Мастерская Каргаполова

Евтушенко Алексей Анатольевич
Располагалась она на улице Ульяновской, рядом с Ворошиловским мостом, в полуподвале дома, которого уже нет – снесён, и на его месте построена гостиница. Хотя фасад частично сохранился. А в те времена ты проходил с Ульяновской через арку и попадал в типичный ростовский двор, где в праздник 9 мая соседи устраивали вскладчину общий стол, садились за него, пили-ели, пели песни и вспоминали войну.
Это было ещё в первой половине восьмидесятых годов прошлого века. Потом ушло. Скорее всего безвозвратно.
В мастерской имелись четыре большие комнаты, дощатые полы, кухня с газовой плитой и холодной водой из крана, газовая печь для отопления, а также кладовая, где в старой обшарпанной ванне хранился шамот. Туалет – на улице, и лучше о нём не вспоминать.
Из шамота мы лепили большие напольные вазы и барельефы для украшения ростовских профтехучилищ и профилакториев-санаториев. Платили за это неплохо, но хозяин мастерской, член Союза художников СССР Валерий Алексеевич Каргаполов, Царствие ему Небесное, был скуповат, склонен к запоям, а потому частенько нам не доплачивал. Нам – это художникам-исполнителям, которые у него работали: Валерке Игнатьеву по кличке Грибоедов, Сашке Сердюку по кличке Мистер Д и мне многогрешному, без клички. Были ещё приходящие-уходящие рабочие люди, но я уже не помню их всех.
А так-то гости в мастерской не переводились!
Не знаю, как сейчас, а в те времена художественные мастерские были местом встречи не только художников-скульпторов, но также андеграундных поэтов, музыкантов и вообще людей, не чуждых философическому взгляду на мир и употреблению вина.
Потому что творческие люди должны пить, тогда это было принято. А где ж ещё пить, как не в мастерской! На кафе-рестораны денег не хватало, в квартирах - старшее поколение. Вот и остаются художественные мастерские, хозяева которых, ростовские художники и скульпторы, всегда были рады веселым гостям, в особенности, если те приходили не с пустыми руками. Так что выпито было в этой мастерской – дай боже. И выпито, и спето, и обласкано множество разных хороших девушек. А вот драк не припомню, как-то без них обходилось.
Уже мало осталось тех, кто бывал в мастерской Каргаполова, что на Ульяновской в славном городе Ростове-на-Дону. Но всё-таки они ещё есть, а значит существует и мастерская. Пусть хотя бы в нашей памяти. Как сейчас вижу: сидим с утра, пьём чай. Входит Валера Каргаполов и весело говорит: «Ну что, бездельники, не хотите ли поработать?» Мы переодеваемся, Мистер Д включает свой японский кассетный магнитофон, и начинается работа. До вечера с его гостями, вином и девушками ещё далеко; мы молоды, и впереди целая бесконечная жизнь.
Фото тех времён. Слева я, справа Паша, из гостей, фамилии не помню.