Урок химии

Владимир Цхай
Шел урок химии в 10-м классе. Тема урока относилась к органической химии, учительница проводила какой-то эксперимент прямо в классе. На классном столе, покрытым красным материалом, стоял штатив. На штативе была закреплена пробирка с каким-то органическим веществом, под ней стояла «спиртовка», разогревающая пробирку. Учительница попросила одну ученицу с первой парты помочь ей: надо было пипеткой переносить раствор органики из колбы в пробирку. Помощница сделала несколько манипуляций с пипеткой, «химичка» попросила её делать перенос раствора в пипетке аккуратно и не над «спиртовкой». Но это все равно, что в легенде об одном известном лекаре, который чтобы достичь бессмертия решился на одну процедуру, которую должен выполнить его помощник, но при одном условии: он не должен был думать о белом медведе. Понятно, что бессмертие не состоялось…
Аналогичный случай произошел и в нашей маленькой истории. Следующий перенос пипетки ознаменовался тем, что из пипетки выпала капля жидкости и прямо на «спиртовку». Органическое вещество резко вспыхнуло, «химичка» растерялась и чисто инстинктивно схватила красную скатерть и набросила на пламя. Перевернулось все, что стояло на столе: вспыхнувшая органика мгновенно превратилась в клубы черного дыма и сажи… Все произошло так неожиданно и мгновенно, что можно было услышать как вспыхивали капельки органики «пых, пых, пых»…
В такие экстремальные моменты срабатывают только инстинкты, заложенные в нас природой, а также проявляется человеческий характер, его зрелость и готовность вмешаться в процесс. Весь класс как ветром сдуло. Колька Ф. в два прыжка оказался около стола и начал лихорадочно дубасить по столу схваченным по пути чьим-то учебником, пытаясь сбить пламя. Толик М., как вестник успел обежать весь этаж, оповещая соседние классы, что у нас пожар. Испуганные девчонки сгрудились около класса. Тут я заметил, что Витька С., раздвигая локтями одноклассников, как атомный ледокол высокие торосы, продвигается к пожарному щиту, который висел недалеко от нашей классной комнаты. Он снял ближайший огнетушитель и отправился в комнату, я на «полном автомате» схватил второй огнетушитель и бросился вдогонку за Витькой.
Для полноты картины надо сказать, что Колька был «авторитетом» в школе. Не знаю, по каким причинам, но вся местная шпана его слушалась беспрекословно. Пару раз он «спасал» меня от разборок с этой шпаной, поскольку я не проживал в этом районе и был «пришлым».
Толик был как классный «Гермес», легкий на подъем, шустрый и непоседливый. Он был безнадежно влюблен в одну из наших одноклассниц, все об этом знали, но делали вид, что они «не при делах».
Витька был высокого роста, толстый и неповоротливый, на физкультуру он не ходил ввиду своей толстозадости и неподъемности. Он был очкариком, у него было несколько седых волос на голове, за что ему присвоили кличку «Дедушка». Все эти «минусы» он компенсировал своей головой.
Витька пристроился к горевшему столу и начал поливать его из огнетушителя, а я, ошарашенный и плохо соображающий, стоял за ним и поливал не знаю что, но постоянно кричал: «Витька, отойди»… После наших огнетушителей на полу образовалась огромная лужа. Стол был спасен, а прожженную скатерть Колька повесил на доску. Правда, её потом быстро сняли, чтобы это не выглядело как антисоветская пропаганда. Нас отпустили домой, т.к. в кабинете нужно было все убрать и помыть, поскольку все окна и потолок были в копоти.
Прошло почти шестьдесят лет после тех событий. Кого-то уже нет, а многие далече. Витька закончил политех, защитился, потом уехал в Штаты, там стал профессором в университете, где работает и по сей день. Колька закончил истфак КазГУ, через несколько лет после окончания универа был зав. отделом в ЦК ЛКСМ Казахстана, а в конце он работал директором школы. К сожалению, он рано ушел из жизни. Толик закончил высшее летное училище в Оренбурге, стал военным летчиком, после службы перешел в гражданскую авиацию, облетел весь земной шар. Последние годы он жил в Киеве, застал Майдан, который не пережил…
Жизнь пораскидала всех моих одноклассников по городам и весям. Время никого не пожалело, а судьба не выдала нам по серьге, она поступила в соответствии с правилом «каждому свое». Удивительно, но в жизни «хорошо устроились» не те, кто хорошо учился, а те, кто быстрее сумел адаптироваться к тем условиям «взрослой» жизни, о которых молодость не знает, а в школе этому не учат…