Гора Моисея

Владимир Цхай
В Википедии указано, что гора Моисея (также гора Синай, гора Хорив) расположена на Синайском полуострове в Египте. Согласно Библии, на этой горе Бог являлся Моисею и дал ему Десять заповедей.
На вершине горы Моисея находятся православный храм Святой Троицы и маленькая мечеть. К северу от церкви под скалой есть небольшая пещера, где, согласно Библии, в течение сорока дней и ночей укрывался Моисей. На северном склоне горы расположены православный пещерный храм пророка Илии и его колодец, а также православная часовня Богородицы. С севера у подножия горы стоит монастырь Святой Екатерины.
Перед самым Новым годом мы с женой решили посетить эту гору, экскурсионный автобус заехал за нами во второй половине дня, после чего водитель, следуя по маршруту, захватил ещё несколько человек, а затем он поехал в сторону горы Моисея. Поездка заняла несколько часов, поэтому мы приехали к пункту отправления уже поздно вечером. После небольшого перерыва, связанного с походным ужином, мы начали готовиться к восхождению.
Как правило, подъем на вершину начинается в 1- 2 часа ночи. Это делается для того, чтобы экскурсанты смогли добраться наверх до восхода Солнца. Встреча рассвета на горе Моисея – это поистине непередаваемые впечатления.
Нам всем выдали фонарики, потому что пришлось двигаться по узкой тропе в полной темноте. Публика была разношерстная: от молодых парочек, романтически державшихся за руки, до солидного возраста старушенций, передвигавшихся с чьей-то помощью. Шли молча, т.к. нас предупредили, что дорога длинная и придется несколько часов идти пешком, а местами карабкаться по крутым ступеням. Правда, местные «умельцы» предлагали дополнительные услуги по транспортировке на своих верблюдах. Только это был полный развод наивной публики. Часа через полтора или два передо мной оказались две русские девахи, которые шли и чертыхались, проклиная свою доверчивость. Оказывается, им предложили транспортировку на верблюде за определенную оплату в твердой валюте. Они согласились и пересели на этого одногорбого «корабля пустыни» после оплаты положенной таксы бедуину, хозяину верблюда. После непродолжительного путешествия верблюд улегся на тропу и не вставал, несмотря на все понукания со стороны наездников. Когда терпение горе-путешественниц закончилось, они потребовали, чтобы хозяин заставил верблюда подняться и продолжить движение. На что бедуин ответил им: «camel tired»… (Верблюд устал). Нашим горемычным девицам пришлось покинуть свое транспортное средство и двинуться дальше на своих двоих. Они длительное время шли и костерили этого верблюда, его хозяина – бедуина, этот чертов маршрут, с которого нельзя никак было спрыгнуть, самих себя за глупость и доверчивость… Чтобы не слушать эти стенания, мне пришлось немного прибавить шаг и обогнать их. Дальше так и продолжали двигаться в полной темноте, освещая фонариками только то место, куда ты должен сделать следующий шаг, только галька шуршала под ногами, соскальзывая иногда куда-то вниз. Когда оставалось совсем немного, надо было преодолеть ступени покаяния, которые представляли собой тропу, уложенную горизонтальными плитами.
Когда наша группа прибыла на вершину, было ещё 5-30 по местному времени. Мы оказались не первыми, кто поднялся на библейскую гору, преодолев долгий и изнурительный путь. Гора была уже облеплена массой разномастной публики, среди которой выделялась большая группа япошек, со своими фирменными фотоаппаратами и самурайской самодисциплиной. Они не шумели, не галдели, а молча, заняв удобные позиции, ждали, когда взойдет Солнце.
Мы с женой нашли маленькую кофейню, выпили по чашечке кофе, немного передохнули и пошли искать свое место под солнцем на святой горе. Когда начали проблескивать первые лучи восходящего Солнца все бросились щелкать фотоаппаратами. Мы тоже сделали несколько снимков в стиле «Здесь был Вася».
Потолкавшись ещё какое-то время среди этой массы людей, уставшей от долгого пешего перехода, но получившей громадное удовольствие от сознания того, что они приобщились к чему божественному, мы двинулись в обратный путь. При свете утреннего солнца мы увидели, что маршрут был не такой уж и безопасный, местами тропа была весьма узкой, а обрыв был довольно глубоким, хотя и не очень крутым. Публика валила потоком, кто как мог, спускаться было легче, но сил оставалось не так уж и много. Спуск составил около трех часов. Уже сверху мы заметили наши автобусы, которые стояли недалеко от монастыря святой Екатерины.
После небольшого перекуса нас группами повели по закоулкам монастыря. Этот монастырь был основан в IV веке, а укрепленное здание монастыря было построено по приказу императора Юстиниана в VI веке.
Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины Александрийской, мощи которой были обретены монахами в VIII веке, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.
Монастырь в период арабского завоевания Синая в 625 году направил делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. Копия полученной монахами охранной грамоты — фирман Мухаммеда (оригинал с 1517 года хранится в Стамбуле, куда он был истребован у монастыря султаном Селимом I), выставленный в монастыре, - провозглашает, что мусульмане будут защищать монастырь, а также освобождают от уплаты налогов. Фирман был написан на коже газели куфическим почерком и скреплен отпечатком руки Мухаммеда.
Наш экскурсовод уверял нас в том, что в хранилищах монастыря содержатся и Скрижали с заповедями. Однако потом я выяснил, что Скрижали Завета были положены в ковчег Завета: «В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве». При разрушении Храма войсками Навуходоносора в 586 году ковчег был утрачен. С ними пропали и каменные скрижали.
Среди множества других достопримечательностей нас привлек куст Неопалимой Купины. Согласно библейским повествованиям Бог предстал перед Моисеем в виде этого горящего куста. Куст растет, возвышаясь над проходом, стена которого выложена камнем. Публика оставляет в щелях этой стены свои записки-послания Богу, совсем как в Стене Плача в Иерусалиме.
В таких местах, где «спрессованы» многовековое время, исторические события, а реальность тесно переплетается с мифами и легендами, испытываешь странное ощущение виртуальной сопричастности, которое трудно передать словами… Недаром Константин Паустовский писал, что «вещи усиливают ощущение времени…»