ГВЦ

Владимир Цхай
ГВЦ – это главный вычислительный центр министерства автомобильного транспорта КазССР. Он располагался в высотном 12-ти этажном здании на углу проспекта Абая и улицы Космонавтов, ныне улица Байтурсынова. Коллектив центра в 70-80-е годы превышал 800 человек, из которых более 100 человек были разработчики математического обеспечения: постановщики задач, программисты и внедрители. Самыми большими отделами были отделы подготовки данных и отдел эксплуатации ЭВМ, которые работали в несколько смен. Эксплуатация работала круглосуточно, т.к. объем заказов был большой: ГВЦ обсчитывал, практически, все автопредприятия города. Поскольку первичными документами служили путевые листы водителей всех рангов и их накладные, то их привозили в центр мешками и передавали в отдел подготовки данных. В этом отделе работали в основном женщины, точнее молодые девушки, поскольку работа была монотонная, требующая большого внимания и аккуратности, на что мужская часть человечества вряд ли готова. В ГВЦ была разработана специальная программа подготовки данных с логическим контролем подготавливаемой информации, однако все равно были прецеденты с искажением данных и приписками.
Эксплуатация занимала полностью второй этаж, а отдел подготовки данных – 3 этаж здания. Разработчики располагались на 10 и 11 этажах. В качестве постановщиков экономических задач выступали как наши разработчики, так и сотрудники отраслевого института министерства. Я с первых дней пребывания в ГВЦ занимался разработкой и внедрением задач оперативного управления грузовыми перевозками, а также комплексом задач, входящих в общесоюзную систему ГАСУ «Урожай».
Однажды в Алма-Атинской области проходил семинар по внедрению передовых методов организации грузовых перевозок с участием представителей министерства, автоуправлений и автопредприятий республики. Перед представителями ГВЦ поставили задачу продемонстрировать все чудеса науки и вычислительной техники: надо было на удаленном объекте составить заявку на перевозку грузов, передать эту информацию в ГВЦ, провести расчет маршрут заданий для водителей, а затем передать эти расчеты по модему обратно на удаленный объект и распечатать расчетные маршрутные листы на АЦПУ, который находился на этом объекте. Сейчас, когда повсеместно есть интернет, а по любому смартфону можно передавать различную информацию хоть на край света, модемы (роутеры) спокойно размещаются на рабочем столе любого сотрудника; но в начале 80-х годов, если вы помните, мы ещё ходили на переговорные пункты, чтобы заказать разговор с соседним городом… Промышленность уже выпускала аппараты, которые назывались модемами, габариты этих модемов не уступала габаритам современных холодильников, весили они не менее 150 кг, потребляли уйму электроэнергии и ничего не передавали… Если учесть, что связь с районами была просто отвратительной, это в том случае, если она была; в большинстве случаев её просто, вообще, не было… Короче, как вы понимаете, перед нами стояла невыполнимая задача с точки зрения технического обеспечения. С другой стороны, для советского человека не было невыполнимых задач; партия и правительство всегда утверждало, что на свете нет нерешаемых проблем, есть просто нерешенные задачи, к которым ещё не добралась советская власть с её марксистско-ленинской философией.
Оставались сутки до начала семинара, ответственный за выполнение поставленной задачи работник, рвал и метал, считая, сколько часов ему осталось просуществовать на белом свете. Ещё немного и он бы отправился к нотариусу составлять завещание, на случай безвременной кончины… Но ему повезло. Попавшийся под руку очкарик, выслушав бессвязную речь окончательно замороченного ответ. работника, посоветовал ему составить ему заявку, провести расчет на ЭВМ, распечатать результаты, свернуть полученные в рулон, а на следующий день после некоторых манипуляций, пропустить этот рулон через АЦПУ на объекте в режиме «прогон бумаги» и выдать заинтересованной публике эти драгоценные результаты.
Вечером следующего дня, когда ответ. работник вернулся с семинара, мы поинтересовались результатами его работы. Он ответил, что всё прошло на высшем уровне. Мы обозвали это «методом стиральной машины», если помните, раньше были «стиралки» с ручным отжимом белья в виде спаренных роликов. Слава богу, что больше таких ситуаций не возникало, и подобные семинары проводились в областных городах на базе КИВЦ.
В те годы в Алма-Ате насчитывалось более 120 вычислительных центров, как говорится престиж превыше всего…