Петербургский алфавит. Глава 7

Ольга Васильевна Колесникова
Глава 6. http://stihi.ru/2021/11/05/3801

Глава 7  Университетская набережная. Фонтанка.
Храм Воскресения Христова.

У.  Университетская набережная.
Пристань у Академии Художеств.
Историческая справка
Университетская набережная в Петербурге пролегает
от Биржевой площади до площади Трезини и
6 линии Васильевского острова. Архитектурный
облик набережной начал формироваться одним из
первых в городе в связи с тем, что Петр I планировал
устроить в этом месте административный центр
Санкт-Петербурга. В 1710 году здесь началось
строительство первого в городе каменного здания:
дворца А. Д. Меншикова. Кроме того на набережной
расположены здание Кунсткамеры, здание
Двенадцати коллегий, дом архитектора Д. Трезини,
здание Академии художеств. Своё название
набережная получила в 1887 году в честь
Санкт-Петербургского университета, который частично
располагался в здании Двенадцати коллегий.

У 1  Увертюра-арютреву
(О. В. Колесникова)

Эта лёгкая грусть сентября,
Этот пряный листвы аромат…
Ничего не бывает зазря –
Даже листья зазря не летят.

Не исчезнут ни дни, ни года,
Не пройдёт та безумная синь…
Пусть влюблённость чарует всегда,
И звучит колокольчик ДО-динь.

Всё вернется на круги своя,
Всё имеет свой срок и черёд…
Только вдруг посреди декабря
ЛЯ-средь льдинок разбитых сверкнёт.

Я лечу, я почти не бегу,
Зонт огромен, из золота дождь,
МИ-звучи там, на том берегу…
Это то, что мучительно ждёшь.

Не бывает напрасных часов,
Средь древнейших и новых времен,
А в легендах волнующих слов…
Фантастически звёздный ФА-сон.

Расцветает медлительно СИ,
И парит надо всем аромат…
Что-то шепчет невнятно – mersi,
Невозможность свершает обряд.

Но рассеется летний дурман,
И в реалии – сладкая боль…
В истечении жизни – обман,
Всё конкретно, как чёрная СОЛЬ.

Закружит, засверкает спираль,
Это ритм и пронзающий свет,
Это РЕ-резонансная даль,
Это в музыке нежный сонет…

У 2  Укрощение зимы
(О. В. Колесникова)

И вот пришла сама, сама
На двор февральская зима.

Вновь Солнце в нимбе хрусталя,
Им околдована Земля.

Да, так бывает, повезло,
Любуемся – Гало! Гало!

Есть солнечная увертюра,
Какая яркая фактура.

Как много буйной белизны,
Но все пространства ждут весны.

Она таится средь ветвей,
Мы шепчем ей – скорей, скорей.

Поможем, встретим, воспоём,
Мы тему Солнца разовьём.

У ;  Улётное лето
(О. В. Колесникова)

Лето, лето, лето, лето
Это новые сонеты.
Вдоволь ягоды, грибы.
Явь. Подарочек судьбы.

Солнце, солнце, солнце, солнце
Мы удачу пьём до донца.
Бронзовеем. Всласть играем,
Наважденья воплощаем.

Море, море, море, море
Хорошо, когда все в сборе.
А полосочка прибоя
Дарит что-то неземное.

Темы, темы, темы, темы
В раз решим свои проблемы.
Будем лучших ждать вестей
От знакомых и друзей.

У 4  Условности белых миров
(О. В. Колесникова)

Это виденье, как будто во сне,
Белые розы на белой стене.
Белые розы средь белых снегов,
Нежные грёзы, мерцанья основ.

Пишем желанья на белом листе,
Рифмы в закланье мирской суете.
Бал заоконный метелью кружит,
Лёд серебристый танцоров манит.

Музыка света прорезала высь,
Кружатся пары, азартно. Держись.
Солнце стремится пробиться из туч,
Белый оркестр и велик, и могуч.

Пьесы и темы в пространствах звучат,
Новые мессы для странных ребят.
О, завороженность белых миров,
Необратимая прочность основ.

Белые розы на белой стене.
Вновь небывалое снится во сне.

Ф.  Фонтанка. Старо-Калинкин мост
Историческая справка
Фонтанка — река в центе Петербурга. Вытекает из
Невы у Летнего сада и впадает в Большую Неву.
Длина реки 7,6 км. Название реки связано с
устройством фонтанов Летнего сада. В 1780-1789
годах началось сооружение гранитных набережных
по проекту А. В. Квасова под руководством Ф. В. Бауэра.
Через реку переброшено 15 мостов. В том числе
Аничков (в створе Невского проспекта),
Пантелеймоновский, Египетский, Старо-Калинкин.
Современный вид с четырьмя гранитными башенками
Старо-Калинкин мост принял после реконструкции
1786-88 годов. Проект моста подготовили инженеры
П. К. Сухтелен и И. К. Герард.

Ф 1  Фонтанный сон
(О. В. Колесникова)

В воде расцветали растенья,
рыбачили странные кошки…
Фонтанка–река, ты виденье,
особенно башенный мостик.

Ползёт неуклюжий кораблик,
заляпанный глиной и илом,
со дна извлекают осадки
того, что, возможно, и было.

Никто не уехал с Фонтанки,
кружит временное вращенье,
холодные длинные арки –
туда происходит смещенье…

И бегство безудержных в юность,
опасный прорыв сквозь реальность,
там им невозможно не думать –
куда кони–звери помчали?

Кому их подарит сэр Антик,
гранит под копытом иль мрамор,
кто там, у кареты, в коляске –
чины, самозванцы иль дамы?

На карте дворцы и решётки,
разложены жизнью пасьянсы:
стволы, переплёты, обмотки –
гротескны стихийные танцы.

Никто не уехал с Фонтанки,
но жить там почти невозможно –
машины форд-мерсы, джип-танки
заполнили берег безбожно.

Безбрежно воды ощущенье,
безмолвно белеет бескрайнье,
теченье, теченье, теченье –
не встреча, не век, не прощанье.

Ф 2  Фантазия на французскую тему
(О. В. Колесникова)

Я собираю воедино
фантазии своей мечты.
Я украшаю с середины
её ковровые холсты.

Я продлеваю окончанья
каких-то звуков, пауз, слов.
Я назначаю Вам свиданье
среди неизданных стихов.

Такая странность поворотов
и многозначность дней и снов.
Идёт всегдашняя охота
на тех, кто весел, дерзок, нов.

И уезжают к океану
любители его игры.
Их путь в ночи по автобану,
там из лучей летят миры.

И я хочу успеть за ними,
и ощутить опасный бриз,
И раскрутить на серпантине
одной мелодии эскиз.

И упиваясь расстояньем
и протяженностью дорог,
Я предаюсь воспоминаньям
и обращаю их в предлог.

И заставляю их искриться
и облетать как лепестки,
И застывать как ком –
позиций по мановению руки.

Ф ;  Фавн и осень
(О. В. Колесникова)

Ты шла легко по осени ступая,
Я не спешил, тебя не догонял.
Откуда ты пришла сюда такая,
Когда я никого уже не ждал.

Ты про себя чему-то улыбалась,
Я, затаясь, желанье загадал.
Я так хотел, чтоб ты не удалялась,
И чтобы лик твой для меня сиял.

Ты жёлтых эльфов из листвы сплетала,
Я замирал и с ними улетал.
Лишь взмах руки и тишина настала,
Я вымысел с реальностью сличал.

Ты не моя, другая ты стихия,
Я отстаю, мечту ведь не догнать.
Исчезла ты, а письма золотые
Мне одному средь осени читать.

Ф 4  Фото. Видео. Мемори
(О. В. Колесникова)

Картинки нашей жизни в мегабайтах
Струятся бесконечным караваном,
Сияя на экране ноутбука.

Мы накопили мощные архивы,
Снимали вдохновенно и беспечно
Моменты счастья важные для всех.

Как мы гуляли радостной ватагой
По Петербургским, по прекрасным паркам,
И все дворцы-музеи были наши.

Как мы играли, пели и читали
Со сцен таких опасных и высоких
Свои стихи и музыку великих.

Красиво за столами собирались
И дружно все бокалы поднимали,
И в текстах тостов прославляли жизнь.

Букеты мы друг другу приносили
Такие нежные и непростые,
Их яркость каждый раз нас озаряла.

А орхидеи – пленницы мечтаний
Так элегантно о любви шептали,
Такой сиреневой и выдуманной всеми.

Теперь цветы так плавно опадают
И ничего, увы, не изменить.
Как наважденье время исчезает.

Но можно сочинять свои поэзы
О том, что было или, может, будет.
Раздаривая их как бы случайно.

Х.  Храм Воскресения Христова (Спас-на-крови).
Историческая справка
Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) —
православный мемориальный храм Петербурга
возведенный на месте где в результате покушения
1 марта 1881 года был смертельно ранен
Александр II. Храм был сооружен как памятник
царю на народные средства. Авторы проекта
А. А. Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев).
Строительство 1883-1907 годы. Архитектура храма
представляет собой образец позднего этапа эволюции
русского стиля. Большое влияние на внешний облик
храма оказала архитектура московского собора
Василия Блаженного. С внешней стороны храма
сделаны надписи, увековечивающие деяния
Александра II. Внутреннее убранство храма полностью
 выполнено в мозаичной технике. Общая площадь
мозаики храма более 7000 квадратных метров.
Это одна из крупнейших коллекций в Европе.

Х 1  Храм и сад
(О. В. Колесникова)

Чугунные розы
в гранитной оправе

Овальным букетом
пред храмом цвели.

Снега их белили,
искрили, ласкали,

Снега к чёрным
розам так шли.

Бутоны и листья
растут ниоткуда,

Изяществом
линий маня.

Я медлю, я чту
меланхолию чуда

И сада, и льда,
и огня...

Х 2  Хроника прощания
(О. В. Колесникова)

День прощанья был светел,
день прощанья был ярок.
Обещание встречи –
ваш последний подарок.

Я молчу, я не плачу,
вроде нет и причины.
Не нашла нас удача –
вот и стали чужими.

Ничего не осталось,
ничего не случилось.
Только счастье кончалось,
только будничность длилась.

Обещанья не в радость,
мне их больше не надо.
Перед мигом прощанья
ложь из слов не награда.

Вам я больше не верю,
вместе с вами всё канет.
Мозг не терпит потери,
мир души не обманет.

Х ;  Хризантемовый сад
(О. В. Колесникова)

И хризантемы вместо орхидей
цветут в садах чугунных Петербурга.
Среди камней, средь окон и людей,
они – пришельцы возвещают утро.

Им шум и холод видно незнаком,
нездешние его не замечают.
Они сияют белым молоком,
сиреневостью сумрак разбавляют.

Цветут на восходящую Луну,
она им знак и нежность, и опора.
Японию – далёкую страну,
они в себе несут не без укора.

Проходит всё – недолгая весна,
обман из лета убегает в осень.
Их время – и охапками сполна мы,
как подарки, чудеса уносим.

И забываем про холодный град,
где никогда не запоют свирели.
Где занимают стройкой каждый сад,
где ланей нет, а есть одни «Газели».

Но не убить металлом красоту,
не обнулить безжалостным бетоном.
Вселенскую нам дарят простоту
и побеждают праздничным бутоном.

Х 4  Хэштэг   #20*20*40#
(О. В. Колесникова)

Вновь Высоцкий, море песен.
Мир опасно интересен.
Без него опять весна,
Что-то стало не до сна.

Бурно почки набухают,
Свет-цветочки расцветают.
То не сказка, то не сон,
Жив гитарный перезвон.

Это новая земля,
Загрязнённые поля,
Непонятный аромат,
Много в воздухе преград.

Где вы страстные мечты
О пределах красоты.
Там в отсутствии зимы
Резко изменились мы.

Ускоряет время бег,
Где ты прошлогодний снег,
Где позавчерашний смех,
Что сверкал в глазах у всех.

Что не сбудется – пройдёт,
Всё имеет свой черёд.
Горы, степи, города –
Это с нами навсегда.

Это мощный сил расклад,
Жаль не с нами райский сад.
Да и мир без вечных песен
Был бы нам не интересен.

Глава 8:http://stihi.ru/2021/11/05/3874