Венок мига - венок сонетов

Георгий Балдин
Суета сует – всё суета!
  Ветхий Завет. Екклесиаст



1
Экспромты – это жизнь мгновенья:
Экспромт – тем и любезен нам,
Что мига он произведенье –
Не создается по часам!

Миг – вспышка озаряет разом,
Победу торжествует разум,
Тщеславится продуктом мозг,
Похвальный поднимая тост;

И торопливые движенья,
Стремятся выполнить приказ –
Хоть исподволь, хоть напоказ;
Полны победы предвкушеньем!

Пошла работа вперепляс,
Миг – из него соткался час…

2
Миг – из него соткался час,
Секунды, нижут свои бусы,
Минутки, складываясь враз,
Колёсами везут турусы –

Если болтаешь всякий вздор!
Не ставь потом себе в укор,
Что утекли твои мгновенья –
Вот первое нравоученье!

Без назиданий – нам никак:
Мораль, рацея и доктрина,
Пусть не дадут адреналина,
Но скажут болтуну: –"Дурак,

Не постигаешь суть явленья –
Миг – времени прикосновенье!"

3
Миг – времени прикосновенье –
Рождение большого взрыва,
Змеи, перед рывком шипенье,
И крик перед последним срывом,

Нет единиц его измерить.
И на себя нельзя примерить –
Растягиваясь и сжимаясь,
Пересекаясь, разбегаясь,

Сгрёб миг фрагменты бытия,
В мозгу – собрался каплей ртути,
Фурора, ненависти, жути,
Любого схожего сырья…

Вот и выходит парафраз –
Миг – радуя, печалит нас...

4
Миг – радуя, печалит нас...,
Но не бывает абсолюта!
Не будем брать в пример алмаз,
Сверкающий в фужере брюта…

Но! – своевременный глоток,
И нас волной вздымает грог,
Даря веселия минуты…
Но снова, грустно почему-то…

Под настроенье чередуя,
Мы ищем стороны пластинки,
Меняя вальсы на лезгинки,
Выводим среднюю кривую…

Куплетов всяких наплела –
Миг – патефонная игла!

5
Миг – патефонная игла,
В жестянке крошечной умильной,
Ей безразлична каббала –
Но, замыслы Творца всесильны…

Иголка – муравьем в трудах,
Скребёт пластинку… Впопыхах,
Любую отыграет штучку,
Лишь только, мир накрутит ручку –

Прокашляется граммофон.
Сквозь шорохи польются звуки,
Что Демиурги, что Мардуки,
Любой исполнится канон…

Но не вмешается в дела –
Среди любви, добра и зла…

6
Среди любви, добра и зла,
Мы вертимся, порой по кругу –
Посередине, лишь зола
Нам остается на поруку,

Сердца сжигаем и мосты,
В наивных помыслах чисты:
Растим багаж грехов своих –
Не научаясь на чужих…

Упрямство, мера и напор,
Нам выбирают направленья –
На скуку или вдохновенье –
Себе же, каждый режиссёр –

С осознанною укоризной –
Вибрируя в бороздке жизни…

7
Вибрируя в бороздке жизни,
Подчас неявные желанья,
В рассудке оставляют брызги,
Что продолжают шлифованье:

И выплывут во сне наитьем,
Явившись поутру открытьем –
На пользу ли, для развлеченья? –
Интуитивно вдохновенье…

Огранка помыслов – вот чудо,
Мысль закипает на пределе,
Творя различные модели,
Позиций жизненных этюдов…

Логические коромысла! –
А что итогом? – Мысли, мысли...

8
А что итогом? – Мысли, мысли...
Без разума – нет человека,
Крошились мысли или кисли,
Возьмем, к примеру, древних греков –

Ведь были – те ещё бахвалы,
И выдумки на всё хватало –
Образчик многих поколений,
История их устремлений…

Смекалка – вот опора мига,
Мгновенно избирая цели,
Мозг порождает панацею,
Аналитического сдвига…

Всё, мы с годами оценили –
Общались, хвастались, шутили…

9
Общались, хвастались, шутили,
Смакуя сборники побед,
И прошлое своё щадили,
Простив, за давностию лет…

По жизни разное бывало,
Порой, того недоставало,
Что было нужно позарез –
Ходили правилам вразрез!

Со временем, остепенились:
Семья и дети, служба, быт,
Давно разыгранный гамбит,
Всё вроде есть, к чему стремились –

Подняли лени белый флаг,
Впадая в материальность благ…

10
Впадая в материальность благ...
Кому-то – подавай престижность,
Кому-то – чтоб всегда аншлаг,
Кому-то – супер-эффективность,

Но бренность сущего гласит:
Лазейка есть для Немезид –
Всегда, не полно совершенство
И, в эфемерности блаженства,

Недолго можно пребывать!
Так ли, иначе, ход событий,
Меняет распорядок житий,
Всё поворачивая вспять:

Вроде, избегнул всех атак,
Но Миг – в руке один пятак.

11
Но Миг – в руке один пятак,
Изнанка вывернутых сейфов,
В душе – вселенский кавардак
И дымные пожарищ шлейфы…

Как вновь, удачу оседлать?
Вернуть былую благодать,
Где б, верный делу экипаж,
Легко ходил на абордаж?..

Фиаско. И в семье разлад –
Пошла проверка в ближнем круге,
Забыты прежние заслуги
И жёсткий предстоит расклад –

Финансы крах усугубили –
Влюбились…– Миг – и разлюбили!

12
Влюбились…– Миг – и разлюбили?
Не всем – готов такой сюрприз,
Коль скоро, деньги ослепили,
То поделом такой ремиз!

Семья – крепка не пирогами –
Сплоченьем в каверзах, делами,
Поддержкой в трудные часы,
Когда, уже не до красы…

Принять, постигнуть половину,
Во всех уделах существа,
Вот признак истого родства,
Супруги, дочери ли, сына.

Так – меж побед и грозных бед,
Миг – вертит "суету сует"…

13
Миг – вертит "суету сует"
И, всякой суеты в достатке,
Для мира тщетности побед,
Где смерь – всегда в сухом остатке.

Где всё в круговорот вовлёк,
Своекорыстный кошелёк -
Для славы, роскоши и власти,
Приравнивая это – к счастью…

А, позабытая любовь,
Не мстит – её ли это дело,
Но без неё все оскудело,
Дай Бог, чтоб воротилось вновь…

Есть время развивать сюжет?
Миг – пролетел – и его нет...

14
Миг – пролетел – и его нет...
Как призрачная эфемерность,
Хвостатость огненных комет.
Их недоступная химерность,

Непостижима и легка…,
А траектория витка,
И Аристотеля манила,
Пылая солнечным горнилом…

А космос? – Космос нам далёк!
Желанья стали приземлённы –
Чуть посложней аттракциона...
Внезапно смертным – невдомёк,

Что по вселенскому счисленью,
Экспромты – это жизнь мгновенья

15
Экспромты – это жизнь мгновенья:
Миг – из него соткался час,
Миг – времени прикосновенье,
Миг – радуя, печалит нас...

Миг – патефонная игла –
Среди любви, добра и зла…,
Вибрируя в бороздке жизни,
А что итогом? – Мысли, мысли...

Общались, хвастались, шутили,
Впадая в материальность благ...
Но Миг – в руке один пятак,
Влюбились…– Миг – и разлюбили!

Миг – вертит "суету сует",
Миг – пролетел – и его нет...
.

.
P.S.   Венок сонетов состоит из 15 сонетов. Первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого сонета, первая строка третьего — с последней строкой второго и т. д. Четырнадцатый сонет завершается первой строкой первого сонета (как бы первый сонет начинается последней строкой четырнадцатого). Пятнадцатый сонет (магистральный сонет, магистрал, мадригал) состоит из первых строк, предшествующих 14-ти сонетов.