По конкурсу- Магия черного цвета

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2021/11/26/3600 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2021/12/12/6050 - Итоги конкурса

Для успеха в конкурсе требовались стихи, содержание которых посвящено черному цвету, например, чтобы они были решены в форме поэтического пейзажа ночи в городе или на природе. Годились и стихи, написанные в жанре рассказа или лирики (философской, гражданской, интимной, религиозной), где упоминание черного цвета является основополагающей, а не случайной деталью, то есть, где черное играет главную роль в сюжете стихов. З0 заявок (а я в этот раз сама ограничила число участников только до 30!) я приняла всего за 6 дней: конкурс вызвал большой интерес. И, что особенно удивительно, большинство его стихотворений порадовали меня своей интересной формой и хорошим качеством.

(Неужели мне теперь придется затевать тему следующего конкурса "Магия белого цвета"? Напишите...)

Самыми интересными стихами этого пакета мне хочется поделиться с читателями данной статьи.

**********************************************

1. НОЧЬ НА МОСКВЕ-РЕКЕ. ГЕОРГИЙ БУЛЫЧЕВ

Пьянит, как шампанское мадам Клико,
И также бодрит, не даёт покоя,
Запах сирени с набережных Лужников,
Плывущий над спящей Москвою-рекою.

Где-то перемигиваются катера,
За рекой подсвечиваются высотки,
Вечер затихает, уходя во вчера,
Ночь приходит девочкой, тихой и кроткой.

Тишина такая - слышится пульса стук,
Птицы умолкли, отоспаться надо им,
Лишь баржа о берег стучится, и этот звук
Кажется в безмолвии  канонадою.
001 010 100 10 1
10010  0010 100
010 010 010 010 1
100 0100 00100
В серебристых полосах фарватер реки,
В серебристых отблесках макушки зданий,
Спят, укрывшись дымкою, Лужники,
Снятся им прошедшие состязания.
0010 001 010 01
0010 100 010 10
1 010 100 001
10 0 0100 00100
Я гуляю, вдыхая ночной аромат,
Голова пуста и думать не хочется...
Плыть и плыть бы в прошлое лет в  тридцать назад,
Убегая от старости и одиночества.

Ритмика стихов напоминает ритмику Маяковского. Они написаны в акцентной  системе стихосложения и представляют собой  4-х Иктовый акцентный стих, в нескольких строках звучащий как 5-и Иктовый. Это сложная, непривычная многим система стихосложения, вероятно, и смутила наших членов жюри, решивших, видимо, что здесь присутствует ритмическая ошибка исполнения и не захотели со сложной формой связываться. А связываться и разбираться, когда есть сомнения, очень полезно. Я в сомнительных случаях не ленюсь расписывать звуковую схему и не торопиться отбрасывать стихи, пока до конца не выясню их структуру. Звучит стихотворение хорошо - "брутально" звучит! - и восприятию стихов его кажущаяся аритмия нисколько не мешает. Хотя здесь и не урегулированный акцентный. А содержание стихов мне просто понравилось: очень зримая картинка ночной Москвы получилась, где есть масса удачных авторских находок без каких-либо надуманных украшений речи: "Вечер затихает, уходя во вчера, ночь приходит девочкой, тихой и кроткой". Или: "Птицы умолкли, отоспаться надо им". Или: "В серебристых полосах фарватер реки, в серебристых отблесках макушки зданий". Да все строчки здесь хороши! Особенно концовка, превратившая обычный пейзаж в психологическую лирику: "Я гуляю, вдыхая ночной аромат, голова пуста и думать не хочется... Плыть и плыть бы в прошлое лет в  тридцать назад, убегая от старости и одиночества".

2. НОЧЬ. РЬ ГОЛОД

Рисуют листья кружевную тень,
И тень от путника с древесной тенью слита,
Струится солнце, сквозь такое сито,
Процеживает до последней капли день.

Как сладок отдых около корней,
Пока дорога в стороне забыта,
Рисует небо ласточку в зените,
Да НЕТУ  сил, чтоб наблюдать за ней.

Приди же, ночь, и затопи мой путь
Струями тёмными, невиданным покоем,
Из звёзд воздвигни зеркало такое,
Чтобы я смог сам на себя взглянуть.

Удивительно, насколько выбор ритмики изменяет общее ощущение от стихотворения! Здесь, в отличие от предыдущего, все написано очень по-женски:  мелодичная убаюкивающая строфа пятистопного ямба с охватной рифмовкой помогает передать  благоговейное  упоение персонажа ночью и его поэтичные воззвания к ночи - красивые и отстраненные: "Приди же, ночь, и затопи мой путь... Из звёзд воздвигни зеркало такое, чтобы я смог сам на себя взглянуть." Красивые стихи, и образ там найден интересный - "струится солнце, сквозь такое сито, процеживает до последней капли день". Только по содержанию они почти ни о чем, в них больше фантазии и красот, чем открытий лично пережитого. Но и такие стихи нам тоже нужны. Я бы только при выборе столь возвышенного стиля речи, здесь точно не стала бы употреблять заниженное "нету" вместо "нет".

3. КОГДА... ОЛЬГА ГРУБСКАЯ
 
Когда вдруг понимаешь: «Всё не то!»
И в облачное кутаясь пальто,
Уходишь в ночь, где неба решето
Роняет дождь.
Когда совсем не хочется назад,
Туда, где  кто-то очень-очень рад
Тебе... А выбираешь листопад
И веток дрожь.

Когда чернеет неба бирюза
И вслед глядят с надеждою глаза,
Но  «Да!» - не получается сказать,
Душа молчит.
Когда тебе  не терпится - вперёд,
Пусть ест сомненье, неизвестность жжёт
И непонятно: что же поворот
Таит в ночи...

К чему сомненья — сделан первый шаг.
Вернувшись,  не получится никак,
Меняя свет в душе на полумрак,
Вновь делать вид...                холостая  рифма

Классическая рифмовка восьмистрочника с мужскими рифмами ааасвввс, где с - короткая строка, выполнена с небольшой погрешностью: во-первых, для прочтения неудобна строка: "Тебе... А выбираешь листопад" -  она годится по длине, по ритмике, но по смыслу после "тебе" мы делаем смысловую паузу, отчего становится слышно, что это слово, ни с чем не срифмованное, звучит как холостая рифма (хотя там рифма и не предполагалась по структуре). Во-вторых, концовка представляет собой только половину строфы - катрен, где последняя строка "вновь делать вид" вообще осталась без рифмы. Сюда бы хотя бы вместо "вид" найти слово с рифментом на ЧИ" (молчит-ночи-...чи). Что касается содержания - это отличные стихи! Они - не пейзаж ночи, а интимная лирика, но именно черный цвет в них очень важный элемент сюжета: персонаж "уходит в ночь" психологически, потому что для него наступает время, когда "неизвестность жжёт и непонятно: что же поворот таит в ночи...". И еще потому, что им уже "сделан первый шаг", отчего "вернувшись, не получится никак, меняя свет в душе на полумрак вновь делать вид....".

5. БЕССОННИЦА. ТАТЬЯНА АСТАФЬЕВА

Ночь осторожно укутала в РОЗОВЫЙ бархат
С неба упавшие в реку усталые звезды.
Лунные блики, запутавшись в пихтовых лапах,
Шепчут тихонько, что мне их рассматривать поздно -
Это бессонница сыплет монетой разменной,
Все наполняет тягучей и сонной истомой,
Но отвергает возможность парить по Вселенной
В медленных снах на Судьбы распростертых ладонях.
Ночь, истекая прозрачным сиропом рассвета,
Скрыла бессонницу в рыхлой пыльце перламутра
И предложила со щедростью пару рецептов
Жить без неё. Но не спится мне в летнее утро…

Чистый и очень образный ночной пейзаж со множеством красивых сравнений и метафор: "лунные блики, запутавшись в пихтовых лапах", "бессонница сыплет монетой разменной", "ночь, истекая прозрачным сиропом рассвета". Что в этих стихах главное - мне трудно сказать. Но написано очень красиво!! Вот только я не поняла,  почему ночью (не утром, не вечером) бархат  РОЗОВЫЙ?

7. ЧЁРНЫЙ КОТ. ЛЕНА ОЛИВВЛА   

Дождался ночи. Выбрался на крышу,
С луной хотел побыть наедине.
Шуршат почти неслышно где-то мыши.
В соседнем доме тусклый свет в окне.

А сквозь стекло ухоженная кошка
Без интереса смотрит на меня.
На лапах будто белые сапожки,
Вся в пятнах цвета солнца и огня.

Мы с темнотой слилИсь одним окрасом,
Мне на охоту, кажется, пора.
И, подмигнув соседке жёлтым глазом,
Я покидаю крышу до утра.

В ночи меня прохожий не заметит,
И не горят сегодня фонари.
По чёрной шерсти гладит стылый ветер -
Он спутник мой до утренней зари.

Здесь вообще не пейзаж,  жанр совсем другой - рассказ о черном коте, гуляющем ночью, написанный от лица самого кота. Замечательно правильный литературный язык, правильное построение всех предложений - без инверсий и прочих вывертов языка "под нужный размер". Такая легкость и чистота языка стихов всегда выгодно отличает мастера от любителя сочинять в рифму. И удачных строчек много: "сквозь стекло ухоженная кошка без интереса смотрит на меня", "вся в пятнах цвета солнца и огня", "мы с темнотой слились одним окрасом", "по чёрной шерсти гладит стылый ветер". Мне очень нравятся эти стихи.

8. МОЙ ВОЗРАСТ - НОЯБРЬ. ЕЛЕНА ГРАФСКАЯ 3 
 
Даю стихи не в авторской записи, а в метрике, чтобы показать структуру их строфы. Кстати на конкурс (или хотя бы для себя, перед подачей на конкурс, всегда полезно посмотреть свою запись в метрике - до рифмы, чтобы увидеть структуры строф. Именно метрическая запись  помогла мне  здесь увидеть досадную потерю рифмы "строго - время".

Мой возраст - ноябрь, всё скупо и СТРОГО
по заданной схеме уходит в закат,
где робких глаголов прошедшее ВРЕМЯ,       
где первые снеги и сумрачный сад.

Где день - словно прочерк, где день - между прочим
упроченно-тёмным с утра до зари,
где вязкие ночи, тоскливые ночи,
глубокие ночи - туда, в ноябри.

Пусть память листает далёкие встречи,
удерживать нечем естественный свет,
лишь утро - на вздохе, на выдохе - ночи,
бездонные ночи - и выбора нет...

Талантливо! Автор с самого начала дает нам понять, что стихи эти вовсе не об осеннем пейзаже, а о возрасте, после чего начинает описывать ноябрьский сумрачный пейзаж, который в данном случае является только олицетворением состояния души персонажа. Нравится  множество подобранных аллитераций - звучании слов с Ч (встречи, нечем, почерк, прочем) и рефрены слова "ночи": "где день - словно прочерк, где день - между прочим", "где вязкие ночи, тоскливые ночи, глубокие ночи - туда, в ноябри",  нравится удивительно точная по смыслу концовка: "лишь утро - на вздохе, на выдохе - ночи, бездонные ночи - и выбора нет...".

9. ЧЁРНОЕ ОЗЕРО. ЛЮДМИЛА ВЯТКИНА   

Снилось мне странное ночью безлунною:
Мрачное, дикое озеро чёрное;
Камни, покрытые древними рунами –
Знаками тайными, словно узорами.

Чёрное озеро в чаще затеряно,
Травы вокруг не пьянят ароматами.
Облаком плавают сумерки серые,
Прячутся в сумраке ели горбатые.

Птицы не радуют звонкими трелями,
Звери не жалуют место запретное.
Скалы подводные острыми стрелами
Ввысь устремились, застыв на столетия.

Не отражает поверхность озёрная
Звёздное небо и взгляд мой испуганный,
Странно недвижная, чёрная-чёрная…
Сон или явь это? Мысли запутаны.

Время тут словно застыло под чарами,
Давит разлитое всюду безмолвие.
Низко склонилась над рунами старыми:
Чьё-то пророчество было исполнено…

Может, портал открывали во времени,
Или в другое совсем измерение…
В мире из сна началось изменение
Или вдруг что-то случилось со зрением:

Озеро в призрачных сумерках таяло –
Утро прогнало сон птичьими криками.
Тайну разгадывать больше не стала я.
Странное место: безмолвное, дикое…

Красивые стихи с элементами мистики - и образы, и ритмика производят медитативный эффект - мы больше слушаем мелодию стихов, чем вглядываемся в детали и размышляем над словами автора. Это достигается ритмикой 4 стопного дактиля (100 100 100 100), два подряд безударных слога всех строк (дактилическая рифма) создают ощущение продолженности, незаконченности, заунывности. Здесь же соответствующие этому настроению  образы: "Травы вокруг не пьянят ароматами, облаком плавают сумерки серые, прячутся в сумраке ели горбатые", "Время тут словно застыло под чарами, давит разлитое всюду безмолвие". Словом,"странное место: безмолвное, дикое…". По сути к описанию этой странности ночного пейзажа и сведено содержание стихотворения, главная мысль которого выражена строками: "Странно недвижная, чёрная-чёрная…Сон или явь это? Мысли запутаны". Отличная работа!

12. НА СВЕТЛОЙ ПОЛОСЕ. МАРИНА ЮРЧЕНКО ВИНОГРАДОВА

Неспроста, не сгоряча,
не со зла
подобра'ла я печаль,
подвезла.
А на чёрной полосе
крик ворон...
Отпускаю грусть на все
сто сторон!
Было-было, да прошло,
и пускай.
Здравствуй, солнечность! Шалом,
нетоска!

Радость ластится, проста
и боса.
И летит она с листа
в небеса,
где молочная река,
синий лес,
продаются облака
на развес
и снежиночки-слова –
по рублю...
Звёзды падают со лба...
Я люблю...

Разве эти стихи о черном? Да они полны оптимизма и надежды, они скорее о белом восприятии мира! Только не очень убедительная трактовка заданной темы помешала мне дать им более высокое место, а в остальном - замечательные стихи! Они о том, как бороться с черной полосой, превращая ее в "нетоску": "подобра'ла я печаль, подвезла. А на чёрной полосе крик ворон... Отпускаю грусть на все сто сторон!". Нравится то, что стихи имеют свое лицо, написаны небальным языком, нравится их ритмика короткого разностопного анапеста, и их общая солнечность - " Радость ластится, проста и боса. И летит она с листа в небеса".  Здорово!

13. БЕССОННИЦА. ВАЛЕНТИНА АЛЕНТ

Молись, не молись – тьма в окошке.
Пришла и свернулась клубком -
Бессонница чёрною кошкой,
На страже у окон, тайком.

Но, ей не поймать мои мысли,
От них в голове горячо.
Колдую над строками истин,
Кто в силах меня превозмочь?

Оконным крестом осияна,
Бесстрашно грущу о былом!
Бессонницей - способом странным
Ночами справляюсь со злом.

Стихи, написанные в жанре религиозной лирики. Персонаж пишет о своей бессоннице как о символе тьмы и черноты на своем пути. При первом прочтении я не совсем поняла самоуверенный смысл фразы "Колдую над строками истин, кто в силах меня превозмочь?", а потом вдруг все встало на свои места и даже понравилось: персонаж читает Евангелие, и это чтение дает ей силу и защиту! Именно благодаря молитве, она получает способность "бесстрашно грустить о былом" и принимает бессонницу, как благо: бессонницу можно использовать для борьбы со злом - для покаяния и осознания своих ошибок. В концовке стихов "бессонница", прежде бывшая "чёрною кошкой, стоящая на страже у окон, тайком", уже побеждена и превращена в помощника: "Бессонницей - способом странным ночами справляюсь со злом..."

14. НОЧЬ. АЛЕКСАНДР СОЛОМАТИН 3   

Ночью по чёрному городу стаями,
Словно собаки бродячие, носятся
Автомобили. Гудками облаяны
Редкие путники – им очень хочется
В домик уютный, а город намеренно
Кружит, в сознание входит без стука, и
Я до сих пор до конца не уверен, но
Он будто манит нас тихими звуками
В ночь. Облака полумёртвыми душами
Грузно висят на деревьях опиленных.
Город тебя я, наверно, послушаю
И растворюсь в твоих чёрных извилинах.

Таинственно, с элементами мистики описан ночной город, который будто живое существо, "намеренно кружит, в сознание входит без стука", "... манит нас тихими звуками в ночь". Здесь два персонажа - автор и город, который давит на персонажа своими пейзажами, где "облака полумёртвыми душами грузно висят на деревьях опиленных". Картина очень живописная, и мелодия стихов завораживает, только мне главной мысли не хватило - и что дальше? Что же именно автор хотел нам сообщить этим пугающим описанием?

17. НЕЖНОСТЬ. ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО 

Я ночь наливаю в кофейную чашку -
Ночь крепкую, черную, без молока.
Бессонница. Снова постель нараспашку,
И пряди со лба убирает рука.
Пульсирует жилка на правом запястье,
Вбирает пульсацию строчек витьё...
Я пью эту ночь, принимая за счастье
Её вдохновение, горечь её.
А ночь остывает, густа и кромешна,
И вновь одиночеством тянет от стен.
Ненужная, нерастворимая нежность
Покрыла тетрадь, за катреном катрен.
Вот лампа настольная благоговейно
Склонила изящную шею над ней...

...Рассвет, словно донышко чашки кофейной,
Белеет за шторами спальни моей.

Почти классика поэзии - отличный литературный язык, без насилия уложенный в размер и в рифму, изысканность образов: "Я ночь наливаю в кофейную чашку - ночь крепкую, черную, без молока", "Я пью эту ночь, принимая за счастье её вдохновение, горечь её", "ночь остывает, густа и кромешна", "Рассвет, словно донышко чашки кофейной". Нравится работа автора с образами: начала сравнение ночи с кофейной чашкой и далее, по всему произведению, идет развитие и продолжение этого сравнения. Это очень правильный подход, который не так уж часто встретишь в стихах наших авторов. По содержанию - это скорее этюд: мы мало что узнаем здесь о персонаже, разве что то, что не все хорошо на душе у героини стихов: "вновь одиночеством тянет от стен. Ненужная, нерастворимая нежность покрыла тетрадь, за катреном катрен". Но, возможно, именно недосказанность и хороша - читатель сам додумывает эти стихи.  Отличная работа!

27. МАЛЕНЬКОЕ ЧЁРНОЕ ПЛАТЬЕ. ОЛЬГА ИВАНЫЧЕВА

Это маленькое чёрное платье...
Может критик возразить: "Слишком пресно..."
И носить его - пустое занятье,
И стихи о нём писать - неуместно.

Лучше белое, цветное, в горошек,
Чтоб манило, как восточная сладость...
НУ а чёрное - ведь даже для кошек
Не особая в том цвете И радость.

Возмущённо не полезу на стену,
К пониманию не стану взывать я.
Всё изменится, лишь только надену
Сногсшибательное чёрное платье.

Здесь уже не лирика, а короткое ироничное обоснование необходимости иметь в женском гардеробе черное платье, доказывание его достоинств. К раскрытию темы у меня нет замечаний: черный цвет здесь выступает как основной элемент сюжета. Язык стихов почти хороший - он не слишком радует находками в использовании выразительных средств, но достаточно правилен и ясен. И все-таки, только ПОЧТИ хорош: "Ну, а чёрное - ведь даже для кошек не особая в том цвете и радость". Во-первых, лучше без острой на то необходимости всегда избегать употребления в тексте частицы "ну". Во-вторых, сама фраза хоть и понятна по смыслу, но корява по синтаксису. Я бы даже вместо "и" в конце фразы поставила хотя бы слово "есть" - "не особая в том цвете есть радость", хотя и это -не совсем хорошая фраза.

А теперь покажу еще несколько стихотворений, в которых есть несомненные достоинства, но на мой взгляд, требуется их доработка.

4. ТАРО. НЕБО ТРОИ

Тени кленовых веток ветер швырнёт в окно,
выплеснет ночь на город - чёрную непроглядность.
Символы на Таро стёрлись давным-давно,
вылизал Время-пёс юности яркий глянец.
100 10 10/ 100 10 1
100 10 10/ 100 00 10
100 00 1 /  100 10 1
100 10 1 /  100 10 10
Хмурая тишина пасёт перезрелый мрак.
Ни лампы, ни свечки нет в жизни пустой и гулкой.
Дурочке ясноглазой выпал аркан Дурак,
вот и бери что есть, будет тебе наука.
100 00 1  / 0 100 10 1
0 100 10 1/  100 10 10
100 00 10 / 100 10 1
100 10 1  /100 10 10
Форточку распахнув, ринется полночь в дом,
карты перемешав и разбросав, как листья.
Станет ли боль больней - это поймёшь потом,
ЯВЛЯЯСЬ В ЧУЖИЕ СНЫ, МИНУЯ ЧУЖИЕ ЛИЦА.            смысл
100 00 1 / 100 10 1
100 00 1 / 100 10 10
100 10 1 / 100 10 1
0 100 10 1/0 100 10 10

Стихи, которые понравились мне по содержанию. В сюжет их включено описание ночного осеннего города, которое характеризует настроение и "черное" состояние персонажа, поэтому некоторые предложения стоят не только в настоящем времени, но и в будущем - гипотетическом: "Тени кленовых веток ветер швырнёт в окно, выплеснет ночь на город - чёрную непроглядность", "Хмурая тишина пасёт перезрелый мрак. Ни лампы, ни свечки нет в жизни пустой и гулкой". Мы прекрасно понимаем, что здесь пейзаж - только выразительное средство, персонаж размышляет не о нем, а о своем будущем (отсюда постоянно обращение к символам Таро: "Символы на Таро стёрлись давным-давно, вылизал Время-пёс юности яркий глянец". Кстати, почему время - пес? Если "ружье повешено", то оно должно выстрелить - нужно продолжить образ пса далее, или не употреблять его совсем. И опять про Таро: "Дурочке ясноглазой выпал аркан Дурак, вот и бери что есть, будет тебе наука" - персонаж размышляет о своей судьбе, но ничего с ней не может сделать: "Форточку распахнув, ринется полночь в дом, карты перемешав и разбросав, как листья". Все замечательно, и тут бы еще интересное заключение с авторской мыслью, но как раз  смысла последней фразы я совсем не поняла (боюсь, что и другие читатели тоже):" Станет ли боль больней - это поймёшь потом, ЯВЛЯЯСЬ В ЧУЖИЕ СНЫ, МИНУЯ ЧУЖИЕ ЛИЦА". Если мысль с болью мне еще понятна, то кто или что здесь должен являться в чужие сны? И как это - "минуя чужие лица".  Это о чем?
Интересна и форма строфы, размер. Явно слышатся стопы хорея и дактиля -  похоже на логаэд из двух полустрок, начинающийся  с одной стопы дактиля, а далее за ней - стопы хорея,  иногда безударные. При этом еще  иногда без закономерности вдруг вклинивается затакт - анакруза в начале стопы. На акцентный стих это похоже меньше - очень уж четко проглядывает из звучания закономерность чередования (1-дактиль, 2-хорея), но все не доработано, не урегулировано по всем строкам, идет со сбивками. Хочется доработки этого стихотворения (работы над его формой!). А в остальном - впечатляет, нравится.

11. НОЧЬ. АНДРИС САЙНИО

Небо вспыхнуло красным,
Тьма окутала чёрным.
По просторам ненастным
Ночь шагает проворно.

Тишина ОПУСТИЛАСЬ
И повисла на ветках.
Ночь над миром ЗАСТЫЛА              рифма
Словно черная метка,

Все опутала тайной
И укрыла навечно.
Вечер, будто нечаянно,           лишний слог
Ускользнул в бесконечность.

Память высветит искрой
Очертанием БЛЕДНЫМ
День, который как выстрел
Промелькнул НЕЗАМЕТНО.        рифма

Город замер, не ТРОНУТ
Расставаньем внезапным.
Дождь стучит ОГОРЧЕННО,        рифма
Растекаются капли.

Неплохие стихи,  по-мужски скупые в использовании средств поэзии (почти все, что здесь сказано образами, меня не удивляет, предсказуемо). К сожалению, они грешат небольшими недочетами техники - не особо точные рифмы, лишний слог в образовании рифмы (бледным-незаметно, опустилась-застыла, тронут-огорченно), (тАйной-нечАянно  - женское и дактилическое окончания). Печалит и то, что и по содержанию мне здесь не хватило "изюминки" - интересной авторской мысли, идущей  сверх описания ночи.

15. ФОНАРИ. ОЛЬГА БУРЫГИНА 

Эти стихи я разбирать не буду совсем, просто покажу вам их в качестве примера того, что НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ НИКОГДА. Автор использовала в своем тексте точную цитату из стихотворения Есенина "Вечер чёрные брови насопил", в чем нет никакой проблемы, если факт цитирования указан. Но беда в том, что конкурсант еще и практически повторил и всю ритмику, и всю структуру есенинских стихов, создав продукт, который я называю - "мои слова в чужой песне".  И тут не важно, хорошо ли это сделано или нет, важно то, что это - повтор чужой формы, которую не стоит публиковать как самостоятельные стихи и тем более не стоит предлагать их на конкурс (разве что на специальный игровой конкурс, где странные организаторы предлагают участникам плодить переделки стихов великих поэтов).

Сравните:

Вечер чёрные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера? .. /С. Есенин/

И "авторское":

Вечер чёрные брови насопил*,               
Застоявшийся воздух цедя,
Словно горечь из омута отпил
Невзначай, в ожиданьи дождя.
И за ширмой густого тумана,
Укрываясь, растаял в ночи,
Распихав по глубоким карманам
Горстку звёзд и огарок свечи
От луны, свет с собой забирая.
Но зажглись во дворах фонари
Маяками, сквозь мрак пробиваясь,
Будут вахту нести до зари.

Если бы авторские стихи были хотя бы решены в другом формате строфы или  в ином стихотворном размере, то еще можно было оценивать такое творение на конкурсе, а так - нет смысла.

18. ПОХОЖИЕ НА НАС. ОЛЬГА ПОГОРЕЛОВА 

ДОЖДЬ С ВЕТРОМ, СГОВОРЯСЬ,
ХЛЕСТАЛИ С ВЫСОТЫ.
И втаптывали в грязь
Несчастные цветы.

В  квадратах  чёрных  гряд,
Средь месива стеблей –
Один, другой – лежат,
Прибитые к земле.

Не вскинув головы,
Не поднимая глаз.
Ни живы, ни мертвы.
Похожие на нас.

Во-первых, все-таки не та тема: здесь не о "черном" речь, а о жертвах внешних обстоятельств, о которых автор рассказал нам с помощью метафоры побитых погодной стихией цветов ("похожие на нас"!). Замысел этот мне нравится и стихи, хоть они и  не в тему, мне тоже симпатичны, но - и это во-вторых, есть замечания к их языку. Начинается стихотворение с сомнительного согласования слов в предложении. Если действуют две стихи - "ветер и дождь втоптали в грязь", то неудачно подобрано общее сказуемое: "хлестали с высоты", где глагол  явно относится лишь к дождю. Если же хлещет "дождь, с ветром сговорясь," то требуется единственное число -"хлестал и втаптывал". Фраза "средь месива стеблей – один, другой – лежат" не завершена и  размыта, хотя и понятно, о чем идет речь... Так мы говорим  между собой, а вот поэтический текст в авторской речи (а не в прямой речи конкретных персонажей) нуждается в большей точности изложения. Остальное мне нравится.

29. ЧЁРНО-БЕЛОЕ КИНО. ИГОРЬ СЫЧЕВ 3

Ему кукушка куковала мало…
До тридцати не стала куковать…
За «двадцать восемь» жизнь считать устала,
Заставив «КИНОманов» горевать…
 
«Погиб поэт»©… Пусть не о нём писалось,
Но и его коснулся смертный рок…
Ушёл кумир, но от него осталось
Немало песен, что не спеть не мог…

В тех песнях было мало оптимизма…
В них чаще воспевались Питер… Ночь,
Неверие в победу коммунизма,
И поиски того, кто б смог помочь…

Любил он чёрный цвет БЕЗ ПЕРЕЛИВОВ,
И пел без подтанцовок и «фанер»,
НЕ ЩУРЯСЬ под прицелом объективов,
Творя на личный, Цоевский манер…

И вся страна те песни распевала –
И «Группу Крови», «Ночь» и «Перемен»,
Всем нам казалось: это так не мало –
Есть вера в лучшее, что прошлому взамен…    сбивка ритма
01 01 01 01 01 0
01 01 00 01 00 01 лишняя стопа

…Казалось – жить и жить «Кино» и Цою
И новым песням появляться вновь,
Но смерть – немилосердна – так, не скрою,
Подумал я ПРИ КАДРАХ – Цой… и кровь…

…Он не допел, недосказал со сцены,
Всё, чем болела рокера душа,
Он не увидел в жизни перемены,
Где ныне совесть ниже барыша…

Он выходил на сцену только в чёрном,
И пело чёрно-белое «Кино»,
О том, что важно всем – БОМЖАМ, УЧЁНЫМ –
О жизни нецветастое ПАННО…

Так начиналась магия таланта:
Весь стадион в едином ритме жил…
Но за талант несоразмерна плата:
Писать о Цое в страшной форме: «был»…

Оценила факт, что стихи были написаны специально на конкурс - новые. Хотя не уверена, что есть совпадение по теме: черный цвет в стихах присутствует, но не о нем стихи - не о том, что Цой любил носить черное, а о самом Цое, о его творчестве. Стихи многим судьям понравились. Чем? Думаю, что насыщенностью содержания: достаточно большой текст, где без повторов и заполнений строки "ничем" все время дается информация - рассказ о любимом герое. И язык правильный, ничего не раздражает искусственностью построения фраз, хотя речевые огрехи там есть: показала заглавными в тексте все слова, которые очень хочется заменить на более точные. И одна сбивка ритма есть. Хорошие стихи, но относятся они к жанру "рассказа в стихах" - это не совсем  поэзия в ее полном понимании. Есть рифмованные строки и сюжет, но нет поэтических средств - образов, которые превращают информацию в картину, придают пересказу фактов  эмоциональность и глубину.

*************************************************
На этом все. Спасибо всем авторам, участвовавшим в данном конкурсе. Буду рада вашим стихам во всех остальных конкурсах ТМА, всяким стихам -  и совершенным и пока не совсем идеальным. Чем больше заявок, тем интереснее будет их разбор. С теплом, ваша Алкора. 8.12.21.