О молитве

Евгений Френкель
НАШЕ СОСТОЯНИЕ
Около шести тысяч лет тому назад мы ушли от лица Бога, стали поклоняться идолам, творить себе кумиров, поверили в свой разум, отвергли само существование Бога, отвергли и отвергаем Его ценности, оказались во мгле греха и преступления. Мы ниспали, подобно знамению Ионы пророка (Мтф.12;39), бежавшего от лица Господня (Иона.1;10) в Иоппию (Яффу), оттуда на корабль, оттуда в море, там оказавшегося в чреве кита, в нём спустившегося в глубину, в сердце моря, до основания гор (Иона.1;15 / 2;1,4,7); или подобно блудному сыну, ушедшему из дома отца в дальнюю страну, жившему распутно так, что в стране наступил голод, и этот блудный сын стал нуждаться (Лк.15;13,14). Мы оказались в столь низком духовном состоянии, что падшее человеческое сообщество, с его ценностями и красотами представляется нам сносным. И мы обратились к Господу.

SOLA SKRIPTURA
Древнееврейские Священные Писания были записаны на библейском иврите, читались и толковались народу и были понятны ему. Книги Нового завета были записаны на понятном народу греческом языке (койне). Для того, чтобы быть понятной народам, Библия переводилась на языки народов мира. Таким был, к примеру, перевод в IX веке Библии Кириллом и Мефодием на церковнославянский язык. Со временем языки становились непонятными, но сохранялись как традиционные, что придавало чтению священных книг, священнодействию, обрядам, литургии, богослужению таинственности, а клиру значимости. Кроме того незнание простым народом Библии позволяло духовенству, ставшему на службу светской власти, держать народ в невежестве, проповедовать «религию» преступных правительств и епископов. Поэтому Мартин Лютер, начиная с 1521 года действовал совершенно в русле христианства, переводя Библию на понятный народу немецкий язык и провозгласив среди пяти своих основополагающих принципов (пяти «только») sola skriptura – только Писание. Лютер выступил против папского засилия, подверг сомнению праведность, непогрешимость, авторитет пап, соборов, папских указов, как противоречащих друг другу, папизм, как учение о первенстве и вероучительной непогрешимости папы римского.

ПРЕДАНИЕ СВЯТЫХ
Вся Библия, её Ветхий и Новый заветы богодухновенна и полезна для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Все люди по определению несовершенны, склонны заблуждаться, нечисты и лукавы. Ис.2;22: «Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?». 1Кор.2;14-16: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно... Духовный судит о всём... Мы имеем ум Христов». Выдающиеся святые говорили слова Божии и слова человеческие. Признак, основание, мерило истины – Святой Дух и Библия. Об этом говорит Библия. Придя в Верию, Павел и Сила благовествовали в синагоге. Деян.17;11: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так». В этом смысле и следует понимать лютеровское «sola skriptura». Сами выдающиеся святые говорят об отношении Библии и предания святых в следующей притче. Притча рассказывает, что «Солнце - величайшее, блистательнейшее и превосходнейшее светило», но мы не можем рассматривать его простым, незащищённым глазом. Оно очень ослепительно для нас. Нам потребно закопчённое стекло, которое, хотя и неизмеримо меньшее и темнее солнца, но позволяет нам рассматривать сие царственное светило, восхищаться и принимать его пламенные лучи. Священное Писание - блистательное солнце, а толкующие его – это закопчённые стёкла. Одно стекло такое закопчённое, что через него ничего и различить нельзя, а другое закопчено как должно. Вот чем и отличается искусный толкователь от неискусного. («Откровенные рассказы странника духовному своему отцу»: Сибирская Благозвонница; M,; 2009). Священное Писание неизмеримо богаче его толкований и комментариев к нему. Толкования и комментарии должно понимать в духе Писаний, в не Писания в духе их толкований и комментариев к ним.
 
ПРЕЖДЕ МОЛИТВА
Мы отвратились от лица Господня, но обратились к нему, были уходящими от Бога, стали приходящими к Нему. Приходящий к Богу должен веровать, что Он есть и ищущим Его воздаёт (Евр.11;6). Мы приходим к Богу, к престолу Его благодати (Евр.4;16), обращаемся к Нему в молитве. Рим.10;13: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Всякий, принявший Иисуса Христа, верующий, обратившийся, приходящий, ищущий, призывающий, просящий по воле Его, спасётся. Воля Божия в том, чтобы мы познавали Бога, достигали Его, исполнялись Им, пребывали в Нём, исполняли в Нём наше предназначение. Поскольку никакого доброго дела мы не можем делать без Бога, то какое бы дело нам ни довелось делать, мы должны предварить его молитвою. Так по обыкновению поступал Иисус Христос. Так надлежит поступать и нам.

СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА БОГЕ
Для того, чтобы познавать Бога, нам прежде всего надлежит сосредоточиться на Нём. Сосредоточиться на Боге мы можем с помощью (1Кор.14;15) молитвы духом, которой, когда молится наш дух, а ум остаётся без плода (14), мы назидаем сами себя (4). В молитвах нам надо пребывать постоянно (Деян.2;42), во всякое время (Еф.6;18). Очень действенна молитва Вартимея (Мк.10;47): «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня» и похожая на неё Иисусова молитва. В ней призывание и памятование имени Господня, в ней «нет слов», она исполнена поклонения, преклонения, доверия, смирения, кротости, раскаяния.

ПРОСИТЬ СВЯТОГО ДУХА
Познаём Бога мы молитве «Отче наш», чтобы достигнуть Святого Духа, исполняться Им, пребывать в Нём (Лк.11;1-4,9-13), ибо в молитве «Отче наш» «Отче» – это в жажде Бога призывание Его имени; «наш» – причащение Божию естеству, Божию народу и Божию творению; «сущий на небесах» – поклонение Богу, преклонение пред Ним; «да святится имя Твоё» – псалмочтение, славословия, песнопения, благодарение, хвала; «да приидет Царствие Твоё» – призывание Божиих праведности, мира и радости в Его Святом Духе; «да будет воля Твоя и на земле, как и на небе» –  это значит той воли, которую Бог даёт нам в наш дух, призывание в наши души, в наш разум, в наши дела; «хлеб наш насущный дай нам на сей день» – значит все заботы возложить на Бога, ибо Он печётся о нас (1Пет. 5;7); просить Его животворящего слова, ибо не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа жив человек; просить водительства Спасителя и Господа нашего, Иисуса Христа в Святом Божием Духе, ибо Иисус Христос – хлеб жизни, сшедший с небес; «и прости нам долги наши... – это прошение о прощении нам наших долгов так, как и мы прощаем нашим должникам, прошение не дать нам упасть в искушениях, и избавить нас от нашего плотского, от мирского и сатанинского лукавства; «ибо... ибо Божии есть Царство, и сила, и слава во веки. Уповаем на них, ибо Божии Царство, и сила, и слава; преклоняемся пред ними, ибо Божие Царство, а мы рабы, ничего не значащие, Божия сила, а мы в немощи, Божия слава, а мы в бесславии; укрепляемся ими, ибо в Боге наше Царство, наша сила и наша слава. 
   
Господь Иисус Христос, Сын Божий, Сын Давидов! Помилуй нас, грешных.

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как и на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Спаси, помилуй нас, наши семьи: наших жён, мужей, детей; близких, родных, любимых; друзей, приятелей, знакомых, всех, с кем мы приходим в общение; наши дворы, районы, селения, области; наши начальства и власти, наши страны, страны, за которые мы молимся; всех, когда-либо наставлявших и наставляющих нас ныне, наши духовные власти, наши церкви, руководителей церковных служений, церковные служения, наших духовных наставников, наставляемых, служителей, прихожан, неутверждённых, новообращённых, сынов мира. Во имя Спасителя и Господа нашего, Иисуса Христа. Аминь.