженных Ельцах,
сойдешь потом на станции какой-то
и не понять, который грянул год
и кто теперь тут правит и живет
и чей вокзал, и чей теперь завод
и телеграф, и почта, и PIN-код...

¬____________________________
...как жалобно скрипит под ветром койда
.
.
Первое впечатление – удивительная, логичная плотность текста, в меру усложненный язык повествования, циклическое, смысловое, не линейное взаимодействие различных фрагментов. Второе впечатление – четырнадцать строк не сонет, но эмоционально и информационно они больше, чем сонет в каноническом его восприятии. Мой стереотипный читательский норратив соглашается с восприятием таким образом поданного поэтического материала и я, как читатель, понимаю, что мне доставит большое эстетическое удовольствие не только прочтение данной подборки, но и ее изучение. Меня подкупает у автора и
.
умение за рифмами прощать
сплошное время, что ему досталось
[как света ком, как зодчее литьё
.
.
И то, что
.
.
навыкате луны полночный глаз

больное зобом небо над железкой
нависло так беспомощно и резко
что даже февралю не даст солгать
.
.
На этом "не солгать" и строится авторский творческий поиск. У большинства авторов творческий поиск, как правило фанатичен, все его порождающее и означающее очень быстро становится малозначимым и, после, еще быстрее утрачивает всякий смысл. Если немного поиграться формулировками, то получится, что означающее (творческий поиск) становится своим собственным означаемым (или поиском себя в творческом поиске) ... Или не интересным для окружающих. Это с одной стороны. С другой – творческий поиск – это потребность для многих выразить то, что не укладывается в обычную, обыденную речь, ее символы и смыслы. Часть авторов (практически незаметная в общем творческом порыве) пытается найти свой уникальный голос, вторая часть авторов (подавляющая первую) пользуется вторичными, сотни раз опробованными прежними поколениями творцов знаниями, иногда в этом преуспевая, но чаще не заморачиваясь, срастаясь с привычкой ставить слово после слова (Б. Ахмадулина).
.
Елена, относится именно к той группе авторов для кого творческий поиск – потребность.
.
Однако давно известно, что "Все идеи, которые можно выразить в одной и той же последовательности схожих звуков, имеют одно и то же происхождение и связаны между особой определенным, более или менее очевидным соотношением вещей, существующих всегда, или существовавших ранее, постоянно или случайно" (Brisset 1900).
Т.е. без новых звуков и их последовательностей в поэзии нельзя воплотить новые идеи. Если это признать, то творческий поиск, должен быть связан с поиском новых идей в новых звучаниях.
.
В этом третья особенность текстов, представленных в подборке: не просто реализация заданной Валерием Исаянцем и Павлом Антокольским темы "По ту сторону железной дороги" посредством постоянно всплывающих во время чтения сигнальных образов: "воскресной электрички не заметив", "что номерной, что литерный – дрожит", "сосед напротив [стопроцентный мммедик!]/ пытается обрывками стишка/ задобрить всех вагонных и вожатых", которые захватывают все больше и больше строк и уже слышится – "хруст сахара катился по вагону / перегородок сбрасывая плен / и на перроне местная горгона / [мисс бигуди] в кулечки с эстрагоном / всё подсыпала семечки с колен", и вот уже суггестивная плотность текстов превращается в звук, запах, цвет вокзалов, вагонов, но не успевая заполнить собой заданное автором пространство вдруг резко обрывается, сворачивается в незаметный комок, и уже тяжелыми вагонами встречного поезда громыхает:
.
.
а жить когда? затяжка козьей ножки
и та вполсилы. разве это жизнь?

Горацио, присядем на дорожку
как водится, до дрожи дрожжи, дрожки
смотритель станционный у сторожки

и упоительные миражи...
.
.
и цвет слов померк
.
.
куда ведёт земной трамвайный путь
навряд ли знает стрелочник на млечном
а если мы доедем до конечной
совсем без пересадок от заречной
то обязательно куда-нибудь...
.
.
и выветрились все запахи
.
.
прости меня, придуманный кочевник
что не умею рассказать про кров
так живо, чтобы сердцу захотелось
путь променять на стойло для коров
.
.
И звук стал тишиной, затасканною мглой, в которой
.
.
шаталась осень армией без места
и хлопала казарм скупая дверь

потом, потом в фиртаузенде цуэрстом
мелькнёт-исчезнет преданная Тверь...
.
.
Творческий путь, поиск не может и не должен быть предан, без него нет смысла творчества.
.
К сожалению, в современной поэзии в каком бы жанре или стиле не были написаны тексты, они не могут быть сведены к высоким общепринятым образцам поэзии, ставшей классической. Поэтому современный текст должен обладать тончайшим внутренним чутьем, чтобы в силу различных обстоятельств он смог оказаться в нужном месте и непременно на отрезке, соединяющем то, что сегодня уже признано хрестоматийным в литературном мире и тем, что будет таковым признано в будущем.
В том стилистическом и жанровом хаосе, который окружает современного автора сейчас угадать, найти, развить, подкрепить поэтическим материалом свою творческую вершину практически невозможно. Проще всего это место и отрезок определить в жанре, имеющем достаточно долгую, подтвержденную историю и, одновременно с этим, абсолютно размытые перспективы развития, усугубляющиеся отстойным положением в современном литературном мире и жизни. Современный сонет оказался именно в таком положении (ниже плинтуса), без каких-либо идей на будущее. В результате чего, формирование новых идей, взглядов, стилей в этом жанре становится уникальным творческим продуктом, а отсутствие мало-мальски значимой творческой конкуренции, дает по своей сути монопольное право, выстраивать личный вектор движения в будущее.
.
Это право немногих, среди которых и Елена Евгеньева.