По конкурсу - Вместе

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2021/10/02/3163 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2021/12/04/4798 - Итоги конкурса

Конкурс "Вместе" изначально был посвящен российскому государственному празднику - Дню народного единства, который отмечается 4 ноября, начиная с 2005 в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Кремль от польских интервентов. Тем не менее, перечень тем стихов, которые можно было  предлагать на этот конкурс, гораздо шире. Авторы были вправе раскрыть тему конкурса своим собственным образом, поэтически осмыслив слово "вместе". Например, как способ существования, помогающий человеку успешно идти к намеченной цели и добиваться результатов. Или как лирическое стихотворение с размышлениями о благе единения людей и о необходимости поиска такого единения, или стихи том, как любая вражда, разобщение и нетерпимость нас разрушает. Слово "вместе" может быть раскрыто даже рассказом об отношениях в семье. Конкурсантам совершенно не обязательно было писать стихи к  праздничной дате: мало кто умеет и любит писать парадные стихи к торжеству, но можно раскрыть тему и "не в лоб", а через поэтический сюжет стихотворения!

Мне показалось, что это очень выигрышная тема: почти у каждого на странице найдутся стихи на тему важности единения. Начну с себя (в любом новом конкурсе я оцениваю его привлекательность через свои собственные возможности - могу ли я написать нечто на эту тему? Есть ли что-то подобное в моем личном архиве?).

 Вот, например, мои варианты раскрытия этой темы в жанре гражданской поэзии - http://stihi.ru/2019/05/06/6325 ("Русский мир родился в единении, только в нас всё больше разнобой"), или в жанре исторической поэзии -  http://stihi.ru/2012/05/16/3197 ("Силы раздроблены: в княжествах - распри и свары"), или в стихах о наводнении 2013г на Дальнем востоке, когда наша страна всем миром собирала помощь пострадавшим - http://stihi.ru/2013/09/29/2652 ("Пока мы вместе, нас не одолеть. Мы - россияне. Сложимся всем миром на хлеб и соль, на новые квартиры. Протянем руку, остановим смерть!"), и, наконец,  совсем уже недавние мои "Крутые виражи" - http://stihi.ru/2021/10/07/7130, где слово "вместе" выступает в качестве способа решения проблемы ("...Мы только вместе сможем выжить - пройти крутые виражи"). Способов раскрытия этой богатой темы множество, у каждого автора - свой.

Удивительно, но заявки собирались очень медленно: за полтора месяца (!!!) их набралось только 30. Почему?! Авторам больше нравится писать шутливые отклики и скороспелки на бытовые темы и совсем не интересно писать о большом и главном,  что касается всех нас - и страны, и мира, и нашей общей человеческой судьбы? Какие же мы тогда поэты, если на подобные темы стихов не пишем, об этом не думаем, не практикуемся излагать серьезные вещи ЛИТЕРАТУРНЫМ СЛОГОМ, а только лишь одни рифмы плетём про свои сугубо личные чувства, обиды и претензии к другим? Почему в нашей Мастерской в этом году ни тема конкурса "Россия строится" никого не заинтересовала, ни тема с написанием истории героев своей малой родины, ни тема важности единения народов России? Печально.

К счастью, все-таки нашлись поэты с доброй и мудрой гражданской и человеческой позицией, и хорошие стихи в небольшом пакете конкурса "Вместе" тоже можно найти. Я с большим удовольствием покажу их далее нашим читателям. Конечно же, не все предложенные мне тексты, а только  те, что показались наиболее удачными по исполнению, интересными по содержанию и при этом убедительно раскрывающие заданную тему.

***********************************************
4. СЕМЬЯ. ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО

С чего начинается путь на вершину?
С семьи, где ребенок катает машину,
Где чинит отец телевизор для деда,
Где мама на стол собирает к обеду,
Где бабушка вяжет носочки из шерсти,
Где ценят друг друга и держатся вместе,
Где, делая дело, на трудность не ропщут,
Где все, что досталось, становится общим,
Где «честность» не просто красивое слово,
А важная вещь, отношений основа.
Где помнят о предках и ждут от потомков,
Чтоб имя родное прославили громко.

Семья, если что-то случится, поможет,
И нет ничего в этом мире дороже.

Тема решена в лоб, без всяких подтекстов и додумываний содержания, грамотным слогом, правильными суждениями, самой простой парной рифмовкой строк. Но очень качественно по выбору рифм, по синтаксису предложений. И тему конкурса стихотворение раскрывает убедительно. Единение рождается там, где в единении живет каждая семья, в которой" помнят о предках и ждут от потомков". Отличные стихи.

5. ЦИКАДА. ФИДЕЛЬ САГИТОВ   
 
- Скажи, ты когда-нибудь видел цикаду?
Скорее пойдём, я тебе покажу,
Она на лугу возле той эстакады,
За узкой тропой, что ведёт к блиндажу.

Мы в нём укрывались во время бомбёжки.
Муса, ты не веришь, а я видел сам –
Ракета упала у этой дорожки,
Мне мама сказала, что это «Кассам».

И будто бы сразу по вашей деревне
Из пушек и танков стреляли в ответ,
Такое бывает теперь ежедневно,
Как будто у взрослых забот больше нет.

Ты знаешь, всех птиц распугали солдаты
В той роще, где мы так любили гулять,
И всё говорят, будто наши ребята
Не могут с арабскими вместе играть.

Но нам их войны и конфликтов не надо
Я взрослых понять никогда не смогу,
А ну их! Пойдём лучше слушать цикаду,
Ты знаешь, она ещё там, на лугу.

Совсем другое - не лобовое - решение темы: изложение необходимости единения людей глазами детей, которые здесь, в стихах, не выдвигают никаких лозунгов, требований, они просто не понимают взрослых, утративших единство: "я взрослых понять никогда не смогу". Они не могут принять, почему "всё говорят, будто наши ребята не могут с арабскими вместе играть" и  зачем "сразу по вашей деревне из пушек и танков стреляли в ответ, такое бывает теперь ежедневно, как будто у взрослых забот больше нет". Дети воспринимают мир правильно и потому дружат с арабскими детьми и вместе идут "слушать цикаду", которая "еще  там, на лугу... возле той эстакады, за узкой тропой, что ведёт к блиндажу". Отличная работа!

7. МЫ ИЗ РОССИИ. АЛИНА АНАТОЛЬЕВНА КОПТЕВА

Птицы поют над лесами, садами,
Реки целуются меж городами.
Люди смеются. Рождаются  дети.
Жизнь многогранна, мир многоцветен.
Мир на планете хранить мы должны
В каждом из нас есть осколок войны.
Деды великой судьбы не просили,
Жизнь защищали, смерть их косила…

– Кто из России?
– Я из России!
– Мы из России!
Руку на сердце в  порыве едином!
Мы россияне! В памяти сила!

На перекличку ответит полмира,
В наших сердцах их победы и лира!
Пушкин и Гоголь, Пожарский и Минин,
Репин, Чайковский – гордость России!

– Кто из России?
– Мы из России!
Руку на сердце в  порыве едином!
Мы россияне! Любим Россию!

Горы, озёра, моря и равнины –
Здравствуй страна под защитой орлиной.
Не идеальна, не всё справедливо,
Но мы всей душою вместе с Россией!

– Кто из России?
– Я из России!
Руку на сердце в  порыве едином!
Мы россияне! Любим Россию!
Быть ей богатой, щедрой, красивой,
А что сделал ты для расцвета России?

– Кто из России?
– Я из России!
Руку на сердце в  порыве едином!
Мы россияне! Вместе мы  сила!

Еще одно решение темы - текст песни. Впрочем, может, автор и не для этого текст писал, но мне кажется, что стихи хорошо лягут на музыку. И содержание у них светлое, доброе и правильное. "Вместе мы  сила!"

9. СТАРЫЙ ХОСПИС. ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ТЮРИН

Деревенская скромность обычных палат –
старый хоспис, упрятанный в зелень деревьев.
Пациенты, чей путь  под конец горьковат,
но живущие с призрачной, праведной верой.

Там уходят от будней, запрятавшись в снах,
а улыбки стираются грустью под утро.
Тонет поздняя осень в поблекших глазах,
зацепившись за взрослую скорбную мудрость.

Оседают года пустотой и тоской.
Безысходность живёт по-хозяйски в кроватях...
Вдруг пришла медсестра, видно, из новичков –
голосок зажурчал ручейком  по палатам:

здесь беседой размыла душевную  грусть,
а в другой – помогла позабыть про обиды.
Старику, на себя, по-другому взглянуть
удалось под воздействием женских флюидов.

И мужчина в ответ вспомнил молодость лет –
подал руку галантно знакомой соседке,
а другой – по-мальчишески срезал букет
с местной клумбы – вручил за столом
однолетке...

Вроде здание то же, но что-то не так:
засветились глаза у людей от надежды,
появились улыбки, стал кто-то мечтать,
а одна излечилась – так не было прежде.

Молодая сестра всем потоком души
отогрела людей, уводя от депрессий.
Убедив, только вместе отраднее жить –
что не сможет один, через труд смогут вместе.

Очень неожиданный для меня подход к теме. К счастью, личного опыта посещения хосписа не имею, но мне кажется, что если бы вместо хосписа речь шла об обычной больнице, то в достоверность верилось бы больше. Но стихи получились добрые, тихие, внушающие "призрачную, праведную веру" , которая нужна всем. Очень строчки понравились: "Тонет поздняя осень в поблекших глазах, зацепившись за взрослую скорбную мудрость". А вот концовка хороша мыслью, но корява по выбору и согласованию слов: "Убедив, только вместе отраднее жить – что не сможет один, через труд смогут вместе".

11. КОГДА МЫ ПРОВОЖАЛИ МАМУ. СВЕТЛАНА СОКОЛОВА-БЕЗРУКОВА

Ноябрь в тот год готовил драму -
Звонок, взорвавший тишину...
Потом мы провожали маму,
Измерив скорби глубину...

И каждый горечь пил из чаши,
Одной на всех, десятерых,
Держа свечу в руках озябших,
Под сенью сосен вековых...

Но среди полного ненастья
Вдруг тихо стало и тепло
И, небо, проявив участье,
Прощальным светом проросло.

Нас осенило мягким взглядом
Таких знакомых серых глаз...
Тьма расступилась - мама рядом,
Благословляет кротко нас.

Последнее прикосновенье -
Минуточка наедине...
И снова рук столпотворенье
На погребальном полотне...

А солнце, вглядываясь в лица,
Лучами проникало в кровь,
И исчезали все границы,
И наполняла всех Любовь!

Мы, как цыплята, сбились в кучу,
Укрывшись под ее крылом...
И Вера разметала тучи
Над свежим маленьким холмом.

Еще один неожиданный взгляд на тему: скорбный день, похороны - и луч солнца, выглянувший из-за ненастных облаков, который  вдруг становится для родных утешением и создает в них ощущение единения: "рук столпотворенье", " солнце, вглядываясь в лица, лучами проникало в кровь, и исчезали все границы, и  наполняла всех любовь". Почувствовав это прикосновение любви, персонажи стихов "как цыплята, сбились в кучу, укрывшись под ее крылом..." - замечательная строчка!

16. КАК В ДЕТСТВЕ НА ПЛОТУ ОДНОМ. ЯСОНОВ СЕРГЕЙ 

Как в детстве на плоту одном,
Что был судьбой на камни брошен.
Мы выплывали – вместе все же
Нам легче было мрачным днем.               
Спасались, веры не утратив.
Я праздник чувствовал вдвойне.               
Он преумножен был в квадрате               
Извечной дружбой, что в цене.

Мы вместе. В памяти исток:
Мир - двор наш, детская площадка –
Основа в жизни, где все шатко;
Плот, что несет судьбы поток.
Стал каждый составною частью      
Всеобщего: средь волн плато,
Наш остров, крепкой  дружбы счастье.         
Купа;лись в счастье мы… простом.            

Друг друга выручали там,
Где одному нет шансов выжить.*
Мы плыли вдаль, душою ближе
К истоку став, родным местам.
Коль терпишь кораблекрушенье,
Лишь плот в воде,- есть шанс спастись.               
Возмо;жно выплыть в дни лишенья –
Всем дружно надобно грести.

Нам после бурь, тревог, потерь
Дан островок спасенья гладкий,      
Как наша детская площадка.
Наш двор… Он в памяти теперь.            

Не нужно на судьбу пенять.               
Мы вместе, что всего дороже.
Мечты о лучшем, о хорошем.
Как в детстве плот, речная гладь.
Пусть осень впереди,- ну что же:            
Есть курс. И значит: «Так держать!»

Площадка… – все, на чем стоим
В душе. …И сладкий отчий дым.

*Аллюзия на цитату Оноре де Бальзака:   
«Два человека могут спасти друг друга там, где один погибает.»

Размышление о единстве с миром проходит здесь через воспоминания детства, через образ плота, " что несет судьбы поток" и который "стал составною частью Всеобщего". Что это за плот?  - Это детская площадка, это - "после бурь, тревог, потерь ... островок спасенья гладкий,  наш двор…" Эта площадка и есть для человека "все, на чем стоим в  душе. И сладкий отчий дым". Интересные образы, пронзительные и понятные мысли. Здорово!

17. ВМЕСТЕ. АННА ШЕР

Как стрелы, летят невозвратные дни,
Мы вдруг понимаем, что мы – не одни.
Вот ветер колышет берёзовый лист,
А мир дивно светел и ангельски чист.

Кто выковал месяц и солнца лучи?
Кто пригоршни звёзд рассыпает в ночи?
И звёзды поют, и смеётся луна:
Отныне она в небесах не одна.

Жизнь – огненный миг, лучезарная весть,
Мы здесь и в то самое время – не здесь,
Нам душу пленяют, от века вольны,
Звенящее "я", сокровенное "мы".

Былое отжито, не встретится вновь,
Но в мире есть дружба, и свет, и любовь,
Что дух нам врачуют, и душу, и плоть.
Мы – вместе, и с нами Всеблагий Господь.

Стихи, решенные в жанре религиозной лирики. О том, как к каждому человеку приходит осознание своего единения с людьми ("Мы вдруг понимаем, что мы – не одни") и что мир "по своей сути дивно светел и ангельски чист", потому что "от века вольны звенящее «я», сокровенное «мы» ". а главное то, что "в мире есть дружба, и свет, и любовь, что дух нам врачуют, и душу, и плоть. Мы – вместе, и с нами Всеблагий Господь". Многие из нас уже давно разучились так светло воспринимать жизнь, поэтому эти стихи мне было особенно радостно читать!

18. ВСТРЕЧА. СЕРГЕЙ БАРНЕВ 2   

Не пишется… Вокруг  сплошная проза -
и мыслей нет, и денег ни гроша.
Но скрипнет дверь, и ты войдёшь с мороза,
божественно, изысканно свежа.

И всё предстанет суетным и мелким:
безрадостная непогодь с утра,
и новости, просмотренные мельком,
случившиеся нынче и вчера,

обыденность убогого предместья,
где на ветру сутулится наш дом…
Но главное - что мы с тобою вместе:
внезапно, неожиданно, вдвоём!

Мы повстречались, значит, в нашей власти
начать всё вновь, друг друга не виня,
и я пролепечу, глупея: «Здрасьте!
Прости, тут беспорядок у меня».

И что нам до унылого ненастья,
безденежья и прочей ерунды,
когда у нас есть утреннее счастье,
когда мы снова вместе – я и ты!

Талантливый автор и  прекрасные стихи, хотя на мой взгляд, их сюжет слишком далеко ушел от конкурсного задания. Это замечательная интимная лирика об отношениях двоих с прекрасной концовкой: "И что нам до унылого ненастья, безденежья и прочей ерунды, когда у нас есть утреннее счастье, когда мы снова вместе – я и ты!". Просто здесь  тема стихов сужена до отношения двух любящих, а наш конкурс, все-таки  посвящен теме  единения  всех людей, как таковых.

20. КОСТЁР, СОГРЕЙ МНЕ ДУШУ... ВИКТОР МЕЛЕХИН   
(пунктуация авторская)

Гори, костёр. Согрей мне душу
Пусть искры сердце оживят
Твой треск в ночи приятно слушать
Печали нотки пусть молчат

Пусть я один. Но в круге дружном
Как будто все мои друзья
И больше ничего не нужно
Мы ВМЕСТЕ, как одна семья

Подброшу ветку - вижу Женьку
Его уже забрал ковид
Напротив лик Володи в кепке
Он старше, взгляд ещё горит

Перебирает струны Игорь
Без песен он не может жить
В любом походе, где бы ни был
Гитары он щипает нить

Подходит Юра бородатый
Он примус долго разжигал
На звук идут ещё ребята
Разнообразен стал вокал

В груди тепло воспоминаний
В душе порывы и мечты
Сижу один я на поляне
Под треск костра пишу стихи
 
Ни за что не стала бы номинировать стихи только из-за небрежного отношения автора к расстановке запятых и точек в конце предложений - не уважительного отношения к читателю, тем более - к членам жюри. Хотя по содержанию стихи мне понравились. Очень удачная композиция - персонаж смотрит в костер и последовательно вспоминает друзей, с которыми когда-то был очень близок. А теперь их нет рядом: "Сижу один я на поляне,  под треск костра пишу стихи". И здесь уже не надо  никакой морали - сюжет стихов передает нам главную мысль автора: "Но в круге дружном как будто все мои друзья, и больше ничего не нужно. Мы ВМЕСТЕ, как одна семья".  И по исполнению неплохо (за исключением авторской записи текста), вот только плохие рифмы первой строфы "оживят-молчат" и последней строфы "мечты-стихи" впечатление портят.

21. НАЧАЛО... ЛЕТО ЛЁЛЯ 

Мячик у Тани, у Пети конь,
Колька двор облетает соколом.
Тянет его в небо высокое,
в белую вязь облаков.
В синие дали воздушный змей
рвётся из рук счастливого Вовки.
В Люсиных пальцах божья коровка
согрелась – покойно ей.
Ссоры в песочнице – ерунда.
Завтра помирятся, снова вместе
будут искать пути в неизвестность,
мечтая мир разгадать.

Падают листья на город зим:
чёрное, рыжее вперемешку.
Некто незримый прячет усмешку
за лиственный горький дым.
Стены до неба, а мы внутри
в собственных камерах-одиночках.
Знаем, что время острей заточки:
его – не перехитрить.
Вносит свои коррективы в жизнь,
чем-то пустяшным набив карманы.
Где те ассоли и капитаны,
что с ними стало? Кружим,
вглядываясь в миражи,
ищем своё
начало...

В этих стихах нравится их форма - нестандартность строфы и звучания, легкость и совершенство подбора слов. Нравится (хотя казалось бы должно рождать претензии!), что автор далеко ушел от задания конкурса, но этот уход только на первый взгляд: он все равно сумел произнести свою главную мысль (пусть и не в лоб, а поэтическими приемами): если в детстве мы все жили и находились в единстве ("Ссоры в песочнице – ерунда. Завтра помирятся, снова вместе будут искать пути в неизвестность"), то взрослея, мы часто терем это единение ("Стены до неба, а мы внутри в собственных камерах-одиночках") и потому мы все время "кружим, вглядываясь в миражи, ищем своё начало...". По-моему, это отличные стихи!

22. УЖЕ НЕТ МОЧИ! ИНОК ПАИСИЙ

Уже нет мочи! Не могу отселе
Терпеть тоску по Родине моей!
Не потому ли ноги захотели
Уйти сейчас подальше от людей?
01 01 00 01 01 0
01 01 01 00 01
00 01 01 00 01 0
01 01 01 00 01
Куда идти? Куда с хандрой податься?
Туда ли, где в свободе от цепей
Растет вдали без страха потеряться
Березка — дева юности моей?

Припасть к стволу подобно двум влюбленным.
Вложить в уста всю горечь от разлук.
И голосом, отвагой наделенным,
Заполнить тишину вокруг:                сбивка
01 01 01 01 01 0
01 01 01 00 01
01 00 01 00 01 0
01 00 01 01
«Я все приемлю, что ни посылает
Благой Господь смиренью моему.
Когда же вновь меня тоска смущает,
Прильнуть хочу я к твоему стволу.

Тебя увижу — в мыслях отзовется
Родимой песней журавлиный крик.
Надежда в тьму тоски ворвется,
Освобождая милый сердцу лик.

Мы не одни!» Но тут один мужчина
Бесцеремонно сзади кашлянул.
Сказал: «Иди проспись, скотина!»
И в глубь аллеи быстро увильнул.

К сожалению, в технике есть небольшой прокол: в последней строке третьей строфы нехватка одной стопы - показала это на звуковой схеме. А остальное понравилось. Нетривиальный сюжет: персонаж, живущий в чужих краях, тоскует по родной земле, которая в его стихах олицетворена образом березки ("Березка — дева юности моей"). Он нуждается в единении со своей землей, с традицией, с людьми, хотя и проявляет смирение перед необходимостью: "Тебя увижу — в мыслях отзовется родимой песней журавлиный крик. Надежда в тьму тоски ворвется, освобождая милый сердцу лик". Интересная и даже спорная концовка. С одной стороны,  последняя строфа роняет нас  вниз - на лексику и на ситуацию бытового уровня, которые контрастируют со стилем изложения остального стихотворения. С другой, она очень жизненная и понятна, она делает стихи живыми и задает тему для раздумья: человек слаб и грешен, а все мы живем далеко не в Раю. Мне кажется не случайной, а продуманной  фраза: "И быстро в глубь аллеи увильнул". Потому и "увильнул", что все про себя знает...

23. ОТСТУПАТЬ НЕКУДА... МАРИНА ВИНОГРАДОВА ЮРЧЕНКО   
80-летию обороны Москвы.

В жизни бывают такие моменты:
хода назад больше нет.
Гордость державы – в двухстах километрах...
Думать ли нам о цене
нашей Победы грядущего ради,
сколько атак отразим...
Рядом сплочённо сражаются братья:
русский, казах и грузин.
Биться – за город великий и статный,
Родины каждую пядь,
даже когда оголтелые танки
будут на нас наступать...
После парада не свёрнуты флаги.
Русские насмерть стоят.
Руку стальную простёр для расплаты
красный горячий ноябрь.
Чудо-столице осталось молиться,
веря в счастливые сны.
Мы остановим прорвавшихся фрицев
жертвами духу Войны.
Ей подавиться бы каждым солдатом,
ставшим землёй и травой.
Реквием ветер споёт виновато
тем, кто погиб под Москвой.
Небо пропорото дымом пожарищ.
Плавится снег наяву.
Помни, далёкий потомок-товарищ,
всех заслонивших Москву...

Стихи написаны к другому событию, но очень подходят по содержанию к предложенной конкурсной теме. Невозможно победить врага и освободить свою землю, если между людьми нет единения. Оно - главное условие победы. Вот поэтому: "Рядом сплочённо сражаются братья: русский, казах и грузин". Отличные стихи.

24. ВОСХОЖДЕНИЕ. ИННА ЗАСЛАВСКАЯ

Лети, орел, кружи, отыскивай
Себе добычу на скале
Там, где разломы киммерийские
Впитали кровь Мангуп-Кале*.

Из грубой кладки, зашпаклеванной
Лишайниками и травой,
Как из сердечных ран, выклевывай
Ошметки розни вековой.

Ты видел всех: сарматов с готами,
И византийцев, и татар.
Ты помнишь, как была истоптана
Земля конями янычар,

Как от летящих стрел полуденный
Зной превращается в метель,
Как за столетья обезлюдела
Разрушенная цитадель.

Лети, орел, властитель местности!
На дне долины спит вода
И мирно бродит по окрестности
Лесов зеленая орда.

В селеньях дым стоит над крышами –
Пекут янтыки**, пьют чаи.
Кто коренные тут, кто пришлые,
Уже не важно – все свои.

Лети, орел, хранитель времени!
Открытий жаждущей толпой,
Не разбирая рода-племени,
Мы вверх стремимся за тобой:

Взойти тропою незаметною
В те крепостные рубежи,
Где солнце скифскою монетою
В ладонях каменных лежит.
               
* Мангуп-Кале - средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма, столица княжества Феодоро (Крымская Готия).
** Янтык - сухой чебурек, крымско-татарский пирог с начинкой.

Если в предыдущих стихах единение помогало защитить Москву во время ВО войны, то в этом произведении автор переносит нас совсем в другие исторические времена и веси, в крымские города с "ошметками розни вековой", которые  видели всех - "сарматов с готами, и в византийцев, и татар" и помнят, "как была истоптана земля конями янычар...". Историческое событие описано здесь другое, а суть его та же:  победить врага можно, только объединившись. "Кто коренные тут, кто пришлые, уже не важно – все свои", "не разбирая рода-племени, мы вверх стремимся за тобой...". Отличные стихи - яркие, выразительные, небанальные.

25. ЗА ОДНИМ СТОЛОМ. ОЛЬГА АЛЕЙНИКОВА-ТИНЯКОВА
    ВНЕ КОНКУРСА, член ЖЮРИ      

Их четверо. Нарядные сестрицы
Уютно разместились за столом.
Давно хотелось им соединиться,
Вот так собраться вместе, вчетвером,

И обсудить подробности досуга,
Узнать, как разрастается семья.
Вновь угощают радостно друг друга.
Одна сестрица – бабушка моя.

С ней рядом дед аккордеон сжимает.
Без музыки - какое торжество?
Он наконец для правнуков сыграет,
Они, быть может, слушают его.

Родных так много, и друзей немало,
И мама со светлеющим лицом.
С ней рядом долго место пустовало;
Оно сегодня занято отцом.

Он шутит всё смешней и безобидней,
Перебирая прошлое своё.
А это место для соседки-злыдни.
Да, злыдня. Но куда же без неё!

А вот подруга. Ты прости, родная,
Что твоего любимого кота
Давно когда-то не уберегла я.
Так он нашёл тебя? Вот это да!

Садись поближе, можно даже с киской,
До будущих счастливейших времён.
Мне в поминальной Троицкой записке
Вписать осталось несколько имён…

Стихи, по которым не производилось голосование (стихи члена жюри ТМА), но этот текст понравился мне своей нестандартной композицией. Только в самой  концовке стихотворения мы понимаем, что речь идет об умерших близких людях, чьи имена были поданы в храме в поминальной записке главного персонажа.  Каждый фрагмент стихов - это маленький  рассказ о хорошо знакомом человеке,  до сих пор остающимся для него живым. Эти имена до сих пор находятся все вместе в его памяти, и это вовсе не фантазия, не чудачество, а очень важное обстоятельство. Человек жив, пока его помнят, а наше единение с родными людьми зиждется не только на реальных связях, но и на нашей общей  традиции, на духовной общности нации.

29. НЕЗВАНАЯ ГОСТЬЯ. НИНА ПИГАРЕВА 
 
Весной, в кругу лесных друзей,
В норе, под старой елью,
Семья радушная ежей
Справляла новоселье.

Подарки скромные, ну что ж,
В хозяйстве всё сгодится:
Енот принёс находку - нож,
А зеркальце - лисица.

Хомяк зерна не пожалел,
Бельчиха - свежих шишек,
Кузнечик песенку пропел,
А колос ржи - от мышек.

Косой зайчишка притащил
Подснежников охапку,
Крот на пол шубку расстелил -
Теплее стало в хатке.

Гостёчков ёж благодарит,
Довольны все друг другом.
Ежиха радостно велит
Начать банкет супругу.

Ну что за бред, что за дела?
Нарушено веселье -
В жильё непрошено вползла
Змея на новоселье.

Кольцом свернулась на полу,
Налившись злобно ядом,
На всех «посыпала» хулу,
Испепеляя взглядом.

Мол, я царица, сила - я,
Вы - жалкие зверушки,
С одной личиной упыря.
И что тут за пирушки?!

Гадюка скверная друзей
Ужасно разозлила,
«Накостыляли» дружно ей,
Чтоб неповадно было.

Легко понять сей басни суть.
Единство - это сила,
Пришла коль в гости, гостьей будь,
А не овцой паршивой!               

Автор обозначает свое стихотворение как басня, с чем я могу согласиться только частично. Это поэтический рассказ (Пересказываю его сюжет своими словами, как у меня прочиталось!) о совместном мероприятии одного лесного коллектива - пирушке зверей по случаю новоселья ежа - составлен из двух разных  сюжетов - из описания личного вклада каждого гостя и коллективной реакции на змею, которая не одобрила мероприятия и наговорила всем грубостей, за что ей коллективно "накостыляли". В классической басне редко используются сразу две сюжетные темы, да и темы в басне обычно  поглубже, чем эти! И уж тем более, в концовке - морали басни, обязательно должен быть один яркий вывод - то главное, ради чего басня написана. А здесь их два: 1."Единство - это сила". 2. Пришла коль в гости, гостьей будь, а не овцой паршивой!"  И эта множественность выводов портит впечатление. Стихи, конечно,  про единение: сначала в том, чтобы вместе внести свою лепту, а потом в том, чтобы вместе накостылять грубиянке, работа хорошая. Но на полноценную басню она не тянет: слишком уж это сложный и ответственный это жанр...
               
************************************************
На этом всё. Спасибо всем за поданные заявки. Их было мало, ждала я их очень долго, и потому особо ценю каждого участника. Надеюсь, что все-таки найду в авторах ту струну, которая зазвенит, и вы одарите Мастерскую множеством новых и интересных стихов. С уважением, ваша Алкора, 28.11.21.