Мой милениум - интонационный строй стихотворения -

Август Май
Мой миллиниум
часть первая. 2012 - 2023 годы
начал 02 мая 2013 года примерно в 17:25

Я всё откладывал новую поездку к брату в Одессу, мои поездки 2002, 2003, 2010 и 2011 годах вроде напомнили о друзьях и родных, с которыми я практически - кроме родного старшего брата - не перезванивался, не переписывался, да и эпизодические  встречи как-то не возобновили прежних дружеских общений, с одни, разве, товарищем молодости я до двадцатого почти года ещё дикутировал по украинскому вопросу, но его обида на мои "выдумки" о бандеровшине  и мои увещевания воздержаться от политики и оставаться на воспоминаниях о юности всё же его заставили меня забыть, надеюсь, что его теперь избавило от возможных неприятностей, он прежде был равнодушен к украинскому, его родному, пусть он только русским и пользовался, как и все остальные мои прежние друзья и знакомые, он явно украинизировался, был всегда простым, а стал украинским настолько, что мои просьбы пользоваться фактами и аргументами наглухо оставлял без малейшего внимания, вместо этого снова и снова засыпая меня теперь уже всем широкоизвестными штампами.

конечно, я в других даже уверен насчёт, пусть в силу их малой политизированности и молчаливого скепсиса относительно украинства, мне лишь некоторые рассказывали столько фактов о украинских "политически-воровских" манерах, которые мне, знакомому во времена молодости с достаточно заметными околоукраинскими интригами, например, среди преподавателей университета, где я вскользь касался дел, связанных с украинизацией щербицкого, что тогда мне казалось чепухой - мои друзья-историки, с которыми я пьянствовал, гулял, праздник победы отмечал особенно, причём - они были в этом очень целецсьремлёнными - они были настоящими националистами, отношение ко мне, как верному собутыльнику, было дружеское по настоящему, хотя критика россии, которую украина, по их мнению, содержала, была одной из тем постоянных, то есть - любой разговор не обходился без темы, но моя аргументация их не доводила до настоящего раздражения никогда - даже наши редкие стычки были абсолютно с темой не связаны - другие мои друзья - болгары, модаване, один западенец, вася панчишин, евреи, греки, албанка одна, да уже всех не упомню... - были более, чем аполитичны, даже обязательный комсомол я не могу вспомнить, чтоб играл хоть каплю значения, кроме двух копеек взносов, и моя жизнь состояла в учёбе, отличной, а я ещё сам занимался и сочинительством, и наукой, общаясь с аспирантами, бывая на открытых научных форумах, занимался стрельбой, даже успешно выступая в некоторых видах, стихи писал, немного для очень яркой рок-группы парней из еревана, моих друзей, на музыку марарьяна, мануэля, азнавура, рози Армен и ещё кого не помню, но одно стихотворение послал постой в многотиражку, опубликовали, до сих пор считаю неплохим - сборник Праздник лета, композиция К звёздам, а ещё сохранилась композиция Солнце заходит, это было для рок группы на музыку одной вещи маркарьяна, но, если память меня не подаодит, не пошла на выступления, даже сперва потерялась на геоднзическом полигоне, потом нашлись бумажки, но стихами я друзьям и девушкам не досаждал, но щаписные книжки сохранилимь, как и мои разные заметки, и по математике, и по философии, не всё я растерял за годы...

Надеюсь, эти воспоминания о шестидесятых-семидесятых годах я потом постараюсь подробнее написать, здесь хочу сделать понятным то, что для меня значит пятнадцать лет изоляции от одессы.

В начале милениума мои друзья-поэты из Кисловодска часто меня толкали компютеризироваться, я об интернете всерьёз не думал, хотя дочке купил компьютер и слабое представление имел, тем более, что ещё в семидесятые годы я разрабатывал информационно-поисковые системы, ещё на этих огромных машинах Минск и ЕС, но благополучно забыл.
Я не старался печататься, хотя ещё с семидесятых сьучао на машинке, но для себя, правда, рассылал по московским релакциям, но кроме глупых рецензентов ничего не приобрёл. Но с конца семидесятых я познакомился с группой молодых кисловодских поэтов, к началу милениума несколько ставших солидными, я изредка в альманахе "Лит. Кисловодск" стихи им давал, и в 2002 году издал за свои деньги маленький сборник стихов 2001 года Когда огонь в камина становится золой, под псевдонимом Май Август, к тому времени уже прочно утвердившецся за мной среди моих друзей, правда, иногда печатающих мои стихи под моей фамилией, чтобы как-то исправить мои глупые затеи с псевдонимом.

Я писал то столько же, как в прежние годы, то мало, то чуть больше, но лишь когда дочка мне отдала свой компьютер, точнее, его части, собрав мне  отдельный, а себе сделав апгрейд, я стал с трудом учиться пользоваться компьютером, не веря, что смогу, и к 2012 году я наловчился так, что решился лезть в интернет, и сам смог зарегистрироваться на Стихи.ру, - сегодня я регистрироваться толком не научился, не раз пытался на Поэзия.ру попасть, не получается, а необходимость есть... - так что с 2013 года я начал свою историю виртуальной поэзии, и могу сказать, что в моей жизни эта сторона играет основпую роль, хотя при этом я стал писать стихов на порядки больше, прямо онлайн, буквально все - экспромты - материальная часть моей жизни подавляющим образом сосредоточилпсь как раз с 2012-2013 годов на делах судебных - сестра с племянницей решили меня выселить из квартиры, где я жил с женой, лежачей больной, был основным совладелцем с ними, имеющими небольшие доли, и жизнь моя стала сутяжничеством, но они делали и более сильные ходы, при их тупости щаставлявшие меня просто лезть из кожи, чтобы не остаться без жилья - им удалось сделать мне две уголовные судимости, но я без серьёзной помощи юристов разобрался и мало, что выиграл судебное решение - я его за семь лет сумел узаконить преодолев кошмарное давление приставов, прокурвтур, ещё судов, государственного кадастра, администрации, разных инспекций и тп.

Особо хочу скащвть, что попытки меня посадить при всей убогости как моих врагов, так и полиции, так и прокуратуры, так и судьи - меня чуть ни отправили  за решётку, я уже всерьёз готовил жену отбиваться с дочкой от моих родственников, но мои старания защититься, изучив как закон, так и существующий практический порядок, меня спасли, и отбыв наказание без заключения, я завершил раздел квартиры, сумел чудом исполнить решение суда в моё пользу, вплоть до того, что случайно по моему обращению Госдума внесла срочно - за не сколько дней - внести изменение в формулировку одной статьи закона, и после этого через погода я узаконил, а ещё через два года приставы после многократного возобновления против меня исполнительных производств, уже погода меня не тревожат, надеюсь, окончательно.

Понятно, что так бегло не передашь мои проблемы в этот период, но уверяю, что сам удивляюсь, что в это время опубликовал на ресурсе несколько тысяч текстов, многие из которых мне нравятся, многие дают повод задумываться и о людях, и о жизни, и даже о моём стиле, и размышления мои проявлены не только в стихотворных композициях, но и в достаточно многих заметках, где я стараюсь прямо задавать вопросы и отвечать на них предположениями.

Возможно, как момент автобиографии, это изложение покажется лишённым важных сторон, даже вполне определённый семьянин может иметь в биографии тайны, романы, ведь без этого жизнь человека кажется неполной, чувства семейные, так сказать, не драматичны, и, признаюсь, сам покаюсь, что семейные отношения спокойны и не ярки, личных врагов у меня нет, родственники, которые отравляют мой быт, у меня вызывают отвращение, да и то, даже когда творят очередную пакость, я и отвращение реально не испытываю, будто это куклы, мне даже грустно, что они во мне заглушили родственные чувства, десятилетия их пакостей не позволяют мне даже как-то обьянить, если мне приходится кому-то говорить, что я с ними не разговариваю, не общаюсь вообще - это трудно понять другому человеку, ведь это кошмар - не иметь возможности общаться как с соседями - ведь столько есть ситуаций, когда невозможность общаться с соседями чревата неприятностями.

Но мой круг общения повседневного узок, с друзьями, увы, немногими ещё живыми, я общаюсь редко, бывает, и не каждый год созваниваюсь.

Так родственники за стенкой для меня и остались лишь источником пакостей, не ежедневных, и потому терпимых, а соседи другие, со мной почти всегда конструктивны, во всяком случае, можно общаться, нет спорных моментов, а старые соседи, с которыми я был дружен, все уже померли.

Это можно понять, как содержание биографии этого времени, как рассказа о том, как писались стихи, поводы, ситуации, - но я пишу всегда абсолютно спонтанно, всегда тексты абстрактные, образы и иные худ.средства не разрабатываются, а формируются в речевом потоке, и сам я вряд ли смог бы даже предположить конкретные моменты по конкретным текстам - сам задним числом понимаю, что во мне находится большой объём широкого круга представлений, сведений, мыслей, картин, воспоминаний, фантазий и тд, который причудливым образом формирует при наборе текста то ли имея какой-то повод для вдохновения вроде чьих-то слов, стихов, то ли без любого повода.

Я ещё надеюсь добавить к этому короткие соображения по вопросам, связанным с моим творчеством, мною довольно подробно высказанных и опубликованных в заметках на моих страничках, нередко даже тематически объединённых в сборниках.

Поэтому здесь абрис творческой биографии, взятой в аспекте общих сведений и впечатлений.
А важные для меня вопросы творчества, мыслей о нём, я хотел бы представить во второй части описания этого периода моей жизни.

    02 мая 2023 года примерно 19:40

***

интонационный строй стихотворения
03:55
Публикация номер 9420

преамбула

вчера я писал заметку по этой теме и, почти закончив, потерял неопубликованный текст, что меня огорчило.
поскольку я уже несколько лет пишу сразу на эту страничку, я уже не раз терял тексты, обычно их восстановить по памяти не мог, порой и не старался.
здесь при всем огорчении я нашёл всё же утешение: самую мысль я смутно ощущал, поскольку заметки не являются художественным замыслом, потеря попытки размышления не так и важна, хотя там было не мало замечание,оказавшихся мне важными и интересными.

и я затеял новую заметку, на бумаге, чтобы не потерять, но день вчера задался трудный, я делал пандус себе на ступени дома, и писал буквально отрывками, хорошо, если предложениями и абзацами.

я сейчас начну набирать уже написанные строчки, конечно, публикуя заметку частями, и продолжу дальше.

возможно, получится интересно для меня и кого-то еще.

интонационный строй стихотворения

Есть подразумеваемое всеми стихотворцами и стиховедами условие - наличие регулярности как правильности ритма, и это исходит из собственно определения ритма.

Возможно, появление "строгого" верлибра и игнорирование первобытного стиха как "очевидно" "несовершенного" мешает взглянуть на речь вообще как сложноритмическую систему и в этой связи - на разных порядков ритмические речевые конструкции как на явления, способные влиять на эмоциональную выразительность речевого произведения.

и здесь интонационная теория стиха ( Е.В. Невзглядова, Интонационная теория стиха) способна по крайней мере обратить внимание на ограниченность традиционного подхода к ритму в стихотворении.

Важно, что внутренняя речь как вербализационная форма внутреннего слухового образа звуковых сигналов есть материал вообще словесного искусства и поэзии, потому можно согласиться с интонационной теорией в той части, что письменный (печатный) текст всегда и обязательно интернирован, и его произнесение есть не инионирование само по себе, а интонационное нюансирование.

На самом деле слово-слоговая система речи есть лишь одна из сторон, вкупе с акцентной - вид ритма - есть ещё аллитеральный "качественно" звуковой ритм и гипотетический "смысловой" - когда действует и позиционное расположение членов предложения, и "предметно-смысловая" организация речи.

соответствие силлабо-тоники изменениям ситуации от устного творчества к письменному как сперва средству опосредования предоставления произведений словесного искусства публике, а затем и получившему заметное самостоятельное значение, сделав книгу не просто средством, но и некоей формой произведения, а словесность - литературой.

Возможно, книжность и расширила не только численность публики словесности, но и потребовала исчерпать возможности неких "твёрдых" форм слогового стихосложения, казалось бы - "бедный" набор вариантов ритма - метр - не имеет широких выразительных возможностей - но до сих пор мы получаем большое число великолепных образцов стихотворений классических форм, способных отражать тонкие нюансы чувств.

но вовсе не неумение рифмовать и считать слоги заставляла поэтов искать новые формы - анектодитичная маяковская "лесенка" скорее вводит в заблуждение относительно искусственности поиска новых форм, по сути выглядящих лишь графическими средствами изображения все тех же силлабо-тоничкских форм - даже в пределах классики мы можем видеть напряжённый поиск всех поэтов - от великих до скромных - не вариантов изображений оттенков чувств теми же средствами - но поиск все более "естественной" речи.

Вместе с тем, особенно в связи с верлибром тенденция "защиты" поэтической речи как стихотворной, от прозаической остаётся ведущей - даже такая очевидная форма деструкции стиха, как отказ от строки, что до сих пор указывается чуть ни всеми как главное отличие стиховой поэтической речи, подтверждает именно "неизбежность" строки - если внимательно читать текст очевидно его лишь графический отказ от построчной формы, когда интонационно сохраняется не только силлабо-тонический строй текста, но и выделяется строка, лишь "спрятанная" в графике текста.

но это лишь видимость, пусть скрытая - еще более внимательный взгляд на такой текст может обнаружить за некоторым очевидным сохранением классической формы  наличие в связи с отказом от строки особенных изменений воздействия на восприятие читателя, вынужденного в случае не слушания, а прочтения печатного текста - меньше вслух, больше - про себя - "вливаться" со строки, достраивать и перестраивать мысленное звучание, произведения внутренней речи, то есть - вообще - отходить от полного соответствия внутренней речи внешней - скрытость внутренней речи становится её особым качеством, "мысленное проговаривание" текста становится не подробным, не просто допускает пропуски, но делая их штрих-пунктиром какого-то нейронного процесса, возможно, известного нейрологам и психологам.

хотя история "неклассического" стихосложения уже солидна, можно определённо сказать, что для широкого круга публики и авторов стиховедение остаётся  доминантно  классическим, ссылок на какие-то фундаментальные труды по неклассическому стихосложению не заметно.

можно лишь ссылаться на личные впечатления в отношении неклассического стиха, и здесь снова я бы для себя отметил большое впечатление от интонационной теории стиха, для меня пробивающей брешь в некоем "классическом предрассудке"'широчайшего круга читателей и стихотворцев - и уже весьма радикально требующих попыток подхода к следующей теоретической парадигме неклассической поэтики и общей теории стиха.

Поняв, что весь гигантский массив человеческой речи (в данном случае - русского языка) состоящий из произведений разговорной речи, основная часть которых эфемерная то есть такие произведения существуют в момент их произнесения в некотром разговоре, (плюс и произведения внутренней речия вообще существование которых принципиально предположительно с точки зрения публичности речевого процесса) и лишь мизерная часть как-то фиксирована, публичной становится почти исключительно в некоей информационной трансформации, например - в художественнгм изображение разговорной речи.

И стоит ограничиться тем, что не буквально изображается в произведениях - прозы - обычно, поэзии - чаще весьма трансоформированно - но в том, как разговорная речь влияет на стихотворную, что заметно при внимательном рассмотрении как отклонения от строгого силлабо-тонического строя текста стихового произведения - иногда резкого - когда нарушается регулярность, текст теряет привычный размеренный ритм, искажается - но эти отклонения становятся средством выразительности - обращая внимание читателя на какие-то фрагменты, иными средствами невозможное.