Обзор осеннего тура Марина Намис-Андрей Мартынов

Литературный Фестиваль Рунета
Мы выбирали стихотворения из анонимного лонга. Выбрали 15 согласно регламенту. Если бы можно было больше, еще два-три добавили бы точно.
(ссылки восстановлены при публикации)
01 Татьяна Воронова 6 Венеция http://stihi.ru/2021/03/13/317

Град – обреченный
 
На синюю зелень
И соленые губы лагуны,
Целующей нижние подоконники...
Здесь – не место
Тому, кто по водам идти не обучен:
Ходули свай,
Что прямо с морского дна
Оголенным тянутся лесом, –
Тебя ли вынесут,
Если воду шагами не мерил ни разу
Или хотя бы не пил шампанское марки «Стикс»?
 
Град обреченный
 
Смотрит в мутный залив и не видит там неба,
Отчаянно плещет
Перепончатыми крыльями ставен -
Не в силах сорваться с места:
Только натягиваются и гремят
Обручальные звенья мостов.
Град обрученный…
 
Незрячим ликом
Повернутый к любому и каждому,
Кто входит с пометой «чужой»,  –
Город ныряет в темно-красные переулки,
Убегает и рассыпается
Стиснутой руганью,
Пряча
Свою глубину
За тряпками мокрых теней.
 
Град – разлученный
 
С твердью
И страхом.
… Под негромкий мотивчик уличного торговца,
Уносящего с набережной
Не сбытые за день радости, –
Синяя зелень лагуны
Поднимается и плывет к горизонту,
И город
Со сваями, ставнями, крыльями
Тихо уходит
На дно заката.
_____________________________
АМ: Честно говоря, я не большой поклонник верлибров.
Но этот приглянулся.
Сразу бы отметил игру слов: обреченный -обрученный-разлученный
МН: Причем дважды обреченный.
АМ: И каждая обреченность обыгрывается по-своему.
МН: По сути на этой игре слов всё построено: сюжет так и развивается – от только обреченности к уже разлучённости. Да, еще стихотворение закольцовано: начинается всё с «зелени лагуны», а потом город в неё и уходит.
Сколько любопытных деталей: «ходить по воде» - город небожителей – очень здесь к месту эти прогулки по воде; «ходули свай» – что-то почти далианское.
А в целом какие метафоры интересные.
АМ: Да. Всё живое. Образность однозначно нужно отметить.
МН: Совсем живой город получился, как меняются его лики – кто он? – небожитель? земноводное? рыба?
АМ: Не он – она…
МН: Верно, Венеция.
АМ: И концовка отличная.
МН: Соглашусь про концовку.
 
 
02 Елена Наильевна Икарус http://stihi.ru/2021/08/25/5580

Всегда в одно и то же время
от автостанции Эльмят
Икарус с теми, кто не в теме,
пылит, слегка к земле примят.
 
Меж золотых полей и пара,
между коров и их рогов
восходит солнце, как опара
для деревенских пирогов.
 
И мимо гнёзд несутся куры -
в хлеву, в овине, в лебеде
(читатель ждёт уж рифму дуры
но не найдёт её нигде).
 
И мимо звёзд несутся люди,
в Икарус севшие чуть свет,
не зная до поры о чуде,
что жизнь-то кончилась, привет.
 
Что в облаках святого неба
забудут про свои узлы,
и что они не едут, не-а,
в Муслим, в Чаллы, в Карамалы,
 
туда, где внуки в пятом классе,
чак-чак им не везут, балиш,
и ты внутри, и поняла всё,
и обалдевшая стоишь.
___________________________
 
МН: Очень лучистое, хоть и «обалдевшее» в конце стихотворение.
Смотри, какое знание предмета автор демонстрирует, как много любопытных подробностей описывает.
Находки такие яркие: «с теми, кто не в теме» - как игриво, как хорошо, из области «почему это не я придумал»; а про опару – ух какая метафора…
АМ: «несутся куры» - «несутся люди» - удачная параллель.
МН : Отличная, на мой взгляд. Использована омонимичность слова «несутся». Раз - и вот уже другой смысл, и сюжет в другую сторону пошел. И еще смотри, как фонетически обыграно – «мимо звезд» - «мимо гнёзд». Раз – и звёзды в гнёзда превращаются.
И в целом стихотворение демонстрирует очень любопытный синтез житейского и высокого, святого. Они даже в руках живой авторской иронии порой меняются местами: где там эти звёзды? – вон узлы вокруг, вот тебе и звёзды.
А куры, кстати, тоже «звезды» - мимо гнезд несутся. Не нравится ей, видите ли, в курятнике, другая курица место заняла, грязно, жарко, ну, или просто атмосфера не располагает. Вот она и бежит нести яичко в лебеду, например…
АМ: «читатель ждёт уж рифму» — достаточно избито уже.
МН: Всё нашему Александру Сергеевичу приветы передают. Но, по-моему, в данном случае оригинально. Впрочем, здесь во всём стихотворении оригинальности, иронии и житейской мудрости в избытке.
АМ: Да, пожалуй, в целом хорошо.
 
03 Екатерина Падукова Как отцветает время скоро http://stihi.ru/2020/05/17/3033

штрихует дождь
алмазными резцами
стеклянных яблок сытые  бока
/Сенька АргентинецЪ/

Как отцветает время скоро -
никто не виноват.
Ты ищешь яблоко раздора,
и проклинаешь сад.
 
А я прошу у неба света,
живительной воды
для сада брошенного кем-то.
И спелые плоды
 
даю тебе: бери любое -
гляди, румяный бок,
ты выбрал яблоко с любовью.
И улыбнулся Бог.
____________________________________________
 
АМ: Мне кажется, что эпиграф к этому произведению интереснее самого произведения.
МН: Про отцветающее время показалось интересным, но эта мысль почему-то не получила развития. Всё свелось к самой простой истине, что Бог приветствует выбор любви.
 
04 Любовь Левитина Как рыба http://stihi.ru/2020/05/06/5631

Чтобы рыбу понять,
нужно думать, как рыба –
либо в тихой заводи плавать, либо
пробиваться на берег, воздух глотая ртом,
выдыхая беззвучно: потом, потом, потом.
 
Чтобы птицу понять,
нужно думать, как птица –
или дуб долбить, или суетиться,
в небе крыльями птичий рисуя чат.
И пугая собратьев,  кричать, кричать, кричать.
 
Можно думать за кошек,
они под окном притихли,
ждут ли манны оконной, отлавливают мой стих ли.
 
По-собачьи привычно думать –
это преданно и тревожно.
 
Только думать, как люди, сложно, сложно, сложно.
___________________________________________
 
АМ: Идея, из которой построено стихотворение, интересная. Но я бы сказал, что развитие сюжета и вывод несколько предсказуемы. После рыб, птиц уже ждешь аналогии с человеком. Однако надо отметить, что параллели хороши.
МН: Рыбья тема скользкая, там уже многие ходили, плавали. Там трудно что-то сказать новое. Поэтому рыбье начало несколько насторожило.
Первые две строфы, на мой взгляд, простоваты. Третья - и в смысловом отношении, и в фонетическом гораздо удачнее.  По поводу композиции стихотворения в целом соглашусь: интересная задумка.

05 Ольга Галат-Коротаева прошло http://stihi.ru/2021/06/12/3200

парило весь день
варился тягуче в небе
воздушный кисель, сгущался до темноты
закат догорал
лилейник алел рыжее
ждал грома и молний
а после
воды
воды
дрожали неровно беременной бурей окна –
усталому дому то горько
а то смешно
и старая груша у старого дома мокла
а дому дышалось
как сто лет назад...

прошло
________
от августа – что там...
осталось совсем немного
ночная прохлада о том не даёт забыть
чернильные кисти девичьего винограда
качает и мает
с подпалиной лист
знобит
я выйду из дома
веранда
крыльцо
ступени
прыгну...
испуганно стукнет, свободой звеня, доска
на слабую долю
ах, лето
лето
лета

тоска...

____________________________________
АМ: «Красивое» )
МН: Пожалуй, несколько неровное. Есть очень удачные места, а есть какие-то провалы.
АМ: Как это «алеет рыжее»?
МН: Ну, лилейник полосатый – красно-рыжий. Видимо, с этим и связана двойственность восприятия цвета…
АМ: «дрожали неровно беременной бурей окна» – не сразу понятно как это, нужно вникать, разбираться. Это, конечно, минус для стихотворения.
Может быть, опечатка? Может, задумывалось «окна беременные бурей» – так хорошо по смыслу, но ломается ритм.
МН: А, может, буря беременна водой, дождем?
Ну, или дрожали бурей – дрожали так, как дрожит буря…
АМ: Эта метафора сомнительна.
МН: Да, здесь споткнулись. А дальше - красиво… «чернильные кисти», например…
АМ: «качает и мает» – очень хорошо. Вторая часть гораздо сильнее первой.
МН: Соглашусь, конечно…

06 Шабалина Людмила Гаснут осени лампады http://stihi.ru/2021/01/03/7517
Гаснут осени лампады
и — напротив — в окнах свет.
А в квартире двадцать пятой
бабы Гали больше нет.

Ветер на балконе сушит
бабы Галино бельё.
Будто шепчет Богу в уши
белый Ангел за неё.
_________________________________________

АМ: Несмотря на то, что «старушечья тема», мягко говоря, уже несколько утомила, стих, тем не менее, запоминается. В основном за счёт удачной находки — развешенного белья, трансформирующегося в образ ангела.
Первые две строки бы подработать, несколько неуклюже написано.
НМ: Тема смерти остра. Тем самым вроде бы должна предопределить успешность. Но ею злоупотребляют, и порой получается обратный эффект. А ангел тоже понравился.


07 Рь Голод Глинтвейн http://stihi.ru/2021/09/02/5494

Дикие люди на чердаке
Варят глинтвейн в цветочном горшке.
Ломтик лимона, корица, имбирь,
Старые рамы, оконная ширь.
Звёзды воркуют, луна босиком
Сходит по лестнице в старенький дом.
Крутится, кружится перец и мёд,
Капля граната по небу плывёт.
Слышен как-будто то шёпот, то гул,
Ноют стропила, хоть ветер уснул.
Ветер уснул, лишь звенят вдалеке
Ночи браслеты на белой руке.
Скачет и скачет дорогой ночной
Чудная леди, чьё имя Покой.
На чердаке, среди белых цветов,
Ждёт её чарка глинтвейна и снов.
_____________________________________

МН: Ух-ты! Целая ода варке глинтвейна… Восприятие мира через призму глинтвейна).
АМ: Вроде как стилизация под английскую балладу. Красиво, но в целом не очень интересно.
МН: Есть любопытные места. Например, про луну босиком…

08 Ида Лабен Лодочник http://stihi.ru/2019/08/13/6442

Факультет исчезнувших вещей,
Времени забытого приметы:
Лодочник в брезентовом плаще
В сизом ореоле сигареты.

Осень в зыбком воздухе дрожит
И переливается, как будто
Сторожат, мерцая, миражи
Акварельный сон Стрелецкой бухты.

Спит в воде заброшенный понтон.
Здесь - ни корабля, ни пешехода.
Только тишина фантомный звон
Льет в раскрытые ладони лодок.
________________________________________

АМ: На мой взгляд, это больше зарисовка, нежели полноценное поэтическое высказывание, хотя аллюзия на роман Домбровского и намекает на некий «второй план». Тем не менее. Однако написано очень хорошо, атмосфера ощущается.
«Раскрытые ладони лодок» — прекрасно.
МН: Фонетически мне нравится. Есть очень удачные ассонансы и аллитерации. «Фантомный звон» я бы отметила – глубоко. И концовка красивая.

09 Сергей Герасимов Стихи Горечь грейпфрута http://stihi.ru/2020/01/22/4911

Близость смерти
придает жизни
горечь грейпфрута.

Слепые случайности
шарят клешнями в тумане,
хватая то одного, то другого --
эту девушку с волосами цвета нейлоновой метелки,
этого старика с лицом как у ящерицы, греющейся на солнце,
одного, двух,
дюжину,
целые народы.

Не от злобы, а просто из любопытства,
как ребенок, поймавший жука в кулачок,
и потом отрывающий ему лапы.

Того хватают за шиворот,
этого тянут за волосы,
или за ногу,
и ты понимаешь,
что место под названием жизнь
не очень-то надежно,
не очень-то приспособлено для жизни,
и стремишься куда-нибудь туда, где на рассвете
вершины гор врастают в космическую тишину,
как каменные цветки,
чтобы ощутить себя маленькой частью вечности.

Но ужасает не это,
а то, как тихо движутся клешни,
неслышно проходя над твоими волосами,
или почти касаясь твоего рукава.

И тогда,
вдруг, ни с того ни с сего,
ты ощущаешь во рту
тончайшую горечь грейпфрута.
______________________________________________

АМ: Нам в этот раз везёт на верлибры. Хорошие верлибры.
МН: Кстати, еще одно про смерть. Но как оригинально про смерть.
АМ: Вроде бы всё просто и логично. Отлично выстроенная композиция, постепенное нагнетание и – вот оно – ощущение ужаса в конце.
МН: Яркие детали. Очень точные образы, неожиданные и от того еще более яркие сравнения – «лицо, как у ящерицы». И какая тонкая ирония «место под названием жизнь не очень-то надежно».
АМ : Однозначно нравится.
МН: Присоединяюсь.

10 Алексей Ленивец Лопата http://stihi.ru/2021/06/08/5800

Небо сегодня светится
пробками от шампанского -
классная ночь в окрестностях:
праздник лопаты шанцевой.

Льётся веселье литрами.
Труд у лопаты аховый:
ей и окопы вырыты,
и огороды вспаханы.

- Ну! За лопату! - катятся
тосты под птичье пение.
В клёнах, как-будто в кратерах,
майская зелень пенится.

Люди танцуют, кружат их
наигрыши банальные.
Счастье душой натруженной
дышит в боках баяна и -
клавиш взмывает лестница
(выше лишь спутник гостовский)...

Скромной лопате лестно стать
частью народной гордости.
Вот она - робко зыркает
где бы ещё что выкопать.

Каждый окоп - как дырка под
орден на старом кителе
родины.

Хватит войн-то нам.
Горе всегда огромнее
подвигов,
                лучше вовремя
приободрять гармонию
песней и верить в светлое,
сеять добро и овощи.

Майская ночь наседкою -
землю согрела. Общую.

Льётся веселье. Знойные
ветры в причёсках шарятся.

Время - людей с мозолями.
Праздник - лопаты шанцевой.

__________________________________________________

МН: Стесняюсь спросить, какая лопата «шанцевая»?
АМ: Пехотная…
МН: Тогда понятнее. Хотя, впрочем, и без этого уточнения посылы и смыслы вполне считывались.
АМ: Любопытный симбиоз войны и мира. «Сеет добро и овощи» – просто отлично.
Много штрихов, придающих мелким деталям очень интересные смыслы.
МН: Смотри, и здесь куры – «майская ночь наседкою» - и здесь по-своему хорошо. Тепло майской ночи и тепло наседки – оригинальная параллель и какая точная.
АМ: Да, нам везёт не только на верлибры, но еще и на кур везёт).
МН: На стихи везёт).


11 Михаил Эндин Окраина http://stihi.ru/2021/03/18/8547

Бежит автобус, не меняя маршрут, до городского края,
до пустырей, до тех домов,
что распростёрлись вереницей одной к земле прижатой птицей
в плену антенн и проводов.

Я, давний житель не окраин, трясусь в автобусе, изранен
подобной дальностью пути.
И, доезжая до предела, несу израненное тело
своё в надежде донести

его до лифта и порога, где ты, прождав совсем немного,
за опозданье не коря,
впускаешь в дом меня с улыбкой, а мир, окраинный и зыбкий,
(высоким слогом говоря),

всё также стелется у дома, у пустырей, у гастронома
и даже дальше, где леса
уже очерчивают местность, предполагая неизвестность,
кащеев, леших, чудеса.

Там, за очерченной границей, весь мир покажется девицей
ещё невинной до поры...
Несправедливость или странность — мы городские, это данность,
и все природные дары

мы принимаем в час рассвета, когда, не думая про это,
услыша птичий перепев
и за окном увидя снова и лес, и небо, мы ни слова
не произносим, замерев...
________________________________________
АМ: Пожалуй, здесь слишком много придаточных предложений. Трудно через них пробираться в поисках смысла.
МН: Еще один автобус в лонге. Первый всё-таки гораздо ярче. Здесь про израненность дальностью пути понравилось.
 
12 Ольга Флярковская Жемчужина http://stihi.ru/2021/03/25/4955

Не сорокой какой украдена,
Где-то выпала из кольца
Перламутровая виноградина –
Сердце девичьего ларца.

Я тайком любовалась бликами:
В ней играла с огнём вода...
Аместистам ли, сердоликам ли –
Предпочтения не отдам!

Я не стану другой подыскивать
И кольца мне совсем не жаль:
В той беглянке мерцала истина,
Как в туман, укрывалась даль.

Неизведанная галактика,
Знак бессмертья, слеза земли...
Бледный ландыш и снежность Арктики
Так оттенки переплели!

Пузырёк на волшебном озере,
Буса с ведьмина черпака!
Проступила в колечке прозелень,
Не забывшем её пока.

– Приглядела в полу расщелинку
Или тихо легла в траву...
Лунным зёрнышком, роской беленькой,
Может, встретишься наяву?

Тень по комнате мышью рыскает.
Перстенёк подношу к огню...
То не сказка, а только присказка.
Я и большего не храню.
____________________________
АМ: Девичье…
МН: Стилизация. Эти уменьшительно-ласкательные суффиксы, за которые так часто ругают. Хотя... здесь, быть может, эта самая стилизация их и оправдывает.
АМ: «сорокой какой» - не очень хорошо звучит).
МН: Ну, да, совсем разговорно. Впрочем, всё та же стилизация должна, наверное, и это слово оправдать.
АМ: Концовка немного вытягивает, сглаживает впечатление.
МН: Возможно, несколько не для этого конкурса стихотворение…
 

13 Дмитрий Близнюк полет пули http://stihi.ru/2018/01/28/7172

полет пули за секунду до пробуждения.
прожигает пространство раскаленным прутом.
вот скорчится рожица свинца
в момент деформации.
единственная цель, мечта - зарыться в плоть.
вишневой косточкой - во внутренности оленя.
летящая пуля - ей нечего сказать. нет времени.
так смерть делает себе маникюр -
пилочкой подправляет абрис ноготка;
так разум на миг торжествует над всем живым и сущим,
так Слово пожирает самое себя,
отрывается от звука и смысла,
точно почка от почечной ножки.

а пуля знай себе
пульсирует в горячем воздухе,
в собственном маслянистом соку.
прошивает золотые подсолнухи маленький демон Ака,
летит навстречу мужику - слепой питбуль -
по серому запаху страха,
один недомиг - и мгновенно сгорают миры,
несутся в пропасть сани с новогодними оленями,
коллекция марок сына, ошарашенные Дарвин, Иисус,
школьные дни, казенная скука ковчега,
первая любовь и серебряное колечко
на 8 Марта для нее...
сотни далеких предков гаснут, как искры костра.
вселенная испускает кошмарный концентрический крик -
черный космический кит в звездных язвах.
но - слишком короткий, чтобы вместить в себя
человека,
быстро осевшего мужика в подсолнуховом поле.
еще одна живая башня с призраками
высотою в тысячи лет
рухнула, как столбик пепла с сигареты.
а палец, нажавший курок,
отбрасывается, будто хвост ящерицей.
чернеет в траве, гниет,
и к вечеру прилетает темный ангел
с мелкими зубами во всё лицо - словно острая терка,
пожирает черный комок.
сверкает паутинка в росе -
ниточка слюны - ожерелье.

а где-то она, с колечком, не ведает беды,
незримо наливается вдовством, как томным ядом,
целует пальчики младенцу на пухлых кулачках,
бледно-розовые венчики, семена -
этого кормили,
этого любили...
этого жалели…
ах…


МН: Какое буйство метафор. Автор верит в своего читателя. Читатель должен быть очень внимателен и трудолюбив, чтобы всё это считывать, принимать, воспринимать. Обилие деталей, ярких деталей, интересных деталей, но… где-то даже чрезмерное обилие.
Некоторые подробности слишком физиологичны. Так физиологичны, что даже отторгают – «во внутренности – вишневой косточкой, в плоть» «ниточка слюны» - прямо отторгают, до тошноты…
АМ: Почему?... наоборот про косточку очень интересно. Это из Мюнхгаузена. Вроде бы та же пуля, но здесь она становится /воспринимает себя/ совершенно иной субстанцией, дающей жизнь, обратной своей первоначальной сущности. Ведь из этой косточки выросло дерево.
МН: Не знаю, мне не хочется в этом копаться, мне неприятно. Хотя, может быть, автор и хотел острой реакции, яркого чувства, острой эмоции – пусть даже отторжения.
АМ: Эта пуля в своей необратимости очень интересна. Она проходит пути религий, цивилизаций, миров. Метафизическая пуля.
Мне только не нравится «мужик»: это слово совсем из другого словаря. А здесь даже дважды. Люди, которые говорят «мужик» не мыслят такими философскими категориями. Автор чуткий, изящный – и Дали, и Слово (с большой буквы, то есть в библейском значении), и маникюр - и вдруг «мужик».
Острый диссонанс. Как какая-то фальшивая нота.
МН: Может быть… А концовка хорошая. Правда? Это из потешки – «этому дала, этому не дала».
АМ: Отличная концовка.
 
14 Соэль Карцев Лагерь переселенцев http://stihi.ru/2021/09/02/7384

На площадке звенели мячи.
Ты о прошлом опять не кричи
ясноглазая память.
Это тело бормочет: "Устал",
а она повторяет фальстарт.
Почерк жизни — не править.

И выходит, была не была,
прямо к сетке.  Какая игра!
Сет за сетом, до ночи...
Сквозь ячеи,  по третьей волне
он плывёт,  направляясь ко мне,
этот домик средь прочих.

Там за окнами слышится гам,
В общей кухне раскинут вигвам
всех республик Союза.
Где-то Бубка берёт высоту,
воздух ловим мы с ним на лету.
Крыльям легче без груза.

Унна-Массен — двух жизней дефис,
как вершина, с которой лишь вниз
в географию, в мебель
и в беспомощность чувства, и в дрожь,
оттого что любовь не вернёшь:
то не Бабель, а Гегель.

Тянет к дереву. Тора-кора
мне расскажет о том, что вчера
вечный фатум отложен.
От него на площадку ушёл...

В парке юноши, девушки schoen.
Будет осень, как должно.


АМ: Неплохое в целом…
МН: Ностальгичное… Сначала простое, а потом наполняется образами вроде бы понятными и безыскусными, но в то же время очень содержательными.
И финал мне понравился.
АМ: Да, неплохой.
 
15 Речная Нимфа Единичка http://stihi.ru/2021/08/24/4882

Я на новую жизнь получу отрывной талон,
единичкой в очередь встану с прямой спиною.
Заплатить мне нечем. Пусть мир расплатится мною
за морошку и клюкву стихирных моих болот.

Что мне деньги мои – ни любви, ни счастья на них
не купить, всё только одёжное да съестное...
Впрочем, книги. От книг я пьянела ещё весною,
а сейчас мне уже не в радость даже они.

Завяжу со стихами. Сопьюсь. Но это потом.
Где-то там в небесном издательстве Чарльз Буковски,
обложив лейкемию матом по-стариковски,
выпивает и бережно гладит своих котов

_____________________________________

АМ: Центральный образ единицы отличный.
МН: «Стихирных болот»?
АМ: Ну, ты же не будешь отрицать, что сочинение стихов затягивает, как и болото. А вот морошка и клюква как раз на болотах растут.
Обязательно надо выделить «одёжное и съестное». «Одежное» – интересная находка по аналогии со съестным.
МН: И в конце коты – муррр)). Хорошее . Да…

16 Татьяна Шкодина 2 Сделка http://stihi.ru/2021/08/07/7722

Небоскрёб похож на стеклянный шкаф,
Облака утюжат его макушку.
Здесь народ серьёзный – не до забав.
И наличку снимут, и стружку.

Кабинет тринадцатый… Юморят.
Не хватает огненной пентаграммы.
Да… В такой системе координат
Все пути к лукавому прямы.

Пропустите к шефу, записан, да.
Чёрт возьми… Как школьник сегодня трушу.
Продаю, поскольку в том есть нужда,
Душу.

Шеф не пахнет серой – красив, побрит.
Договор стандартный читает сухо.
На меня практически не глядит.
Сука.

Мне не нужно денег (хоть есть соблазн),
Молодую жизнь? Да хотел, но бог с ней.
Покупатель ожил, глядит в сто глаз.
И, кажись, уже посерьёзней.

Знаю, были случаи. Вот и мне
Обрести б таланта совсем немного…
Если мы сойдёмся сейчас в цене…
Я просил до этого Бога.

Ухмыльнулся дьявол и щурит глаз.
Открывает душу мою лениво:
«Много вас приходит. Увы, отказ.
Хочешь, дам немного на пиво…»
____________________________________

 
МН: Кажется мне, где-то я его уже встречала.
АМ: Фауст – очередная реинкарнация?
МН: Нет. Именно это стихотворение встречала. Запомнилось. Это хорошо для стихотворения?
АМ: Может быть. Написано неплохо. Однако неожиданных поворотов не нашлось.
МН: Ну, как минимум, финал любопытный.
АМ: На мой взгляд – юморно, но не более.

 
17 Сергей Скловский В лес заколдованный http://stihi.ru/2019/06/12/235

Вам в лес заколдованный..?
  (Strega)

А в лес заколдованный хочется очень,
хотя б на денёк, просто так, между прочим,
сбежать от жены, от детей, от работы –
охота по ягоды и на охоту.
С ружьём поутру прогуляться немножко...
Сейчас на болотах такая морошка!
И терпкая сырость, и гулкое эхо
охотнику – в радость, и мне не помеха.
Я зайца не трону. И рябчика - тоже.
Я просто пройдусь, как обычный прохожий.
И, если случайно вдруг встретится леший,
не стану пугаться. Представлюсь: «Приезжий».
Мы с ним потолкуем на тему погоды,
мол, нынче – сплошные причуды природы.
Но, главное, каждый из нас – настоящий!
И вновь разойдёмся, я – в город, он – в чащу...

Ах, в лес заколдованный хочется очень,
хотя б на денёк, просто так, между прочим.
___________________________________
МН: О! «Охота на охоту» - отличная фраза. Неужели так еще никто не писал?
АМ: Я бы отметил фрагмент, где «встретился леший, а я – приезжий… Но главное – каждый из нас настоящий» – это в самую точку, это хорошо.
Не хватило ударной концовки.
МН: Пожалуй, да.

 
18 Вероника Трунова Заснежило внезапно так http://stihi.ru/2020/03/07/8736

Заснежило внезапно так,
И невесомо.
Следов короткая строка
Идёт от дома.
А я смотрю, смотрю за ней -
До горизонта,
Как будто в мире нет важней
Цепочки тонкой,
Как будто, чуть ослабишь взгляд,
Порвётся, сгинет
До абсолютности нуля:
Ни слов, ни линий.

______________________________________
 
МН: Остановись, мгновенье, ты прекрасно…
АМ: Какая фотографичность мысли! Двоякое у меня ощущение. С одной стороны – идеальное описание. Как зарисовка – ну, просто отлично. Но для конкурса хочется какого-то оох! Немного сверх. Выхода «за». Одной строчкой бы в конце. А так чего-то не хватает. Остается просто зарисовкой.
МН: Но… хорошей зарисовкой).

 
19 Зиновий Антонов дом http://stihi.ru/2018/05/25/8299

входящие пускай скорей войдут
а выходящие еще быстрей выходят
я видел дом без окон
в нем живут
и ящеров без глаз разводят
я видел дом без пола и дверей
в нем были только стены и пороги
там жили бабочки и толстый скарабей
и все дороги вели оттуда лишь одна туда
слепая крыша
грозясь исчезнуть впредь и навсегда
всему что выше
перекрывала глазу цвет и свет
лишь черно-белый
был виден вот уж много-много лет
из тех пределов
пейзаж окрест томился красотой
вокруг всегда стояли день и лето
а дом гордился тьмой и пустотой
как будто миру остальному мстя за это
считалось испокон что будто в нем
укрывшись
никому не доверяя
произрастает лучший из цветков
тот что из рая
что эта затаенность
скромность де
и некий аскетизм присущий дескать
лишь символ дружелюбия к среде
и только дерзость собаки местной
что весь год скулит так жалко в небо
здесь никого уже не удивит
мол злая просто потому скулит
________________________________
 
МН: Начинается-то как хорошо.
АМ: Да, начало отличное. Вроде бы просто и логично, а так сказано, что интересно.
МН: Добавил автор ко входящим выходящих, и вот уже фраза заиграла новыми красками и смыслами.
АМ: Какой многоликий, какой перерождающийся дом! Какая фантасмагорическая картинка!
Хороший контраст внутреннего содержания дома и внешней обстановки. Любопытные параллели: дом без окон –  ящер без глаз.
МН: А еще «слепая крыша» - интересно… И мне нравится «скромность де» . Этакая авторская изюминка.
АМ: В целом, конечно, это не только про дом. Это и про человека. Он разрушен изнутри – потерял жизненную опору, цели и смыслы, как этот дом. Он настолько отличается от окружающих, настолько одинок, что его даже не пытаются понять – мол – злая, вот и скулит.
А еще, выходя на макроуровень, это про наш общий дом – страну. И тогда получается, быть может, автор и не хотел так написать вовсе, быть может, это невольно получилось, но это уже и гражданская лирика, и страна – наш дом «без окон, без дверей».
А мы – точно как эта собака – «скулим так жалко в небо», на жизнь жалуясь. И что характерно: даже это поскуливание уже считается дерзостью.
МН: Соглашаюсь во всём…

20 Евгений Овсянников дышите http://stihi.ru/2021/09/18/562

Дышите. Теперь не дышите
В глазок на морозном стекле.
Уехал невидимый зритель,
Уехал как выжитый житель
Из места на злобной земле,

Где воздух от холода колок
И тени пускаются в  пляс,
Навязчивый отзвук двуколок
В пустом переулке увяз.

Пишите. Теперь не пишите.
Уедешь – не будет пути.
Суровый апокриф граффити
Траве не даёт прорасти.
______________________________
 
МН: И здесь начало – отличная находка.
АМ: Здесь не только начало отличное.
Лаконичное. Точное. Сжатая пружина.
МН: И содержательно богатое при всей своей лаконичности. Параллель «дышите – пишите» очень хороша. Сколько раз уже писали о поэзии, а вот автор нашел свой единственный и безусловно оригинальный путь.
АМ: «Отзвук увяз» - обязательно надо отметить.
МН: И «выжитый житель» тоже...
 
21 Лена Ступак yellow blue vase http://stihi.ru/2021/09/15/4903

Затягивал день, раскалив провода.
Теченье несло то сюда, то обратно
и город топорщился грудой горбатой.
Вдруг голос диспетчера: «Лифт до Арбата»,
а мне так хотелось сойти в никуда.

Арба кучевая – ни шатко, ни валко…
Рогатый трамвай улизнул из-под носа.
По встречке случайностью вынесло в парке,
а там расстилает кленовую простынь
забытая всеми простывшая осень,
и спит на ветвях одиноко русалка

в венке золотом и рябиновых бусах.
И падают звёзды на раз-два-три в вальсе…
Охапками их нагребаю /допустим,
домой принесу – и в напольную вазу/,
и шепчет русалка во сне yellowbluevase,
а я улыбаюсь… на ломаном русском.
________________________________
 
АМ : Незатейливо, но интересно.
МН: На мой взгляд, достаточно ровное. И, кстати, сначала я прочитала, что осень спит на ветвях, подумала – как хорошо, а оказалось – русалка спит.
АМ: Но финал удался. И русалка там очень к месту снова появилась.
МН: Поддерживаю по поводу финала.

 
22 Максим Кушанов Отголосками http://stihi.ru/2021/09/17/7719

Отголосками прошлого памятники серокаменные
Проступают наружу сквозь молоко-туман.
День-другой, и нашу заброшенную Месопотамию
Запорошит, завьюжит зануда-кума-зима.

Не сугробы печальные – нежность её снежинковая
Лебединым крылом да укроет твои берега.
То не воля богов, а непризнанная ошибка моя,
Из неё истекает разлука-тоска-река

По цветным простыням неизъятыми воспоминаниями
О волшебном пути в невидимые врата,
За которыми нас так недолго в гости заманивали
Белизной кучевые и перистые города.
_____________________________________________
 
АМ: Рифмы – просто отличные. Четвёртый слог с конца…
МН: Гипердактилические. Мне кажется, и дактилические-то хорошие – большое достижение, а эти – высший пилотаж. Мне с такими рифмами только одно цветаевское вспоминается.
Во второй строфе – составная, кстати.
Порой бывает, что, увлёкшись рифмами, автор забывает о смыслах. А здесь и рифмы, и смысли на высоте.
АМ: Очень нравится «наша … Месопотамия». То ли потому, что Месопотамии нет давно…
МН: Наш заповедный край, которого нет?
АМ: Исчезнувший край. Вроде бы и ирония проглядывает – Месопотамия – Гиппопотамия.
МН: Фонетически отличное слово.
АМ: … то ли из-за всех ее загадок, всей трагичности истории – ведь это территория современного Ирака. Чем мы похожи на эту Месопотамию? Заброшенностью только.
МН: Ну, своя почти забытая история, своя исчезнувшая страна ЛГ внутри нашей, физической.
АМ: Физически, а точнее географически, речь явно о Москве. Мы не знаем, откуда автор, но в стихотворении однозначно этот город: все отправные точки московские: тоска-река – Москва-река, серокаменная – белокаменная.
А конец-то какой хороший: «кучевые и перистые города» - небесные города.
С другой одной стороны я бы отметил как минус, что в результате мы пришли всего-навсего к зиме и климату. Хотелось бы большего, обещалось больше. Да, автор говорил в начале о зиме. Но думалось, что это какая-то непрямая зима.
МН: Ну, наверное, так оно и есть – это метафоричная зима, внутренняя зима ЛГ, которая живёт внутри нашей, московской. Была Месопотамия, был волшебный путь, а теперь – зима-зима.
 
 
 
23 Нина Лёзер Предвкушение http://stihi.ru/2018/09/30/2683

Горизонт разгорается в облаках.
И совсем не понятно, зачем и как
Их скопилась крутая груда.
Никакого нет царства и нет коня,
И забыты каштаны, чтоб из огня
Их выхватывать, словно чудо.

Предвкушение ярче, ясней, чем явь.
Так в пучке отцветает остаток трав,
Осыпается на колени.
На стекле ты оставишь от пальцев след.
Оттереть не посмею. Мотив нелеп…
Будто ты и герой, и гений.

И является осень без суеты,
Заметая следы, собирая плоды.
Среди них не ищи запретных.
Мы туда возвращаемся всякий раз.
А потом за пластом отдираем пласт
В оправданье мгновений летних.
 
 
АМ: Тоже сезонные аллюзии. Но просматриваются и иные параллели. Здесь явно не о погодных явлениях.
МН: Про каштаны – чудо, очень удачно.
АМ: А мне про царство и коня понравилось.
 

24 Марго Сергеева Модильяни http://stihi.ru/2021/07/21/6539

сбежать бы в город
где вечно лето
и лечь на дно

и затеряться
и раствориться
и пить вино

тебе не двадцать
ты сбитый лётчик
вся жизнь как сон

возводишь замки
из пенопласта
свой Вавилон


а где-то вечность
и в доску пьяный
 не ты не ты

а Модильяни
рисует нервно
её черты...
 
 
АМ: Кто же откажется пить вино?..
МН: Ну, богемную атмосферу Парижа прошлого века передает.
Наверное, больше для сборника стихотворение, чем для конкурса.
 
 
25 Александр Крупинин Я не забуду тебя, Крысуля http://stihi.ru/2021/09/23/7381

Я не забуду тебя, Крысуля,
я не забуду тебя, красотка.
Из белых лилий, цветов пачули
и тамариска твой образ соткан.
Твои друзья на меня сердиты,
сурово смотрят в разрез прицела,
вот-вот прикончат меня, бандиты,
чего ты втайне всегда хотела,
когда поила древесным спиртом,
а говорила, что это водка,
и подавала несвежий сыр ты,
покрытый плесенью, как бородкой.
Зелёный лес опускает плечи,
темно и страшно в лесу еловом.
Стуча зубами, иду навстречу
кривым, недобрым, звероголовым.
Я знаю точно, врагам не спится.
Среди ветвей затаясь во мраке,
сидят  Ефим с головой лисицы
и Константин с головой собаки.
Твои друзья Константин с Ефимом.
по воскресеньям всегда нетрезвы.
Быть может, выстрелят снова мимо,
И добегу я до лодки резво,
и вспомню наши святые лица
когда-то в баре на Ленинштрассе,
как мы мечтали о Биарицце
на кочковатом худом матрасе,
как ты любила и целовала,
как запирала бидон рассола
и плесневелый мне сыр давала
со странным именем горгонзола.
______________________________
 
МН: Какая экзотическая героиня, какой характер!
А какое цветастое стихотворение в целом, и цветовые параллели любопытные: зеленый сыр превращается в зеленый лес. Хотя про бородку немного неприятно, по-моему.
АМ: Может, и неприятно немного. Но – хорошо…
МН: Впрочем, я и сыр плесневелый не люблю. Люблю вкусные метафоры. Вот например: «лес опускает плечи».
Фонетически очень удачное стихотворение, а в конце – «горгонзола» – просто отлично. Сильное такое, живое слово. И горькое, и горячее – так и просится в стихи.
АМ – медуза Горгона?)
МН: Ну, может и она тоже
 

26 Созерцающая Много Раз Хорошо когда в окошке http://stihi.ru/2020/04/02/6323

Хорошо когда в окошке
на ветвях сидят коты,
значит свет не понарошку
льёт свой голос с высоты.
Разбавляет вербы с ивой,
смотрит в зеркало ручья.
Воробей глядит красивый,
ну почти такой, как я!
Мне растить меж рам рассаду,
крошки сыпать воронью;
облака гуляют стадом,
я под ними устою.
Потому что в небе – кошки,
свежий воздух, светлый дым,
а в подвале пуд картошки:
живы будем – всю съедим!
 
МН - Доброе, да? Позитивное. С замечательной жизнеутверждающей философией
АМ - Одному нашему знакомому белорусу – очень бы понравилась концовка.
МН: В шорт, наверное, не возьмем, но спасибо за позитив.
 
27 Ульяна Валерьевна Чёрно-белый верлибр http://stihi.ru/rec.html?2021/09/27/2423

Сирин и Алконост,
Сидящие на моих рёбрах
Где-то в районе солнечного сплетения,
Напевают тоскливые песни.
Изнутри раздирают мышечную ткань,
Чтобы быть услышанными,
Очищают клювы о семнадцатый позвонок.
Вот так:
Клац
Клац
Клац
Мне невыносимо отпускать их,
Но страшнее не отпустить.
Ты говоришь — я спятила —
Нет никаких птиц внутри меня.
Прижми ухо к моей груди!
Пение слышишь? —
А оно есть.
 
АМ: Что-то в этом есть. К сожалению, впечатление немного портит непроизвольно всплывающая в памяти цитата из культовой кинокомедии —
«Ты суслика видишь? И я не вижу. А он — есть!» )
МН: Мне очень понравилась сама идея воплощения противоположных начал человека через Сирина и Алконоста – не инь и янь, не ангел и демон и прочее-прочее неоднократно бывшее – а две эти птицы. Понравилась идея поместить их внутрь ЛГ и выражать его суть через пение. Единственное, пожалуй, песни Алконоста не должны быть тоскливыми. Метафора отпускания птиц неоднозначна. Но эта неоднозначность не минус; она придает определенную многогранность. Финал в свете оригинальности основополагающей идеи несколько простоват. Но в целом неплохой.

28 Берта До ласточка http://stihi.ru/2021/10/08/7038

мимо гаражей
мимо сломанного велосипеда
идут из школы луи альберт и мария-антуанетта
в стоптанных башмаках
в кроссовках на босу ногу
маленькие боги не переходи им дорогу
пусть они идут к солнцу в солнечном свете
в лунном ночью
яблоки  с червоточиной
падают на крыши металлических гаражей
разбиваются рассыпаются зёрнами под ноги
эти двое идут похрустывая мякотью не опуская головы
как пионеры-герои к расстрелу
королевские дети отпрыски королей
руки их грязные лица их белы
благослови детей и зверей – это про них
пафос снижать себе дороже
яблочная дорога выдержи их обоже
вынеси их
 
АМ: Здесь как в том самом фильме – «благослови детей и зверей» – о столкновении мира детского и настоящего, жестокого.
МН: Мне сначала показалось, что стихотворение очень ассоциативно. Но всё-таки нет. Образы точны, детали конкретны. Это просто дети – маленькие боги в своей вселенной, и пусть вокруг рушатся миры их значимость, их роль нельзя принизить.
Образный ряд легко считывается: яблоки-миры, яблоки-жизни; дети наступают на яблоки – будут эти миры ломать и строить.
Боже, храни их…
Так ведь?
АМ: Да, так…

 
29 Жиль Де Брюн война окончена http://stihi.ru/2021/09/17/8526

невеста самых честных правил
туза под платьем припасла
конечно свадьбу отыграли
помяли шведского посла
оркестр под крик давайте лепса
играл такое что уже
патриции братались с плебсом
и затоптали весь фуршет
цыган загнали под карету
лошадок в майбах запрягли
плели венки (ах лето, лето!)
из местной скучной конопли
спецназ приехавший под утро
считал счастливые тела
кисеты с колумбийской пудрой
тушил горящий кадиллак

свидетели утёрли сопли
икру доели из ведра
теперь медведь в берлоге сдохнет
на эвересте свистнет рак
воскреснут майя и тольтеки
и марсиане прилетят

теперь женат роман монтекин
на юлечкекапулетян
 
АМ: Написано виртуозно. Первые две строки — шедеврально).
МН: Энциклопедия нашей… нашего всего?)
АМ: От Онегина до частушек.
МН: Посол это из Иван Васильича? Или из Федота?
АМ: В Федоте – англицкий.
МН : Точно.
АМ: Интересно, но в целом, до уровня «шорта нашей мечты» произведение не дотягивает )
МН: пожалуй, да.

 
30 Александра Герасимова так наступают стихи веры павловой http://stihi.ru/2021/10/15/843

так наступают стихи веры павловой
так замирает лёд
так из разъятого обнищалого
птица гнезда не вьёт
воду не пьёт из холодного крошева
просто летит - лети!
так я не зная всего хорошего
пробую обрести
МН: Здесь, наверное, незачем говорить что-то. Я знаю это стихотворение. Здесь есть тот самый сокровенный выход «за». А, может, даже наоборот попытка пробраться из иного, поэтического измерения в наше, повседневное. Это и о таинстве становления жизни, о таинстве стиха и о другом уже таинстве – процесса обретения и попытке в него проникнуть. Одним словом – поэзия.
АМ: (согласно кивает)
 

31 Исхаков Алексей Туман http://stihi.ru/2015/01/02/4225

Без двадцати туман. Вечер. В тарелке дым.
Сумерки над столом прячут простую схему -
можно не лить вино, можно болеть другим,
до тошноты приняв ясную теорему.

Не растворить себя, прошлое выдаёт
шероховатый след на голубом асфальте.
Нам обжигать горшки, переползать широт
мелкое декольте на подневечном платье.

Высказав скорость губ, выручить алфавит,
высушить наугад мокнущее запястье.
Где-то некстати так, наперерез лежит
сбивчивый человек, переходивший счастье.
АМ: Какая интересная игра слов в концовке.
МН: Да, финал выше всяких похвал. Однозначно удался автору. Да и начало яркое: «без двадцати туман» - на улице ли туман? внутри ли? – какой простор для читательской мысли.
А вот в середине просело, по-моему.
АМ: С одной стороны немного больше игры слов, чем смыслов… Виртуозно написано, но... поэзия как катарсис – такого не наступило.

 
32 Дари-Экс Совсем не сон http://stihi.ru/2021/09/28/624

Падает ночь, разливает вокруг туман.
Джунгли остывшие жадно лакает тьма.
Это давно не рассвет и совсем не сон.
Я убегаю от зверя с твоим лицом.
Ветер поёт мне в затылок, мотив знаком.
Пахнет усталостью, гневом и молоком.

Шаг до обрыва.
Но только взлетаю вниз,
зверь мой устало командует:  обернись.
Пахнет победой  - он сделал игру свою.
Смотрит из глаз его некто - не узнаю.
В жёстком дыхании чувствую - всё, насквозь -
красным по белому.
Зверь разгрызает кость.

Глупый, теперь не догнать его, не обнять.
Все что останется - имя и небо над.
Именем кровь растекается по воде.
Истина в небе, светлеющем каждый день.
Это одно не меняется никогда.
Спи, мой зверюга, холодная кровь - вода.
 
АМ: Есть неплохие места, определенные находки.
МН: Ну, например – «пахнет усталостью, гневом и молоком». Но в целом, мне кажется, поэтическое воплощение не добавило плюсов повествованию. Быть может, это следовало написать в прозе.

 
33 Саша Неместный А. А. http://stihi.ru/2020/11/11/6189

Скорлупки, щепки, перья — ураганом,
Стальным дыханьем в небыль унесло.
О, ласточка, поющая осанну
Пред ястребом, развеявшим гнездо.

Следы птенца пропали за порогом,
Источник веры — верою иссяк.
И жмётся к стенам тюрем и острогов
Бескрылых птиц кладбищенский косяк.

А в синем море сети будут пусты,
А в чёрной речке будет вам улов:
Приедут в полночь чёрные маруси
И отвезут мужей в расстрельный ров.

И северное море неспокойно,
Молчит угрюмо Царскосельский сад.
У Петропавловской над колокольней
Пропавшие невидимо стоят.

Но ласточки летают между строчек,
Осипшим соловьём хрипят века,
Где неба чистый лист так непорочен,
Где зашифрован чернозём стиха,

Где слов простых остовы, как могилы,
И проступают годы на песке.
"А так как мне бумаги не хватило,
Я на твоём пишу черновике".
 
АМ: Хорошо написано.
МН: Птичья параллель, на мой взгляд, точна и очень удачна.
 

34 Яленка По венам Галатеи http://stihi.ru/2012/12/09/6200

  Не каждый руки пачкает о глину — ваять красу, увы, не всем дано.

    …Я стала самой близкой — половиной, а, может, третью — впрочем, всё равно.
Казалось, мы с тобою так похожи, но ты считал, что жизнь в меня вложил — и
спрашивал настойчивей и строже, а я тянулась из последних жил…

       Мне так хотелось быть самой собою — ведь окрики потворствуют рабам!
Но бес в крови тебя готовил к бою — не трубка мира, но беды труба!

       И зло срывалось, вылетая пулей, и стрелами разил меня твой гнев — не
замечал ты слёз моих и боли, того, как полыхала я в огне… Изваянная с
трепетом фигурка, я вспыхивала… Нежности глазурь подтаивала с беглостью
окурка… А ты не видел горькую слезу…

       И аура любви от криков сжалась, как лист, кукожась в пламени лихом… И
капала, стекая в пекло, жалость, хоть думать не хотелось о плохом…

       Не стала я твоею Галатеей… Распнули и распяли… Отсекли не лишнее, а
вынули из тела любовь к тебе. И вбили в душу клин…

       Не ведаю, лепил ли ты с натуры, по образу, наитию… как знать?.. Но нет
лица у сморщенной скульптуры… Разит, пугая, боли белизна… Фигурка прячет
лик за стылой маской — ведь на лице её застыла скорбь.

       Мечом по венам с глиною дамасской отныне колобродит боль. Не кровь…

 
АМ: Вечные истины. Тема художника и модели. Но, на мой взгляд, автор ничего нового в эту тему не привнёс.
МН: Пожалуй, соглашусь
 
35 Юлия Долгановских "а вы ловили бабочек на хуторе..." http://stihi.ru/2021/07/29/8209

а вы ловили бабочек на хуторе?
а мы её в пустой пока квартире
ловили, и, казалось, в целом мире
занятия важней и вовсе нет.

она была совсем уже не куколка,
и кукол мы ещё не завозили,
машинок и солдатиков, не жили,
а только настилали тут паркет.

не трогай пальцами — сказала я, а как же —
сказал ты, я ответила — пыльца
останется на пальцах, пилотажно
не вывести ей мёртвого кольца.

петли — поправил ты, и взял обломок
доски паркетной, и открыл окно,
и бабочка шестью ногами тонкими
на гладкое шагнула полотно.

и пол поплыл к пространству заоконному,
стена к стене, и затерялся вход,
и действиями в общем-то законными
мы уронили всё или вот-вот.

я отступила, белыми следами
покрылся тёмный пол. лети, лети,
лицом взрезая облака над нами,
сухое крылышко на нас облокотив.
 
АМ: к сожалению, абстрагироваться от смысла известного выражения «на хутор бабочек ловить» мне не удалось
МН: Явная несоразмерность предмета охоты и средств для нее используемых. Возможно, какая-то хитрая метафора.
АМ: Да нет, совсем не хитрая? Бабочка, наверное – любовь, семья, отношения такие же идеальные, красивые и такие же хрупкие, как это насекомое. А вся ее ловля – попытка построить эти отношения.
 
36 Лазоревка "Обманное" http://stihi.ru/2018/05/22/5838

В самообмане отступленья
и призрака покоя нет...
Сыграй мне, мальчик, во спасенье,
целуя плачущий кларнет.
Баюкай, бойся прикасаться,
вновь припадая – отвергай
с порывом вечного скитальца,
обретшего заветный край.
И я застыну сиротливо
подкидышем в гнездовье рук
и буду слушать, как пугливо
стихает звук…
 
АМ: Декаданс. Что-то в стиле Вертинского. Как раз недавно смотрели сериал: «целует пальцы», «в ресницах спит печаль» …
МН: Мне понравилось, как «пугливо стихает звук».

 
37 Зинаида Палайя "А небо всё-таки синее" http://stihi.ru/2019/10/14/7178

Как у двоешника тетрадный лист
во время контрольной девственно чист,
так пуст мой ум, если небо молчит,
и я растеряно развожу руками.

Как когда-то известный поэт шум
заговаривал, веря: «я распишусь»,
так и я заклинаю: «Боже, прошу
на бедность мою дай силы собрать камни».

Но, голос мой! что же ты подло так
выдаёшь неверие и бессилие?
Надо мною солнца медный пятак
смеётся – недобрый знак
…а небо такое синее!

МН: А кто, кстати, шум заговаривал? Мне про шум только у Сологуба что-то вспоминается. Лермонтов с шумом людским явно не подходит сюда.
АМ: Ой, кто так только не заговаривал)!
38 Иннайя "Женщины в Тёмном" http://stihi.ru/2018/03/01/8165

За окном темнота, хоть ты выколи глаз,
на окне занавеска из ситца…
Полночь… Дашка под свечкой рифмует рассказ…
Ей сегодня без рифмы не спится.      

…Хутор Тёмное, — пишет…, — он тёмный, как ночь.
В огородах брусника да ёлки,
в трёх дворах ить* народу всего — мать и дочь,
да зимой вот повадились волки.
Только смеркнется чуть, ихний слышится вой,
лезут в пу`ню и ломятся в сенцы,
а защиты от них, ну, совсем — никакой…
Мамка кажет, что волки, как немцы.
…Вот намедни с утра собралась я во двор,
чтоб козу подоить спозаранку,
в ши`бку глядь: …а худо`бу грызёт серый вор…
и я дверь зачини`ла на кля`мку.
Целый день опосля проживали беду,
мамка сделалась ши`бко больная.
До села бы сходить, да боюсь, не дойду,
потому не пойду никуда я…
ВСЁ!

Карандаш отложив, Дашка тянет к печи:
то ступни, то ладони, то спину…
А из трещин глядят на неё кирпичи,
как те зубы, что грызли скотину.
……………………………………………………………………

          — Как проехать в тот хутор, где темень да тишь?
          Мне бы Дарью увидеть хотелось.
          — Что?.. Ах, Дашку из Тёмного?.. Дааарью!.. Ты слышь!..
          А зачем она Вам… эта серость?

          — Говорят, что она — самобытный поэт.
          Это правда? Иль мнимая слава?
          — У товарища Компа спросите ответ,
          Я ведь лишь секретарь его. Клава.
 
АМ: Ничего не понял, но то что автор — «самобытный поэт», это точно).
МН: Лексика центрального фрагмента любопытна.
АМ: А мне показался любопытным фрагмент про Клаву и товарища Компа.
 

39 Хорошо Темперированный Клавир Разбудит голос http://stihi.ru/2021/07/05/3796

Разбудит голос,
Диалог случайный
Полуоткрытых грёз…
Стихает соло
Проскользнувшей тайны
Под перестук колёс,
Немного нервной,
Электрички сонной,
И в голубой разрез
Вплывают мерно
Пустыри и зоны
Под урожай чудес.
Там всё возможно,
И легко остаться,
В свои мечты врасти,
Но манит сложность
Отражений танца
Пути.

Подпрыгнем выше,
Оставляя сети
Нас затянувших троп.
Сигнал не слышен.
Переход не светит,
Хотя горит пестро.
Попутный ветер,
Паруса тугие…
Но кружевной мотив
Вновь строит сети,
Чтобы мы, другие,
Смогли себя найти…
Созревший колос
Рассыпает зёрна.
Не отпускает ритм.
За кадром – голос,
Золотым развёрнут,
Парит.

АМ: Обилие штампов несколько удручает…
МН: (молчит - соглашается)
 

40 Лайт Шейд Другой http://stihi.ru/2020/02/17/3681

Поклонники стираются с листа,
фортеция и грация не та,
дизайн ландшафтный – впору удавиться.
Все выстрелы, патроны холосты,
природа не потерпит пустоты,
но маркером очертятся границы.

Кому нужны гаремы эвридик?
вот здесь не стой, не думай, не ходи,
стена в контакте сложена иначе.
AnotherBrick, дистанционный квест,
смотри в экран, пока не надоест,
раскладывай по миру стены плача.

По белому чернилами. Итак:
ещё не вечер, не сожжён Рейхстаг,
и каждый фрик умытый, чистый, ясный.
нале... напра...
куда бы ты ни шла,
все ниши заняты, переработан шлак,
плывёт по ленте пушечное мясо.

Коронавирус без ножа не режь,
AnotherBrick, зияющая брешь,
и мост над бездной узенькой полоской,
идёшь туда, где не цветёт миндаль,
не спрашивай, не думай, не скандаль,
постелят мягко, спрашивая жёстко.

И если квест совсем невыносим,
произнеси волшебное "сим-сим",
вступи хотя бы в Орден тамплиеров,
храмовникам ни слова не пиши,
куда тебе до питерских вершин.
Сестра, молись.
А не поможет, веруй.

Сестра, молись.
А не поможет, веруй.


АМ: «Смешались в кучу кони, люди»…
Увы, мне этот квест не пройти).
Впрочем, последние две строки замечательные
 МН: Ну, есть и еще любопытные фрагменты. Параллели трех стен, например: одна - Вконтакте, вторая - пинкфлойдовская, третья - стена плача.
 
 
 
41 Борис Голубчик "Слышу" http://stihi.ru/2021/02/08/3640

Слышу.
Через окно, через дверь, через мокрую крышу.
Я тебя слышу.
Не повторяй моё имя
губами сухими.
Просто молчи, не давай ни малейшей надежды.
С радостным шорохом ваши сползают одежды.
Не говори со мной, ибо
ты сделала выбор:
Быть его рыбой.
Трофеем.
Добычей.
Уловом.
Я тебя слышу,
но не говори мне ни слова.

Вижу.
Сквозь ветер, сквозь тьму, сквозь кофейную жижу.
Я тебя вижу.
Ночь стюардессой баюкает как в самолёте.
Вы не уснёте.
Вот он идёт лабиринтом твоих подворотен.
Вот он скребёт языком о твоё перепутье.
Черт с вами! Будьте!
Вместе.
Раздельно.
Постельно.
Наивно.
Капризно.
Я тебя вижу,
но ты не смотри с укоризной.

Знаю.
Ты Маха, Афина, Венера, Юнона, Даная.
Я тебя знаю.
Как же мне жить ежедневно тебя забывая?

Я проглочу свою гордость...
Родная.
Родная.
Родная.

 МН: Здесь, наверное, слишком много чувств и эмоций. Даже строится стихотворение на глаголах чувственного восприятия – «слышу, вижу». И, пожалуй, эмоциональное начало преобладает над поэтическим.
АМ: Да, пожалуй.


42 Хелена Фисои непреодолимое стремление к совершенству http://stihi.ru/2021/05/03/6869

Эркюль Пуаро не верит в мир
Эркюль Пуаро не верит в войну
Он так устал от людей
Что поселился на станции «Мир»
Вложив в это последнее путешествие все свои сбережения
А черт с ним с названием –
Думает он, засыпая на накрахмаленной простыне
На двух совершенно одинаковых подушках
идеально подровняв на ночь накрашенные усы (непреодолимое стремление к совершенству)
и аккуратно положив маленькую серебряную расчёсочку рядом на столик
Приняв немножко опиума для цветных сновидений
Улыбается
Считает сто одинаковых барашков
Теперь все хорошо
Все в порядке
Все в совершенном порядке –  думаетЭркюль Пуаро
Он разговаривает с Богом
Нашел себе друга
Нашёл себе равного
Эркюль Пуаро не всегда и не совсем понимает Бога
Но это его, как ни странно, не тревожит
Он не задает вопросов
Не ищет ответов
Просто улыбается и считает своих ухоженных
одинаковых барашков
А станция "Мир" бороздит черный бесконечный поющий космос
Звезды рождаются и умирают
Взрываются и остывают
Эркюль Пуаро засыпает
Бог целует его в лоб
и улыбается
Теперь Бог совершенно спокоен
АМ: Идея понятна. Исполнение интересное. В целом неплохой стих. Не хватило какой-то «живинки», что ли.
МН: Это отчасти обратно предыдущему: там буря, ураган, здесь всё тщательно разложено по полочкам. А хочется золотой середины. Кстати, выбор героя удачен.

43 Ольга Вирязова Там было сладости чуть чуть... http://stihi.ru/2021/09/06/471

Там было сладости чуть чуть
а больше чёрствости и жара
японский дом бумажный труд
жужжание ничто не даром

оттуда падает гнездо
и звёзды острые как пчёлы
приносят прошлогодний зной
из областей сегодня чёрных

нет это осы по дуге
своё обожествляют солнце
поскольку солнце вещь в себе
оса в руке нисколько вовсе

и чем держалась высота
когда её задели пальцем
летит галактика пуста
ничья пустая и слепая

поток запутанных частиц
осиный космос эта тонкость
осенний космос смотрит вниз
в свою подзорную воронку
МН: Неординарные метафоры. Очень понравился осенний космос
АМ: А мне «подзорная воронка».

Наш выбор:
01 Татьяна Воронова 6 Венеция http://stihi.ru/2021/03/13/317
     02 Елена Наильевна Икарус http://stihi.ru/2021/08/25/5580
09 Сергей Герасимов Стихи Горечь грейпфрута http://stihi.ru/2020/01/22/4911
     10 Алексей Ленивец Лопата http://stihi.ru/2021/06/08/5800
13 Дмитрий Близнюк полет пули http://stihi.ru/2018/01/28/7172
15 Речная Нимфа Единичка http://stihi.ru/2021/08/24/4882
18 Вероника Трунова Заснежило внезапно так http://stihi.ru/2020/03/07/8736
19 Зиновий Антонов дом http://stihi.ru/2018/05/25/8299
20 Евгений Овсянников дышите http://stihi.ru/2021/09/18/562
22 Максим Кушанов Отголосками http://stihi.ru/2021/09/17/7719
25 Александр Крупинин Я не забуду тебя, Крысуля http://stihi.ru/2021/09/23/7381
27 Ульяна Валерьевна Чёрно-белый верлибр http://stihi.ru/rec.html?2021/09/27/2423,
28 Берта До ласточка http://stihi.ru/2021/10/08/7038
30 Александра Герасимова так наступают стихи веры павловой http://stihi.ru/2021/10/15/843
43 Ольга Вирязова Там было сладости чуть чуть... http://stihi.ru/2021/09/06/471

О наших экспертах
Марина Намис родилась в Белоруссии, выросла в Тульской области. Проживает в Тульской области. Образование экономическое. Лауреат международных литературных конкурсов "45-й калибр" имени Георгия Яропольского , «Кубок мира по русской поэзии», «Чемпионата Балтии», Призер Международного Грушинского Интернет-Конкурса 2019г.. Печаталась в интернет-издании «45-я параллель», в альманахе «Южное сияние», журналах «Этажи», «Литературный Иерусалим». Автор двух поэтических книг – «От августа до августа» и «За талой тишиной». http://stihi.ru/avtor/vpolete
Андрей Мартынов родился и вырос в Москве. По образованию музыкант. Стихи писать начал в 2011 году. Печатался в сетевых журналах. Издал книгу стихов. Последние несколько лет живу за городом с женой и котом. http://stihi.ru/avtor/andmar57