Голосование - 85 конкурс На досуге

Маллар Ме
Друзья, приступим к голосованию!

    У нас количество участников достигло 15, обратите внимание на рекомендации к оценкам! Они изменились!

   Голосование ПРОСТОЕ, приносящее удовольствие, потому что БЕЗ КРИТИКИ, все замечания уже были высказаны. Всем спасибо за активное участие в совместном творчестве! Приветствуем новых участников! Внимательно ознакомьтесь с условиями голосования. Оно в принципе имеет совершенно другой подход, чем обычно:

1. Голосование проходит открыто. Участник знакомится со всеми произведениями с целью отметить ДОСТОИНСТВА каждого из них, а для этого нужно определить И ОЦЕНИТЬ:

 -  раскрытие темы (даже если она несколько в другом ракурсе, чем можно себе представить): полно, глубоко, оригинально, ёмко, афористично.
 - насколько правильно соблюдена форма поэтического произведения и насколько она оригинальна сама по себе
 - насколько богаты и оригинальны образы, и какие применены стилистические приёмы их подачи и раскрытия.
 - гладкость речи: насколько легко читается данное произведение, на одном ли дыхании
 - насколько приятен слог, стиль поэтического произведения, и насколько он соответствует содержанию
 - богатые рифмы: разные, составные, авторские, поддерживаются ли они ещё внутренней рифмой иногда в строке, звуковой аллитерацией и ассонансами соседних слов
 - смысловая насыщенность и афористичность, после чтения хочется размышлять и рассуждать и в то же время текст произведения не сухой, а живой, он продолжает жить в нашей памяти, будоража мысли и чувства!

(Для удобства и наглядности можно кратко отметить, что положительного найдено в каждом произведении, ВОЗДЕРЖИВАЙТЕСЬ ОТ КРИТИКИ. Вся критика осталась на этапе работы над текстами)

Внимание!
Если автор голосует на основании критики, а не по перечислению достоинств, его оценки не будут приняты! Ставим оценку только за наличие достоинств и не уменьшаем её из-за недостатков!!!

2. Далее, каждому произведению даётся любое количество баллов от 1-10 (на этот раз не допустимы десятичные значения после запятой, оценки имеют предел: не ниже 1 и не выше 10!!!), в зависимости от того, сколько найдено ДОСТОИНСТВ и конечно же - насколько произведение понравилось само по себе, что не менее важно, НО ПОСЛЕДНЕГО КРИТЕРИЯ ПРИ ГОЛОСОВАНИИ БУДЕТ НЕДОСТАТОЧНО!
Всем критикам сего проекта просьба обратить внимание, что находить недостатки умеют многие,а вот НАЙТИ достоинства даже в не очень понравившемся произведении - могут единицы!

Просьба голосовать без оглядки друг на друга! Все мы учимся и не всегда у нас получается всё и сразу! ДАВАЙТЕ ЖЕ БУДЕМ РАДОВАТЬСЯ УСПЕХАМ ДРУГИХ, ЕСЛИ У КОГО-ТО ЧТО-ТО ПОЛУЧИЛОСЬ СЕГОДНЯ ЛУЧШЕ! ЭТО НАША ЦЕЛЬ! Только так мы получим радость от творческого процесса И ТОГДА будем радовать друг друга.

ВНИМАНИЕ!

Все оценки не должны быть одинаковыми!  Оценки от 1 до 10!!!!!

 Все оценки не могут быть ниже середины оценочной шкалы !!!

Если ВСЕ оценки от одного участника не превышают 5 баллов - голосование не будет принято!

Принимаем оценки БЕЗ десятичных значений после запятой! Упростим задачу голосования и процесс подведения итогов!!! Если будут  поданы оценки с десятичными дробями - ведущая будет округлять значения в сторону большего или меньшего числа. Например, 4,5= 4; а 4,6= 5

Если какой участник не хочет оценивать какое-нибудь произведение, или два, по личным причинам, может поставить прочерк. В таком случае автор произведения получит 5 баллов за свою работу. Но лучше прощать обиды.

Не критикуем оценки голосующего! Проявляем доверие и сохраняем спокойную обстановку!
_____________________________________________________

ЗАМЕЧАНИЯ И КРИТИКА В ЗАПРЕТЕ В ПРОЦЕССЕ ГОЛОСОВАНИЯ!
______________________________________________________

И ещё, ВАЖНО БЫТЬ ГОТОВЫМ ОТВЕТИТЬ, А ЗА ЧТО ВЫ ПОСТАВИЛИ ТАКУЮ ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ, ЧТО ОСОБЕННОГО ВЫ НАШЛИ В ДАННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. Будем учиться видеть достоинства, анализ недостатков оставим для других проектов! Кстати, практика показала, что увидеть достоинства гораздо сложнее, чем недостатки! И потом, они, недостатки, мешают, ибо бросаются в глаза. Но на них на данном этапе закрываем глаза, и они НЕ ВЛИЯЮТ НА НАШУ ОЦЕНКУ!

3. Можно голосовать и за себя (если хотите сохранить анонимность), только эти оценки не будут засчитываться.

4. Стихотворение того, кто не проголосовал, снимается, к сожалению, с конкурса.
Произведения авторов, которые критикуют голосование других и после замечаний в их адрес не останавливаются - будут сняты с конкурса!

5. Обратите внимание, что сроки сжатые. Это Блиц конкурс! Проходит каждую неделю. Голосуйте вовремя. Если исчезла рецензия с голосованием - повторяйте оценки под любой другой. Ведущая примет.

    Голосование до 24.00 понедельника (13 декабря)!

Образец  (БЕЗ ДЕСЯТИЧНЫХ ДОЛЕЙ, ПОЖАЛУЙСТА!)

№1 - 10 баллов  (комментарий)
№2 - 4 балла  (комментарий)
№3 - 5 баллов  (комментарий)
№4 - 7 баллов ...
и так далее

В помощь ведущей можно продублировать список оценок без комментариев.

В ходе голосования Ваше мнение может поменяться, поэтому Вы имеете право изменить свой шорт до конца голосования.

Итак, приступим! В списке стихов авторы условно не указаны. Статья с приёмом стихов временно удалена для того, чтобы не было отвлечения на ненужное. Пусть обсуждаются только стихи: прекрасные и замечательные, наивные, глубокие, лёгкие и искренние, удивительные и жизненные.

Ставим оценки за НАЙДЕННЫЕ ДОСТОИНСТВА, а не за недостатки! Помним об этом! Если голосование будет на основании критики, и на просьбу ведущей, не будет произведено изменений, такое голосование не будет засчитано! Будьте внимательны!

Напоминаем, что тема нашего 85-го Конкурса на досуге:

        Qui proficit in litteris, sed deficit in moribus, plus deficit, quam proficit –
 КТО УСПЕВАЕТ В НАУКАХ, НО ОТСТАЁТ В НРАВАХ, ТОТ БОЛЬШЕ ОТСТАЁТ, НЕЖЕЛИ УСПЕВАЕТ
            
1. Правда

                Первый признак порчи общественных нравов —
                это исчезновение правды.
                /Мишель де Монтень/

Куда исчезла правда?
Брехливый телевизор
Наполнен нынче ядом
И наглостью девизов.

А мы безбожно верим,
И ум не ошарашен.
Как глупость-то измерить?
Как, чью? Конечно, нашу!

Упорно правду ищем,
Как будто ключ от рая.
Без кривды — скукотища,
Вот все и привирают.

Бывает, правда вышла.
Куда её приладить?
И выглядит-то лишней,
И говорит нескладно.

Идёт с лицом помятым,
Сама себе не рада.
Разбитой, грязной, клятой
Нужна тебе та правда?


2. О времена, о нравы...

В считалочке Булата Окуджавы:
"Что ни век - всё те же нравы..."
Но не всегда мы в убежденьях правы,
И вечен в заблужденьях человек -
И нравы новые приносит новый век.

И эти нравы подлы и кровавы.
А президенты, как и их державы
Не ищут для своих народов славы,
А ищут для себя... Им наплевать на всех!
Но истина исходит из прорех.


3. Адамово

Мечтала жизнь и приползло
Змеёй в натуре,
И ели мы добро и зло
В зверинной шкуре.

Один рождённый нами вдруг
Убил другого,
Но был надеждой демиург
В мечте убогой.

Чтоб камнем не пойти ко дну,
Я много делал,
Но в результате потонул
В подшкурных недрах.

Сковали цепи ковачей
И я не выжил,
А шкура — прыгнула в ковчег
И вышла рыжей.

И уцелевшее моё
За нравом прячась,
Родило гибкое враньё,
Смеясь в горячке.

Раз пять в миру её закон
Меня восставил,
Я поднимаюсь высоко
И гасну в славе.


4. Пир на весь мир

         "... рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы
          будете томиться жаждою; ;; рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде;
          рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной
          скорби и рыдать от сокрушения духа." /Книга Исайи 65:13-14/

Можно умереть на пире от голода...
Точку поставить? Обойтись вопросом?
Чтобы согласиться, представить просто:
Руки связаны по любому поводу.

И вот, настоящие танта'ловы муки:
Губы вытягиваешь, тянешься, тянешься,
Да, картина неприглядная – та ещё.
А ты не ребёнок, и не взять на поруки.

Отвергаешь давно своё ученичество,
Считаешь, в состоянии сделать, если б
Не связаны руки были бесчестьем,
А также гордыней Твоего Величества.

Глаза всё видят, и язык развязан,
Всегда болтает о чём не попадя,
О прогрессе, политике, и не без ропота,
А ещё о какой-то мерзкой заразе.

А запахи рядом – вкусные, разные,
Дразнят и голову заманчиво кружат:
Вот оно, счастье сладкое – ну же,
Вкуси, но усилия снова напрасны...

А вот и горячее чувство Верность,
Рядом с нею и чья-то Преданность.
Увы, они тобой не изведаны,
Потому что других предаёшь первым.

Предал и забыл, в оправданьях запутался,
И путы твои на тебе остались.
Но каждый раз, когда удавкою жали,
Тебе становилось от этого муторно.

Никого не вини в своей несвободе.
Освободиться хочешь, проси кого-нибудь
Руки развязать не больно, тихонечко.
Кто умеет, поможет, не будет против!


5. Знаки поступи...

                "Какова бы ни была обувь - остаётся поступь".
                Марина Цветаева. из "Повести о Сонечке"

Наша поступь выдаёт нрав:
Босиком идти коль вле-ком, --
Ты с Природой близко зна-ком.
Даже больше значит: с ней -- прав!

И на заячий похож след,
Раз петлял кривым ты пу-тём,
Избегая всех больных тем
И не видя вдалеке свет.

Поступь лёгкая -- полёт птиц:
Не втоптал такой себя в путь,
А примял его слегка, чуть --
На исходе чтоб упасть -- ниц.

Обувь выбери по но-ге:
Чтоб не тёрли бы её швы,
Да с Историей будь на "Вы":
Неизменен у неё герб.

Поступь трудная у ве-ков...
Проверяется Добро -- Злом.
Совершается и раз-лом...
От земных зависим о-ков.

И сними же обувь сво-ю,
Если чувствуешь: несёшь боль.
Оцени земную ю-доль,
Балансируя на кра-ю.


6. Откровенный разговор с Предком

               Qui proficit in litteris, sed deficit in
                moribus, plus deficit, quam proficit –
               Кто успевает в науках, но отстаёт в нравах, тот
               больше отстаёт, нежели успевает /лат./

Мы шли дорогой прежних славных вех
В надежде: станет электронный век
Расцветом всех наук… но люди те же:
Без Бога слаб и грешен человек.

С годами честь и ум встречались реже,
А чаще – зло вельможного невежи.
И даже те, кто заходил в ковчег,
Несли в себе неверный старый стержень.

При виде крови ощущая дрожь,
Ты скажешь: Боже, всё одно и то же!
Здоровьем хоть гордыню их не множь…
Доколе – власть одних и тех же рож?

На месте правды процветает ложь.
Ах, Ной! Ты раньше знал, кого берёшь?


7. Беглянка

       Первый признак порчи общественных нравов – это исчезновение правды.
                /Мишель де Монтень/

Где ищет правда свой приют?
Печальней нет утраты.
Одни о ней тревогу бьют,
другие – страшно рады.
Известны в розыске давно
особые приметы:
такая худенькая, но
в глазах горят рассветы.

А впрочем, надо ли искать?
Блистают ложь и кривда.
А с голой правдою – тоска
от серенького вида.
Нещадно выпита до дна
десятками ротаций,
она невзрачна и бледна:
и как тут не шататься...

Цветут беспечно фальшь и блуд,
двуликие стандарты.
У пышной лжи характер лют,
да речи благодатны:
мёд уст изменницы-жены...
А будет ли отрадно,
когда найдём пропажу мы –
бесхитростную правду...

Прикрыв лохмотьями черты,
скитается по свету
она, чьи помыслы чисты,
а вслед летят наветы.
Горит огонь в её груди.
Беглянка притомилась,
гадая, что там, впереди:
Голгофа или милость...


8. О, времена! О, нравы!

                O tempora! O mores! (лат. О, времена! О, нравы!)
                /Марк Туллий Цицерон/

Когда-то не было причины
Гадать, где дамы, где мужчины.
А в наше время всё "прекрасно":
В двух метрах ничего неясно!

Сказала как-то на вокзале
Мужчине (вместе поезд ждали):
- У парня, что вон там стоит,
Не правда ль, очень странный вид? -

- Позвольте мне не согласиться,
Но там не парень, а девица!
Увидеть парня б там не прочь,
Но это мне родная дочь!

Смутилась я невероятно,
Неловко было, неприятно:
- Простите, не предполагала,
Что рядом я с отцом стояла! -

- С чего могли вы это взять?
Какой отец! Ведь я же мать!

 
9. О временах

В пещере жил охотник знатный Хрем.
Он мамонта добыть мог без проблем!
Но у Бондюга хижина была
Получше, и к нему жена ушла!

О времена! О нравы!
Как жить здесь не понятно!
Кому-то всё забавы,
Кому-то боль! Занятно…

Народ ликует – заговор раскрыт!
Из Рима Катилина прочь бежит. *
Но как же мог он столько долгих лет
Быть претором, кровавый ставя след?! **

О времена! О нравы!
Как жить здесь не понятно!
Кому-то всё забавы,
Кому-то боль! Занятно…

Как интересно! Можно выбрать пол!
Уходит из-под ног привычный пол!
Родитель раз, два, три, а может, пять?
Куда же дальше?... Будем наблюдать!

О времена! О нравы!
Как жить здесь не понятно!
Кому-то всё забавы,
Кому-то боль! Занятно…

Из века в век нас время удивит,
Но в церкви всё же свечечка горит…
Даёт пока Господь свободу нам,
И путь свой каждый выбирает сам!
______________
*Катилина – Рим, I в. до н.э. политический деятель, претор, глава заговора против республиканского строя
**прЕтор – должностное лицо в Римской республике


10. Сказка

    Quae fuerant vitia, mores sunt "Что было пороками, то теперь вошло в нравы"
                /Сенека, "Письма", 39/

В тридевятом царстве,
В некоем государстве
Просто люди жили,
Просто люди были.
Не было ни нравов,
Ни судов, ни правых,
Люди не смотрели
(Просто пили-ели)
На царей причуды,
Вместе ждали чуда.
В старой, детской сказке
О коне-Савраске
Потерпел фиаско
Кащей с иглой и в маске.
И Яга, что в ступе,
Став для всех доступней,
Улетела с Лешим -
Иван затылок чешет...
В жизни: если сказка-
Только для отмазки.
Для всех вопрос простой:
Где взять яйцо с иглой?


11. Куда идем

Век технологий — время вырожденья,
Мораль и честь исчезли второпях,
Забравшись на последние ступени,
Душою стали словно Анидаг.

Развитие, как звенья у брегета,
Потянешь и столетия на слом,
Нет Галилея с мудрым Архимедом,
Забыт Коперник, гений-астроном.

Век тридцать третий: Кожа из пластмассы,
А вместо сердца кремниевый сплав,
Не вырезают больше метастазы,
У роботов совсем другой состав.

Мораль и честь, как шов кирпичной кладки,
Который стал ненужным для людей,
У роботов проблемы с подзарядкой
И в интернете с выбором сетей.

В оперативной памяти машинной
Порядочность не сыщется нигде,
Наверное, на это есть причины
У классов и подвидов у людей.

Упадок нравов, век лоботомии,
Куда мы в эволюции идем:
Крылатые, стальные, неземные,
В эпохах заблудившийся фантом.


12.   По мотивам спектакля.

                "Что не век- то те же нравы, ухищренья и дела.."
                /Булат Окуджава/

Ах, Анна!Право, молодец,
ведь ситуация - пипец!
В соседних комнатах, уже -
муж и любовник в неглиже.

Заметим, что французский фарс
так рассмешить сумел и нас.
Ведь право же, признаюсь снова -
что ситуация знакома.

Не в первый раз, и не в последний
кричу тебе:"Атас!" за дверью.
Но мне, мой милый, наплевать -
лишь затащить тебя в кровать.

Влюблённым - море по колено,
что мезальянс им, что измена.
Ведь если, милый, любишь флирт -
люби и саночки возить!

Ах, Анна! Молодец, однако!
сумела так всё разрулить,
что и любовник, как собака,
не помешает дальше жить.


13. Амрикан

Я узнал, наконец, что и мне полагается виза,
Чтоб покинуть Кабул до того, как придёт Талибан,
Знаешь, мне повезло, и под видом простого круиза,
Я решил, что уеду навек, навсегда, в Амрикан.

Но когда я пришёл в сифарат получать те бумаги,
То увидел в фойе на стене телевизор, экран,
А на нём CNN, передача про город во мраке
В той стране, куда я собирался давно, в Амрикан.

Там был мир небоскрёбов, электромобилей и «Шаттлов»,
Но ещё я увидел такое, спаси, о Аллах,
Нищету и убожество многих нью-йоркских кварталов,
Бандитизм и, рождённые ими, тревоги и страх.

Однополые браки, которые мы осуждаем,
Наркомания, пьянство, всё то, что конечно, харам,
И грехи, о которых мы даже не предполагаем,
Стали нормой в стране, что зовётся у нас Амрикан.

Мир богатых и бедных, где бедные лишь биомасса
И рабсила для кучки хозяев, что властвуют тут,
Я не понял, как после правдивого, в общем, рассказа,
О стране этой грезят и даже мечтою зовут.

Нам Аллах заповедал, что все мы единая умма,
Так в аятах нам всем говорит благородный Коран,
А у них, знаешь, люди не этнос и даже не сумма,
Разъедает расизм ту большую страну Амрикан.

Я отвечу послу: «ташакур», мол, «спасибо, не надо»,
Я останусь в стране, где родился, где дом мой родной,
Пусть сегодня порою слышна за окном канонада,
Верю всё ж, воцарятся когда-нибудь мир и покой.


14. декабрь

     "Я всегда так любовался ясными звездами, их дивным светом! Сам я никогда не мог
          светить, как они, хотя стремился к этому всем сердцем".
                /"Старый уличный фонарь". Ганс Христиан Андерсен/

декабрь… заме'жек у реки… *
сугробы по-мужски крепки.
под индевелой коркой — вата
неясных мыслей и тоски,
хандры и грусти горьковатой.

на тихой улице, как встарь,
зажжён проветренный фонарь. *
ночь бредит пламенем шамира. *
пронзается немая хмарь
холодным лезвием шамшира.

и грезится уютный дом,
свеча в подсвечнике витом,
живая пастораль Прованса,
поэт (прозаик ли), притом
невольник он стихов и стансов:

да, "распростёрты небеса, как тонкая завеса,"
над человеческой судьбой "раскинуты шатром". *
и бьётся правда куржаком по кромке волнореза,
когда обмана полубред безумствует кругом…

и льётся, льётся тихий свет.
— мечты? Всё выдумка?
— Нет-нет,
в словах до времени забытых
отцов и прадедов завет,
огонь и таинство сокрыты…
________
* Заме'жек — Ещё не замежёванная полянка.)))
* "Старый уличный фонарь". Ганс Христиан Андерсен. "Я проветрю твой череп, да так, что ты не только будешь ясно и точно помнить всё, что когда-либо слышал и видел сам, но увидишь собственными глазами то, что будут рассказывать или читать при тебе другие, — вот какая у тебя будет свежая голова!"
* Шамир — "алмаз, драгоценный камень". Из др. еврейск. samir "алмаз" см. П. Кассель, Schamir, Эрфурт, 1854, цит. по Мазону.
(Возможно именно алмаз использовался при строительстве Соломонова Храма. Авт.))).
* Шамшир — Не секира, но что-то похожее.)))
* Исаия, 8-ой век до н.э.


15. Формы жизни

Различны “формы жизни” у людей:
Поесть, попить, поспать (а как иначе?);
Решать в четыре действия задачи
Карьеры, быта – с помощью локтей

И быстрых ног, смекалки, языка
И связей нужных или неизбежных.
А я всегда испытываю нежность
Когда зима за окнами, снега -

А мы вдвоем пьем чай ли, говорим
О книгах новых, тайнах бытия ли,
Молчим ли - в этом высшем идеале
Любви и мудрой общности следим

Как снег летит, как старимся - молчим …
Я завтра снова выйду в мир, где люди
Другим не братья - недруги и судьи;
Где боли страх, увы, не излечим;

Где глупость – знак присутствия ума;
Где ум никак не может разобраться:
Важнее быть иль все-таки казаться;
Где солнце как незрелая хурма

И светит всем; где ветры перемен
Даруют радость, горе и напасти;
Где нравы править, верю, в Божьей власти;
Где брал фонарь напрасно Диоген.

А снег идет* – cеребряный мотив
Звучит в пространствах памяти и счастья,
И знаю я: с умом, но без участья
Души - не люди мы и мир паршив.
________
* аллюзия на одноименную песню Андрея Эшпая на стихи Евгения Евтушенко

__________________________________

Иллюстрация: Художник Джеффри Батчелор

Ведущая конкурса: Татьяна Игнатова