В поисках Прекрасной Дамы

Владимир Привалко
Александр Блок и я - родственные души. Это я понял ещё в юности, когда был настолько очарован стихами Блока, что и сам начал сочинять стихи, о чём тут же и признался со всей присущей мне откровенностью :

К такому нежданному шагу
Толкнул меня первым Блок.
И робко с пера на бумагу
Закапала оттепель строк.

Оттепель строк не столько закапала, сколько полилась Ниагарским водопадом и так обильно, что вскоре тайник под шкафом в коридоре родительского дома был весь забит до отказа тетрадками с моими стихами. Забит до такой степени, что шкаф накренился, и куда прятать стихи, я уже не знал, а прятать был вынужден, так как моей поэтической страсти родители не одобрили, желая видеть меня не литератором, а инженером, учителем или врачом, на худой конец - космонавтом. Космонавты были очень популярны в те героические времена.

Однако остановить меня, как на всём скаку Пегаса, было невозможно никому, даже пресловутой "русской женщине", которая по утверждению Некрасова с лёгкостью могла это сделать. Поверьте, друзья, что войти в горящую избу ей было гораздо проще, чем остановить мою руку, строчащую новый стих ! А если бы "русская женщина", подстрекаемая неугомонным Некрасовым, попыталась мою руку, и меня вкупе с нею, остановить, то не миновать бы ей удара копытом. Никого бы я не пощадил тогда, даже "русскую женщину", при всём моём огромном уважении к ней, так как поэтический бес, меня обуявший, был сильнее меня.

Тема моего сходства с Блоком в том, что нас обоих закружила нечистая сила, точнее - Эвтерпа с Полигимнией, и понесла чёрт-те куда, была бы скучна, если бы я только этой темой и ограничился. Поэтому, чтобы вы, друзья, не бросили чтение, я сразу сделаю важное уточнение, что не только жажда поэтической славы и зуд в правой руке, сжимающей перо, породнили меня и Александра Блока. Мы оба искали и любили красивых женщин !.. Да, да, именно так, вы не ослышались - оба обожали красавиц и Блок это подтвердил такими стихами :

В кабаках, в переулках, в извивах,
В электрическом сне наяву
Я искал бесконечно красивых...

Под этими строками я могу поставить, без раздумий, и свою подпись !

Всё началось с того, что в самом раннем детстве, когда мне было не более пяти лет от роду, я смертельно влюбился. Любовь моя носила, разумеется, платонический характер, но по силе чувства не уступала любви и неплатонической. Что-то подобное, как позже я узнал, испытал Отелло к Дездемоне.

В подтверждение своих слов скажу, что от любви я престал ночью спокойно спать. Вы, конечно, спросите, кто же был объектом моей страсти ? Охотно отвечу. Я без ума влюбился в Мальвину из детского мультфильма "Приключения Буратино", который увидел на широкоформатном экране городского кинотеатра.

Увидев девочку с голубыми волосами, спать спокойно я больше не мог. В ночь после сеанса я подошёл к маме, потянул её за руку и, когда она, проснувшись, испуганно посмотрела на меня, тихо, но твёрдо прошептал : " Мама ! Когда я снова увижу Мальвину ?"

Маму моя влюблённость тогда настолько поразила, что она до сих пор о ней со смехом вспоминает, но мне, друзья, было не до смеха.

Прошло немало лет с того дня. Я за это время успел влюбится ещё раз десять или двадцать, но Мальвина из моего сердца никуда не ушла.

И теперь, когда появился интернет, моя жажда встречи с возлюбленной была полностью утолена. Я нашёл в YouTube мультфильм "Приключения Буратино" и снова увидел её - ту, что лишила меня когда-то сна и покоя. Не скажу, что чувство моё после долгожданной встречи вспыхнуло с новой силой. Однако и равнодушным я отнюдь не остался. Утирая от умиления слёзы, смотрел я на Мальвину, приказавшую пуделю Артемону отвести напроказившего Буратино в чулан, и шептал про себя :"Всё то же в Вас очарованье !Всё та ж в душе моей любовь !"

После этого удивительного случая прямого попадания в моё сердце стрелы Амура в столь нежном возрасте последовали один за другим новые случаи аналогичных попаданий в первом, втором, третьем, четвёртом и во всех остальных классах средней школы №7, где я чему-то учился десять лет. Чему я учился, я уже напрочь позабыл, но влюбляться в прекрасных одноклассниц я научился превосходно.

Помимо одноклассниц я влюблялся во всех красивых девушек, на которых падал мой взгляд. Я влюблялся в гимнасток, улыбающихся со страниц спортивных газет, в кариатид на фасадах домов, в контролёрш в троллейбусах, в продавщиц в булочных, даже влюбился в нашу дворничиху - словом во всех, в ком мой взыскательный, как у Блока, вкус находил "берег очарованный и очарованную даль".

При этом большого значения вопрос, ответит ли мне предмет моей любви взаимностью или не ответит, для меня не имел. Как и Александр Блок, я ставил перед собой главным образом задачу найти бесконечно красивую красавицу, такую, которую можно смело назвать Прекрасной Дамой.

Не имел также большого значения для меня и возраст Прекрасной Дамы, её социальный статус и уровень материального достатка. Имело значение, опять-таки по определению Блока, прежде всего её "прекрасное лицо". Имели немаловажное значение вдобавок к "прекрасному лицу" также и ноги Прекрасной Дамы, её фигура и походка.

Вооружившись терпением, как советовал своей жене отец Фёдор, отправившийся вдогонку за 12 стульями, я начал поиски Прекрасной Дамы, то есть самой прекрасной из "прекрасных" - единственной, неотразимой и неповторимой. Поиски шли не один день, шли поначалу успешно и вскоре можно было подводить предварительные итоги.

Таких Дам, претендовавших на роль "прекрасных" и отвечавших всем требованиям моего вкуса, оказалось в итоге немало. Когда я садился за письменный стол и их пересчитывал, то пальцев на двух руках не хватало. Более того - список Прекрасных Дам рос неуклонно и, в конце концов, достиг таких размеров, что я в нём окончательно запутался, тем более, что в этот список входили не только отечественные Прекрасные Дамы, но и Прекрасные Дамы зарубежные.

Итак, помимо Мальвины в него после проведённого мною исследования входили :

а) Прекрасные Дамы отечественные : Людмила Чурсина, Элина Быстрицкая, Юлия Борисова, Ирина Алфёрова, Нинель Мышкова, Татьяна Самойлова, Зинаида Кириенко, сёстры Вертинские, Мария Пахоменко, Светлана Светличная, Светлана Савёлова, Людмила Сенчина, Наталья Кустинская, Надежда Чепрага, Лариса Белогурова, Мария Шукшина....на этом пока перечисление Дам закончу, так как список чересчур длинен.

б) Прекрасные Дамы зарубежные : Мерилин Монро, Марлен Дитрих, Мишель Мерсье, Марина Влади, Брижит Бардо, Софи Лорен, Орнелла Мути, Ромина Пауэр, Моника Белуччи, Натали Портман, Катрин Денев, Памела Андерсон ... и здесь список не менее длинен.

Если учесть ещё и то, что количество красавиц пополнялось непрерывно - они прибывали буквально вереницами со всевозможных конкурсов красоты, таких как "Мисс Азия", "Мисс Африка", "Мисс Латинская Америка", "Мисс Европа", "Мисс Вселенная" и прочих "Мисс", то можете себе, друзья, вообразить всю грандиозность задачи, которую я перед собой поставил.

Когда я пересчитал Прекрасных Дам, в мой список вошедших, и добавил к ним тех кандидаток, кто должен был быть в него по праву включён, но из него выпал в виду того, что моя голова пошла кругом, то оказалось, что Прекрасных Дам не меньше, чем семечек в арбузе.

Это обстоятельство сильно меня озадачило. "Как же так ? - размышлял я, утирая пот со лба после подсчёта - Прекрасная Дама, по Блоку, должна быть одна, а у меня их оказалась целая дивизия. И что теперь мне делать ? Почему так вышло ? Либо все эти Прекрасные Дамы не Прекрасные дамы, иными словами - они липовые, либо критерий красоты у меня чересчур снисходительный."

Я сделал критерий максимально строгим и стал укорачивать список, придираясь к мелочам и убирая из списка тех Прекрасных Дам, у которых находил хоть малейший изъян.

Так Татьяну Самойлову я вынужден был из списка исключить из-за того, что она курноса. Софи Лорен исключил из-за того, что у неё непомерно узкая талия и она может переломиться в любой момент и как ещё не переломилась, остаётся загадкой. Марлен Дитрих я исключил из-за того, что она слишком серьёзна и редко улыбается, а Мерилин Монро исключил по обратной причине - она только и делает, что скалит зубы.

Из него в конце концов выпали : Людмила Сенчина ( по той же причине, что и Татьяна Самойлова ), старшая из сестёр Вертинских ( достаточно и одной - решил я, пусть отдувается за двоих ), Светлана Светличная ( из-за фривольного поведения в "Бриллиантовой руке" ), Наталья Кустинская ( чересчур располнела ). Я даже не пощадил Натали Портман и Катрин Денев, но список всё равно оставался длинным.

Прекрасная Дама, та самая, по Блоку - "бесконечно красивая", должна быть, повторюсь, одна, а их у меня их набралась пусть уже и не дивизия, но целый батальон. Отчаяние охватило меня.

Тогда я решил пойти другим путём, как сказал классик революции. Я решил не мучить себя поисками, а использовать Прекрасных Дам, избранных гениальными поэтами в качестве таковых.

Начал я, само собой разумеется, с Прекрасной Дамы самого Александра Блока. С поиском Прекрасной Дамы у Блока всё обстояло тоже прекрасно. Он отыскал её почти сразу и, как всем известно, ею стала Любовь Дмитриевна Менделеева.

Я раздобыл все портреты Любови Дмитриевны Менделеевой и внимательно их изучил.

Выбор Блока показался мне странным. Шея у Любови Дмитриевны была не лебединой. Нос был несколько крупноват. Рядом с Людмилой Чурсиной и Элиной Быстрицкой, не говоря уже о несравненной Мишель Мерсье, она сильно проигрывала.

После этого я переключился на Маяковского и чуть не поперхнулся чаем, когда с обложки книги стихов Маяковского о любви под названием "Про это !" на меня устремила взор любовь всей его жизни и бессменная муза, которой он посвятил почти всё, что написал - Лиля Уриевна Каган, по мужу Брик.

Я не вправе обижать Маяковского, друзья, которого, как поэта, очень ценю и поэтому не стану описывать своего впечатления от вида его музы. Но если вы отыщете в интернете эту обложку с лицом Лили Брик, то вы меня поймёте. Отыскивая, будьте предельно осторожны - не ешьте бутерброд и не пейте чай.

Однажды Маяковский о себе написал так :"Вы видели самое страшное - лицо моё, когда я абсолютно спокоен ?". Он был прав, так сказав, однако сильно преувеличил. Лицо его музы в тысячу раз страшнее !

А тут ещё и Ахматова подлила масла в огонь, дав лилиному портрету такое описание : "Лицо несвежее, волосы крашеные и на истасканном лице – наглые глаза."

Потерпев фиаско с Прекрасными Дамами Блока и Маяковского, я ухватился, как за палочку-выручалочку, за Прекрасных Дам самого любвеобильного и взыскательного в вопросах женской красоты поэта, её вдохновенного певца. Вы догадались, конечно же, друзья, кого я имею в виду ? Я имею в виду Сергея Есенина.

Я накинулся на фотографии всех жён и всех возлюбленных Сергея Есенина, как пират накидывается на сокровища.

У меня и тени сомнения не возникало в том, что единственная Прекрасная Дама, к ногам которой Есенин щедро бросит, как роскошный букет, целый ворох превосходных стихов, ей посвящённых, поистине будет прекрасна !

Каково же было моё удивление и разочарование, когда с фотографий на меня устало и буднично глянули обычные женские лица, ничуть не прекраснее тех, что я вижу каждый день в вагонах метро. Я бы даже не назвал эти женские лица красивыми. По-своему привлекательными - да, но не более того.

Ни Анна Сардановская, ни Лидия Кашина, ни Анна Изряднова, ни Надежда Вольпин, ни Маргарита и Евгения Лившиц, ни Анна Берзинь, ни Нина Грацианская, ни Екатерина Эйгес, ни Нина Свирская, ни Зинаида Гейман, ни Галя Бениславская, ни Зинаида Райх, ни Айседора, да-да, ни даже Айседора Дункан не могли похвастаться неотразимой внешностью. Забракованная мною Катрин Денев заткнула бы их всех вместе за пояс.

Лишь одна Августа Миклашевская, которой Есенин посвятил цикл великолепных стихов под названием "Любовь хулигана", полностью отвечала всем прихотям моих самых строгих придирок.

С удвоенным вниманием я стал рассматривать фотографии Августы, почуяв, что напал на след. Целых семь стихотворений посвятил Августе Есенин - это не шутка ! И среди них есть такие строки :

По-смешному я сердцем влип,
Я по-глупому мысли занял.
Твой иконный и строгий лик
По часовням висел в рязанях.

Всё утро, сидя в кресле у камина с увеличительным стеклом, долго и пристально смотрел я на Августу, разделяя есенинский восторг перед ней. Да, Есенин был прав, лицо Августы очень напоминало лица богородиц с икон.

Но вечером, когда я снова взял в руки увеличительное стекло и поднёс его к фотографиям красавицы, мне показалось, что нос у Августы несколько длинен, а глаза неестественно велики. Брови и ресницы слишком уж черны, а взгляд как-то очень грустен. Но и при всех этих недостатках лицо Августы было божественно прекрасно ! В голове у меня зашумело.

Я не знал, что делать дальше. Десятка три-четыре фотографий самых безупречных красавиц лежали в моей папке, озаглавленной "Дело. Поиск Прекрасной Дамы." К этим фотографиям я машинально доложил и фото Августы Миклашевской.

Даже самые утончённые придирки не могли уменьшить количество фотографий в папке до одной, чего я упрямо добивался. А тут ещё и Августа Миклашевская спутала мне все карты... Ах, да, карты ! В голове мелькнула мысль. А что если предоставить решение небесам и покориться их воле ? Если взять и перетасовать фотографии красавиц, как колоду карт, а после вытащить наугад одну - она и будет той самой Прекрасной Дамой, в поисках которой я окончательно зашёл в тупик.

Сложив фотографии в одну колоду наподобие карточной и обратившись за благословением ко всем олимпийским богам, я принялся тасовать колоду. Тасовал так и эдак не менее часа. Наконец, положил колоду на стол, смежил веки и протянул к колоде дрожащую от волнения руку. О, как мне хотелось увидеть на фотографии, на которую падёт выбор самого Юпитера, лицо Людмилы Чурсиной или Августы Миклашевской !

Дрожащая рука моя робко коснулась колоды и затем осторожно извлекла наугад из неё одну фотографию. Фотография, которой суждено было подвести черту моим мучительным поискам, лежала в моей ладони. Я медленно распахнул ресницы. Но что мне открылось ? О, Боги ! Лицо Прекрасной Дамы было с толстым носом, с похожим на корыто, по выражению Бунина, ртом и с выбритым наголо черепом. Мне стало до того дурно, что я чуть не упал в обморок.

Я ведь совсем позабыл, что в папку вместе с фотографиями красавиц положил фотографии Блока, Есенина и Маяковского.

В произошедшем я увидел волю небес и указующий перст судьбы. Небо как бы насмешливо сказало мне : "Оставь свои жалкие и тщетные поиски ! Не там ищешь ! Включи мозги !"

Не там... а где ? Где мне ещё искать ? Я положил фотографии обратно в папку и глубоко задумался.

Думал я очень долго, думал целый вечер до глубокой ночи, и вот до меня стало доходить, что Прекрасной Дамы, той самой, как выразился Блок - "бесконечно красивой" и признанной всеми, в том числе и мною, за "Совершенство" нет и не может быть.

У каждого из нас она своя. У меня - Мальвина из мультфильма. У Блока - Любовь Дмитриевна Менделеева. У Маяковского - Лиля Брик. У Есенина...у Есенина их было ещё больше, чем в моей папке.

И все мои критерии красоты - это лишь мои личные оценки и не более того. О вкусах не спорят и у всех они разные. А значит, что все эти конкурсы по выявлению самой распрекрасной красавицы, королевы всех красавиц - блеф. И потом, подумал я, разве в одних чертах лица и красоте фигуры заключается женская прелесть и обаяние ? Ведь есть ещё и внутренне содержание, есть душа. Есть ещё много таких черт в человеке, которые невозможно даже определить словами, но при этом черт пленительных, завораживающих. Дошедшие до нас изображения легендарной египетской царицы Клеопатры говорят о том, что она не была красива. При этом о её чарах и неотразимом влиянии на мужчин сложены легенды. В неё были влюблены и Юлий Цезарь, и Марк Антоний, и тысячи других героев античности. И была она неотразима именно в общении, а не на своих изображениях.

По-видимому, и в некрасивой, даже отчасти несколько уродливой внешне Лиле Брик было нечто такое при общении, что очаровало не только Маяковского, а очень многих неординарных мужчин, знавших в женщинах толк.

Иными словами, прав Николай Заболоцкий, сказав : "Что есть красота и почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?"

Из стихов Заболоцкого выходит, что красота - это некий огонь, который скрыт в человеке и проявляет себя лишь при общении с ним ? Теперь мне стало ясно, почему мои поиски оказались безрезультатными. Огонь, скрытый в сосуде, невозможно передать при помощи фотографии. Фотография являет нам только сосуд. А огонь - это стихия, которая находится в вечном движении, как сама жизнь. Чтобы согреться от огня и оценить его тепло, недостаточно смотреть на его изображение, надо протянуть к нему озябшие руки.

Сделав это открытие, я взял чистый лист бумаги и записал на нём следующие строки, в которых выразил своё заключительное решение данного вопроса :

ТЫ НЕКРАСИВА ?

Не говори " Я некрасива !" Нет,
Ведь на красивых не сошёлся свет.

Что значит некрасива ? Где канон ?
Я думал сам, что существует он.

Но думать так - мальчишество и блажь.
Где конкурс красоты, там эпатаж.

Ты так чиста, открыта, весела,
Что хочется воскликнуть : Как мила !

Захочешь стать красивой, станешь ей.
Жизнь - это рынок и театр теней.

Но знай, коль красотой затмишь весь свет,
То отвернётся от тебя Поэт.