И сепия теперь как раритет!

Юрий Тригубенко
                Вместо рецензии Светлане Груздевой
                на её стихотворение
                «Ноябрь в оттенках сепии»
                http://stihi.ru/2021/11/02/6800

Пожалуй, соглашусь и я с тобой,
Что нынче Осень странна, без багрянца!
Кленовый лист без жара и без глянца,
И купол неба редко голубой!..
Одежды сбросил рано в этот год
Любимый лес, унылый и невзрачный,
С утра в тумане прячет вид свой мрачный…
Готов к приходу северных погод!
Цвет сепии* и ржавчины кругом!
И нет желанья листья брать в охапку.
Ноябрь так рано нахлобучил шапку,
Что хочется согреться камельком…

Осенний стих напомнил мне проект,-
Мой курсовой, когда я был студентом,-
Когда «отмыл»** коричневым пигментом
Я Римский ордер.*** Блеск! Восторг! Эффект!
Отличную оценку заслужил.
И похвалу снискал тогда у Тица,****
Летел домой на крыльях, словно птица:
Ведь мнением его я дорожил.
А сепия в проекте - это вкус!
И в старой фотографии, бесспорно!
Учились мы старательно, упорно,
Стремясь пройти классический свой курс,
Владея кистью и карандашом
Как средством выраженья нашей мысли…
Уменья - в прах! Ненужностью повисли
В погоне за безвкусным барышом.
Компьютер заменил собою всё:
И карандаш, и кисть, да и уменье!
Нет «Он», «Она». «Оно» - местоименье,
Что графика сегодня нам несёт.
Красиво! И эффект, но без души!
И как художник зодчий стал не нужен.
Не сам проект! Постройка - цель снаружи.
Для этого все средства хороши!..

И сепия теперь как раритет!
Зачем она? Ведь зодчих прежних нет!



11.11.2021 г.
Фото из Ин-та. Ионический ордер в отмывке сепией.


*) Сепия - светло-коричневое красящее вещество или оттенок коричневого цвета. Одно из названий акварельных красок.
**) Отмывка - сложный вид архитектурной графики, выполняемый на чертеже при помощи кисти китайской тушью или акварельными красками, позволяющий добиться реалистичного изображения объемов с учетом воздушной перспективы и правильно отображённых теней.
***) Архитектурный ордер – определённая художественная система стоечно-балочной конструкции зданий, разработанная в Греции и перешедшая в архитектуру Рима и других стран и периодов в своеобразной трактовке (ренессанс, классицизм).
****) Доктор искусствоведения, профессор Тиц А.А. - бывший заведующий Кафедрой Архитектуры в Харьковском инженерно-строительном институте, один из моих учителей в период с 1961 по 1967 год.