Монреальская Иверская икона. Иосиф Муньос-Кортес

Вера Гиоргадзе
                Гл. IV-Иверская икона Божией Матери, Афон
                Из «КОСНУСЬ ПЕРОМ ЗЕМНОГО РАЯ»
                http://stihi.ru/2012/10/26/1833


           24 Ноября 2021 года (11 Ноября 2021 по ст.ст.)
         Иконы Божіей Матери «Иверской-М;роточивой» (1982)
         
           11/24 ноября- день начала  мироточения иконы.
__________________________________

Монреальская Иверская икона была написана на Афоне в 1981 году греческим монахом с оригинала иконы Богоматери Вратарницы (первообраз).

31 октября 1997 года в Афинах был зверски замучен православный испанец из Чили Иосиф Муньос-Кортес. В течение 15 лет он был хранителем чудотворной мироточивой Монреальской Иверской иконы Божией Матери.
__________________________________



«Нет…  За Христа, бояться смерти
Мы не должны», -  испанец рех
Хосе (Иосиф) Муньос- Кортес.
А та была уж при дверех...

Рожденный в Чили, он, католик,
Иной дорогою пошел,
Став Православным «вдруг», как только
Ступил ногою в церковь: «О!» —
Креста Воздвиженья Господня
В тот день был праздник. Красотой
Богослужения приподнят,
Убранством храма – потрясён!

Ему — четырнадцать. Но твердо
Сменить решивши веру, он
С азов начавши Богословья,
Иконы пишет, всей душой
Стремясь к монашеству. В Канаде ж,
Где он уже преподает,
Мужской обители нет.

Матерь
Даст знать Сама, как час пробьет...

В Обручника Марии Девы
Хосе  «Иосифом» и стал…
И, как Иосиф, с «Приснодевы
С Богомладенцем» не спускал
Он глаз своих «отца» и «сына»,
Бы  Века страшного в конце,                (31 окт. 1997 г.)
За Православную Святыню
Уйти  с улыбкой на лице...

Ибо «как будут поносить вас
И гнать, злословить на Меня –
Блаженны вы! ...и веселитесь:
Награда вам на небесах...».                (Мф. 5, 11-12)

…Паломник с взором и лучистым
Взошел в ту осень на Афон,
Где в мастерской иконописной
Увидел Лик, родивший стон:

Столь поразивший, что просил он
Продать ему икону ту.
Услышав «Нет!» земли, взмолился
Он небесам, не в пустоту,
Забрать в Америки бы сити
С собой в «Пречистость» чистоту.
И – покидая уж обитель,
Он зрит спешащего к нему
Того игумена со свертком.
Вручая Дар, главой не сник:
«Должна Мать Божия, - рех громко,-
Уехать с вами вместе». ...И,
На корабле уж пребывая,
Услышал глас, велевший вновь
Туда вернуться, где живая
И чрез века красна все кровь
На копием пронзенной стражем
Ланите Матери Христа —
В обитель  Иверскую: надо ж
К «Портаитиссе» во «Свята
Горы Хранительница» образ
Сей приложивши, испросить
Благословения в дорогу
Со списком — «мера в меру» -ить!

Он всё исполнил... В Монреале –
Ей воздаянье выше гор!
Проснувшись раз – благоуханье:
Замироточила!   С тех пор
Иосиф с этою иконой
Объездил мiръ весь, и везде
За исцеленьем – покаяние
Рекой текущею людей.
Он дал обет:  обогащению
Служить не будет Образ сей,
И не хватало часто денег,
Но отдавал всё, что имел
Тем, кто нуждался его боле.

... В своём последнем интервью
Так отвечал: «По Божьей воле,      
Пятнадцать лет уж как храню.
Нет. К чудесам не привыкаю:
Перед святым я трепещу,
И лишь хранителем являясь,
Распоряжаться не могу.
А то б сидел спокойно дома...
Бог знает,  труд сей! Говорю —
Я, выпивая пред народом
И Божьей Матерью свою,
Свыше предложенную Чашу –
С великой радостью служу».

И он предчувствовал кончину
Ещё задолго, знать, свою:                (1985 г.)
«Бог! Ты пришел на землю – ради
Спасенья нашего, к Кресту
Был пригвожден за нас, и страсти
Все претерпел! Перенесу
С Твоею помощью страданья,
Дай сил принять  не от врагов —
От своих братьев мне мученья!
Бог! Не вмени им это в грех! »

За год до смерти,  на Афоне
Так молвил он: «Произойдут
Событья грозные, мне вскоре
Год судьбоносным станет тот».
Да и настенный Образ древний
Пречистой Матери Христа
Слезоточить вдруг стал обильно
Во главном храме. И тогда
Так настоятель объясняет:
Икона плачет, мол, когда
То ль в страх событья назревают,
Или во время таковых.

Хосе встревожен и печален
В день своей смерти, говорит
Неоднократно: «Отче, знаю –
Произойдет, но что...»

Убит
Он был в гостинице Афинской,
А дверь закрыта - изнутри...
Убийство то совершено же,
Врач говорил, тремя людьми.
«Его, конечно, заманили
Под видом помощи туда,
Ведь знали, точно не откажет... », -
Догадку выскажут тогда.
«Его пытали... Следы пыток
И на руках, ногах, груди.
Иосиф не сопротивлялся,
Лежал привязанным. Один
Он умирал в мученьях долго...», —
Врач на суде так показал.

Найти пытались ли икону,
Но, вряд, Иосиф бы сказал.
Об этой Иверской иконе
Известий нет пока, но стал
Великим мучеником оный,
Что похоронен был тогда
Чрез две недели после смерти:
В закрытом гробе отпевать
Хотели... Бог судил иначе:
Гроб был открыт, и всем видать,
И малых признаков что тленья
Заметно не было на нем...
«Преображенное страданье
В лице от встречи со Христом».
«Мы, словно, не на отпеваньи, –
На Православья Торжестве!
И пусть бы всех нас расстреляли, –
Мы победили, брат Хосе!»

Весь православный мир событье
То потрясло: замучен был
Хранитель Иверской иконы
Мироточивой.
Помяни...                (1948 г. – 31 окт. 1997 г.)

***               

Где святость, там и сатанисты:
И в ночь убийства в США,
В Европе - Хэллоуин! – истый
Бесовский праздник был.
Спроста ль?..

Безследно Матерь Бога Сына
Сокрыла образ Свой от нас,-
Вот так...

Скрывается – святыня!
Ужель не слышен Неба глас?!






Писано 2011г.
__________________________________


Предсказания венца

Когда брат Иосиф последний раз посетил скит на Афоне в 1996 году, отец Климент ему предсказал, что 1997 год будет судьбоносным в его жизни. Пророчество это сбылось в точности. Кроме того, за год до смерти ему было открыто, что с ним произойдет, но и тогда он не свернул с пути.

Вот что об этом писал в частном письме матушке Марии Потаповой от 25 декабря 1997 г. Дмитрий Михайлович Гортинский, регент Спасо-Вознесенского храма в городе Сакраменто, штат Калифорния:

«…То, что я опишу, было, по словам самого Иосифа, вовсе не сон, а совершенно наяву. Он проснулся ночью и почувствовал, что связан по рукам и ногам. Рот у него был тоже завязан, и он не мог ни говорить, ни кричать. Он пытался освободиться, но не мог, и только молился про себя. Он знал, что эта была нечистая сила и она его продержала так всю ночь. Это Иосиф сам рассказал по-испански моей жене год тому назад, а она тогда же перевела это мне, а теперь снова пересказала для того, чтобы я мог точно записать».

Все описанное произошло 31 октября 1996 года, ровно за год до его мученической кончины.

Гибель в Афинах

Крестный путь Иосифа завершился в Афинах — недалеко от Афона, где он когда-то и начинался. Мне почему-то кажется, что в этом нет случайности: словно бы замкнулся круг, которому было предначертано замкнуться именно так.

В Грецию Иосиф отправился 12 октября 1997 года. Накануне отъезда он беседовал с Еленой Сергеевной Голицыной-Наварр — одной из основательниц общества «Дом Иконы», созданного специально для того, чтобы помогать образу путешествовать по миру. Иосиф сообщил ей, что поедет на Афон вместе с иконой, которую повезет без киота, в специальном чемодане, внутри обложенном ватой. Как правило, во время таких поездок образ мироточил немного, и потому он мог спокойно путешествовать, не привлекая к себе чрезмерного внимания.

Обычно Иосиф не брал чудотворную икону в подобные поездки. Он с большим трепетом и ответственностью оберегал святыню, и в таких случаях оставлял ее у доверенных лиц. Но тот визит имел одну отличительную черту. Изначально Муньос-Кортес собирался посетить афонский Рождественский скит — тот самый, где был написан чудотворный образ. Там он хотел встретиться с отцом Хризостомом, который стал скитоначальником после кончины старца Климента.

Однако Иосиф не учел, что в Салониках, где нужно было получать разрешение на посещение Святой Горы, в то время проходила крупнейшая выставка афонских икон, туда съехалось множество народа, и он попросту не сумел оформить документы.

Иосиф, прилетевший в Грецию 13 октября 1997 года, отправился на остров Эгина, где хранятся мощи св. Нектария Эгинского, и там оставил икону. Оттуда он позвонил Елене Голицыной-Наварр, а 16 октября встретил в афинском аэропорту русского священника Александра Ивашевича из Южной Америки, которому хотел помочь в приобретении церковной утвари.

Отец Александр думал, что икона находится в Канаде. Он знал, что Иосиф собирается поехать на Эгину на пару дней перед возвращением в Канаду, но не мог и предположить, что это должна была быть поездка за иконой — ведь Иосиф ничего об этом не сказал.

Накануне трагедии они вместе посетили монастырь св. Николая Чудотворца на острове Андрос. Когда монахи открыли двери храма, прямо перед ними в притворе на одной из древних фресок у Богородицы из глаз потекли слезы. Монахи объяснили, что такие знамения происходят непосредственно перед какими-то судьбоносными событиями в Церкви. Иосиф очень спокойно сказал, что чувствует, что с ним очень скоро произойдет что-то страшное, но он не знает, что именно.

30 октября Муньос-Кортес проводил отца Александра в аэропорт, и мы можем только догадываться, что произошло после этого.

Известно только, что Иосифа убивали три человека. Как сообщили потом специалисты, проводившие расследование, «работа» была проведена очень профессионально, все было сделано так, чтобы доставить жертве наибольшие мучения. Били по голове, по шее, перебили кадык, веревками разорвали щеки, а потом оставили умирать одного, скрывшись через балкон. Некий музыкант-постоялец в соседнем номере слышал стоны, но не пришел на помощь….

«Нам, — вспоминает отец Виктор, — на суде показали страшные снимки, демонстрирующие ужасающие следы пыток. Это невозможно забыть!»

Весть о гибели стала шоком для тех, кто знал брата Иосифа.

«Я помню, что ночью мне позвонил из Калифорнии священник Павел Ивашевич (брат отца Александра) и сообщил эту страшную новость, — вспоминает протоиерей Виктор Потапов. — Я был до глубины души потрясен. Я достаточно хорошо знал брата Иосифа, знал, насколько он предан Божией Матери и как серьезно относился к своему служению. Он любил мучеников и часто говорил, как было бы хорошо так отдать свою жизнь за Христа. Я думаю, он был подготовлен к этому, и у меня не было вопроса, почему Господь взял его к Себе».

После гибели Иосифа отец Виктор нашел в дневнике страдальца написанную его рукой молитву. По словам священника, эта запись, датированная 1985 годом, ценна тем, что проливает свет на состояние его души и показывает нам, как тяжело ему было нести нелегкое послушание хранителя мироточивой иконы Божией Матери. Молитва эта гласила:

«Господи Иисусе Христе, Который пришел на землю нашего ради спасения и добровольно был пригвождён ко Кресту и претерпел страсти за наши грехи, дай мне тоже перенести свои страдания, которые я принимаю не от врагов своих, а от своего брата. Господи! Не вмени ему это в грех».

Прихожане собора св. Иоанна Предтечи в Вашингтоне организовали сбор денег на похороны и на памятник на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, штат Нью-Йорк.

Хоронили Иосифа Муньоса-Кортеса в середине ноября, через две недели после гибели…

Под завесой тайны

Судебный процесс по делу об убийстве состоялся примерно через год. Русская Зарубежная Церковь не направляла на него свою делегацию, поэтому отец Виктор Потапов, его матушка, прихожанка вашингтонского храма Мария Рей и священник из Франции Михаил де Кастельбажак со своей матушкой поехали на суд в Афины по личной инициативе.

В ходе первого заседания на скамье подсудимых оказался румынский нелегал Николай Чиару, который год сидел в тюрьме в ожидании суда. Во время слушаний он плакал и утверждал, что не убивал Муньоса-Кортеса.

В перерыве отцу Виктору, его матушке и Марии Рей удалось пообщаться с обвиняемым, поскольку греческие порядки, как оказалось, этому не препятствовали.

Вот что рассказал о произошедшем отец Виктор:

«Увидев, что Мария Рей свободно беседует с Чиару, мы с матушкой поспешили присоединиться к ним. Мы убеждали его говорить правду и спросили: “Отдаете ли Вы себе отчет в том, кем был брат Иосиф? — хранителем мироточивой Иверской иконы, избранником Божией Матери”. Он пожимал плечами. У нас создалось впечатление, что Чиару этого не знал. Мы дали ему репродукцию Иверской иконы и образ Ангела Хранителя, который в свое время написал брат Иосиф. Чиару продолжал плакать и твердить: “Я его не убил! Я ни при чем!” Надо сказать, что мы сами стали сомневаться в том, что разговариваем с убийцей.

Нам очень помог видный афинский адвокат, получавший духовное окормление у афонских старцев. Он сказал, что, по всей вероятности, Чиару является не убийцей, но очень важным свидетелем, который привел Иосифа к убийцам!

Во время перерыва мы сообщили адвокату обвиняемого, кем был брат Иосиф, передали ему литературу о нем и фотографии. Судья собиралась завершить слушания в один день, но, благодаря нашему присутствию, после перерыва объявила о решении продлить их еще на один день.

Это дало время нашему адвокату познакомиться с врачом-криминалистом, который делал вскрытие. Врач был потрясён, узнав, кем был Иосиф. Как оказалось, он целый год ничего о нем не знал. Во время вскрытия этот специалист обратил внимание на отсутствие признаков тления. На другой день врач давал показания в течение 45 минут, и его выступление было свидетельством о мученичестве избранника Божией Матери.

Прокурор сообщил суду, что на месте убийства обнаружены ДНК и отпечатки пальцев еще одного румына — Тундора Попы, отбывавшего наказание в греческой тюрьме за другие правонарушения. На втором заседании в качестве обвиняемого рассматривали уже его.

«Сидя в зале, мы перебирали четки, принадлежавшие брату Иосифу, молились и просили Господа, чтобы Он справедливо довел дело до завершения, — рассказывает отец Виктор. — Подозреваемого посадили рядом со мной, и видно было, что ему было не по себе, так что в конце концов он вскочил как ошпаренный и просил пересадить его на другое место».

Правда, и новый обвиняемый ни в чем не признался. Когда ему показали фотографию Иосифа, он сказал, что никогда не видел этого человека, а на вопрос судьи, каким образом его ДНК и отпечатки пальцев оказались в комнате, где было обнаружено тело Иосифа, предположил, что «это дело рук полиции».

В те дни никому так и не были предъявлены реальные обвинения. Пришел ли к каким-то результатам процесс потом? Об этом неизвестно тем знавшим брата Иосифа людям, с которыми мне доводилось общаться, об этом нет никаких упоминаний в доступных источниках информации. Есть лишь сведения, что Чиару был оправдан за отсутствием неопровержимых улик.

Тайна гибели брата Иосифа не раскрыта до сих пор, хотя прошло уже почти четверть века. Точно так же сокрыта от нас судьба иконы. Мы знаем, что Иосиф отвез образ на остров Эгина, но где и кому он его там передал — неизвестно…

* * *

«Я вспоминаю добрейшего человека, который очень любил детей. Он был совершенно предан Божией Матери, глубоко Ее почитал. Человек молитвы, щедрый, человек, который дал твердое обещание, что эта икона не будет источником богатства для него, и выполнил это обещание», — говорит отец Виктор.

Сегодня множество церковных людей считают брата Иосифа праведником и мучеником. Есть и другие, которые смущаются загадками в его истории. Суждено ли нам когда-то узнать тайну ухода брата Иосифа и утраты хранимой им святыни? Или же этой тайне предначертано остаться от нас, живущих в земном мире, сокрытой?

Источник: Фома.Ru

http://youtu.be/RiFTORFoFZs
Брат Иосиф, последние дни.