Сегодня. Венок из онегинских строф

Сергей Таллако
Добрый день, уважаемый читатель!
Несомненно, Тебе известна строгая стихотворная форма – сонет. Вероятно, Тебе известно об оригинальной форме строфы, которую предложил Пушкин, задумав и написав роман в стихах «Евгений Онегин». Постепенно в литературных кругах сложилось мнение, что, несмотря на различие архитектуры общеизвестных форм сонетов (итальянского, французского, английского, а позднее и русского) и онегинской строфы, последнюю тоже следует считать формой сонета.
Практически сразу, одновременно с изобретением сонета как любовной песенки, в средние века любимым стали сочинять венки сонетов, дабы занимать место под окном возлюбленной в пятнадцать раз дольше, в течение которого она могла значительно лучше оценить творческие способности претендента на её внимание.
Онегинская строфа появилась на несколько столетий позднее, когда исполнение серенад вышло из моды. Венки сонетов стали писаться и печататься на бумаге как литературные произведения скорее для иллюстрации мастерства их создателя. Писали или нет венки онегинской строфой в прошлом или позапрошлом веке, мне не известно, но имея некоторый опыт создания венков сонетов, захотелось попробовать сделать венок из онегинских строф.
В начале прошлого года на нашем сайте появился такой венок Елены Картуновой:
Помни просто. Венок по Онегинской строфе. http://stihi.ru/2020/01/04/1746
Мне очень понравилось работать с онегинской строфой, когда я писал свой роман в стихах «Пеночка и Сергений», и я решил попробовать написать венок онегинскими строфами. В ходе этой пробы стала прорисовываться характерная черта современности: её хаотизация с нарушением связей и традиций из прошлого. Я не стал в венке называть страны и личности, так как пример борьбы с ковид-19 оказался показательным в глобальном масштабе и далеко не единственным в нашей современности. Тех, кого не отвращают «умные слова» - тренд эволюции, узел бифуркации, понятие о принципиальной невозможности предсказать ход эволюции человечества после прохождения узла бифуркации, хаос при прохождении узла бифуркации, и прочее, приглашаю на Проза.ру, на мою страничку, где, в виде реферата с комментариями к нему, я знакомлю читателя с научными и пророческими предсказаниями характера наступивших и ближайших предстоящих лет.
Для остальных я только упомяну некоторые очевидные несообразности последнего времени.
Тут и нежелание вакцинироваться против коронавируса – вопреки необходимости сохранения жизней, своей и окружающих, тут и нежелание дёшево покупать природный газ при полупустых газохранилищах в Европе на пороге зимы – вопреки бытовым и промышленным нуждам стран, тут и балансирование на грани обмена атомными «подарками» - вопреки безопасности всего мира, тут и много триллионный долг в виде необеспеченных ничем кроме воздуха купюр одного заносчивого государства, и кинопродюсеры-наркоманы – в роли президента другого государства, и вооружение атомным военном флотом – третьего государства (при полном отсутствии границ с врагами и самих врагов), и увлечение изменением пола хирургическим способом. Эти и многие другие несообразности, на мой взгляд, являются признаками хаоса, охватившего весь Земной Шар.
Но венок не публицистическая статья! Изобразительные возможности у него другие.
Мне показалось возможным передать современные вибрации хаоса несогласованностью сюжетов отдельных строф и тем отдельных катренов внутри строфы, сохраняя порядок мужских и женских рифм и числа слогов в строках – мужских и женских (с ударным или безударным их окончанием), присущими онегинской строфе.
Простите, что вышло – то вышло. «Примите исповедь мою, себя на суд Вам отдаю!».



«СЕГОДНЯ». Венок из онегинских строф

Магистрал.
Я знаю, прошлого не будет.
Минувшее – ушло навек.
Лишь протоплазмы вечен студень!
Как и к морям - стремленье рек.

Осточертели клоунады
И пиротехники каскады,
Сомнительность былых побед,
О войнах празднословья бред!

Найдут в грядущем место люди?
Иль станет лес зелёный тих,
И обойдётся мир без них,
С гулянками и прозой буден?

Вопрос навис как горный снег,
Суля лавины злой набег.

1.
Я знаю, прошлого не будет.
Машина времени лишь бред.
Безумец сказки дарит людям.
Научных вариантов нет.

Мы помним грохот канонады.
Что это - памяти награда?
Взрыв бомбы атомной - рассвет?
Зараза - подленький «привет»?

Не стоит и мечтать о чуде:
«Всё с рук легко само сойдёт!»
История – не старт в полёт.
Плохое только хуже будет.

К чему нам прошлогодний снег?
Минувшее – ушло навек.

2.
Минувшее – ушло навек.
В прогресс привыкли верить люди.
Шёл к коммунизму человек.
Заврался лысоватый трутень!

Где ждали к финишу прыжок,
Спираль кружит – к витку виток.
Родятся быстро только кошки.
Не в те, спеша, мы сели дрожки.

Где думалось, закончен путь
И ждут восторги потребленья, -
Царят хапуги вожделенья,
Кипит капитализма жуть.

Изменчив путь людской и труден.
Лишь протоплазмы вечен студень.

3.
Лишь протоплазмы вечен студень,
Где в океанах волн разбег,
Кипя, плодил прапредков – людям,
Создателям дорог, телег.

Развитие росло как ком,
И вот уже ракетодром
Запел раскатом в чистом поле
О нашей межпланетной роли.

В тени остался тот урок,
Что разветвляются потоки
Так, как сюжет раздроблен в строки.
Звучит в любой свой стиль и слог.

Нещадны - вирус, человек,
Как и к морям - стремленье рек.

4.
Как и к морям - стремленье рек –
Играло к прибылям влеченье,
Напоминая душ кипенье.
С ним Магеллан свой кинул брег.

Седов шёл к Полюсу сквозь льды –
Сломали смертные труды.
А что такое – блеск победы?
Перо жар-птицы привереды?

В мерцанье радостей и бед
Так жаждешь в тишине рассвета,
Без кликов и кордебалета,
Узреть инверсионный след.

Советчиков развеять стадо –
Осточертели клоунады!

5.
Осточертели клоунады,
В пожар раздувшие зарю!
В Донбасских домиках горю
От попадания снарядов.

Так в наши дни былое рвётся
Как дебошир, когда напьётся.
А в это время ушлый вор
По хатам шарит, сняв запор.

Конечно, мне смертельный враг,
Кто холуём в Европу лезет,
Готовя там заточку лезвий,
В своей стране творя бардак.

Зачем из савана наряды
И пиротехники каскады?

6.
И пиротехники каскады
Пускает в ход «Сватов» отец,
Где грозным показаться надо,
Но мозг-то серый как свинец!

Не даром в мире толк ведётся,
Что дурень там на пост даётся,
Где горб довлеет над умом,
Кладя решенья «на потом».

Зачем в грядущем недоумки,
Подсевшие на «наркоту»?
Слюнтяй не «держит высоту» -
Шпане бутылки носит в сумке.

Осветит трибуналов свет
Сомнительность былых побед.

7.
Сомнительность былых побед,
В изображении потомков.
Под пашней грозной битвы след,
Траншеи замело позёмкой.

Тарутино, Бородино –
Лишь стелы с крыльями орлов.
Бойцов, сломивших рейха силы,
Шпана уродует могилы.

Нет-нет, рванётся и теперь
Под рыбаком, в осоке с тиной,
Под заплутавшейся скотиной,
Забытой мины грозный зверь!

Запри – под вечер и в рассвет –
О войнах празднословья бред!

8.
О войнах празднословья бред –
Кормёжка звонким балагурам,
Не знавшим: смерть – почём и где?
В боях не опалившим шкуры.

Тела сгоревших – не шашлык!
Укоротите свой язык!
Когда теперь дойдёт до боя,
Что станет с вашею страною?!

Как посоветуете быть
Разрозненно живущим странам,
Заброшенным за океаном.
Так чем ковид там победить?

И если рост инфекций будет,
Найдут в грядущем место люди?

9.
Найдут в грядущем место люди?
Объединив усилья всех?
Иль всё в огонь – будь то, что будет?
Забыв про Бога, милость, грех?

Воронок полем станут страны,
Как результат военной драмы –
Прилёта атомных ракет.
Как Хиросима – много лет.

Или придёт пора инфекций.
Мир пандемии захлестнут
Так, что вакцины не спасут
Ни в каплях, ни путём инъекций.
 
Что – будет: «только для своих»?
Иль станет лес зелёный тих?

10.
Иль станет лес зелёный тих,
И эхом песне отзовётся.
Её души святой мотив
Напевом Родины зовётся.

Рахманинов или Чайковский
Творили первые наброски
Концертов, будущих своих
Из таинств голосов лесных.

Потом замрёт нарядный зал
Пред чутким взмахом дирижёра.
А вязь скрипичная аккордов
Напомнит сосен зимний бал.

В фойе исчезнет каждый псих.
И обойдётся мир без них.

11.
И обойдётся мир без них,
Завистливых и беспощадных
С застывшим взглядом глазок злых.
Ума в них нет, мерцает жадность.

Блатной пока визжит вокал.
О нём не пишется строка.
В гробах вертятся Бах, Бетховен.
И Гершвин в склепе беспокоен.

Но Верди вечен и живой
В великом хоре иудеев:
Шагая к свету, мы успеем
К заре приветной, озорной.

Нет, мира скучного не будет
С гулянками и прозой буден.

12.
С гулянками и прозой буден
Давным-давно привычен мир.
Едва ль его менять мы будем
На некий новый сувенир.

Нам дороги и пух подушки,
И Новогодние игрушки,
И добрый дедушка Мороз,
Что их под ёлки нам принёс.

Забыть не сможем День Победы,
Победный вечером салют.
Застолье, где не только пьют,
Как наши прадеды и деды.

Зачем от праздников побег –
Вопрос – навис как горный снег.

13.
Вопрос навис как горный снег,
Что розовеет в час заката,
Суля восторги жарких нег,
С ума сводивших нас когда-то.

Так быть ли у монет в плену,
Сжигая за страной страну,
Губя заразой милый Шар,
Иль атомный творя пожар?

Нет, мой ответ, конечно, нет!
Ни гари мёртвых территорий,
Ни у могил холодных – горе,
Нам ни к чему в цепочке бед!

Гремит с небес раскат телег,
Суля лавины злой набег.

14.
Суля лавины злой набег,
В долинах сеющий несчастье,
Так возвышается Казбек,
Верша с Эльбрусом двоевластье.

Придёт в альплагерь смелый внук,
Пройдёт с друзьями курс наук:
Ходить в горах на восхожденье,
И там вершить от бед спасенье.

Всегда любовь и дружба – труд.
Они не тема рассуждений.
О том поют Баксана тени,
Когда метели заметут.

Когда спасать готовы люди,
Я знаю, прошлого не будет.