Душа-то у вас поет

Наталья Ивановна Дубровина
                светлой памяти Н.И.Годины



   Сегодня,пожалуй,нет семьи в России, которую бы не заглянула "белая чума"-ковид. Невосполнима утрата родных,близких,молодых и людей старшего поколения, знаменитых,талантливых, привитых и нет.
   Не стало недавно и нашего учителя поэта Николая Ивановича Годины. Боль в сердце, ком в горле. И жирный вопросительный знак. Почему? В век различных нанотехнологий-первобытная,дремучая беспомощность. Почему?
   С Николаем Ивановичем впервые познакомилась в 2015 году в Доме народного творчества, в Челябинске,на семинаре. Была наслышена о весьма резких его оценках творчества начинающих поэтов. Сдерживая волнение, заявила:
   -Я у вас в первый раз,возможно, и в последний,как примите.
   Никто меня обижать и не собирался. Осталась живая и целехонькая.
   Листая записи семинаров,вспоминаю его жесты,манеру говорить, а главное слушать: терпеливо и внимательно. Мы,новички, постоянно несли сущую околесицу из сплошных шаблонов про ясное солнце,голубое небо,снежинки и сосульки. Грешили и с рифмой.
   Он поправлял:
   -Плохо! Об этом уже давно написано. Не копируйте других и меня! Ищите свой почерк автора,свое индивидуальное лицо. Будьте свободны. Отпустите себя в творчесве! Находите новые слова : синонимы, наречия,прилагательные.
   Бойтесь затасканных фраз. Избегайте банальщины,нравоучений,пошлости.
Пошлость позволительна герою-пошляку, но не автору.
   Не бойтесь пороть чепуху! Опыт придет. Пишите броско,ярко,кратко.Вычеркивайте ненужные слова красным карандашом.Краткость - сестра таланта!
   Пополняйте словарный запас.Это для школьников двенадцать тысяч слов - норма.Для вас-маловато.Русский язык беднеет: если раньше было сто двадцать слов с корнем "любить",теперь только сорок.
   Избегайте иностранных слов. Не засоряйте речь.
   Уходите от простых рифм : стол - пол, шел - пошел.Рифму подбирайте не одну и не две,а десять. Оставляйте лучшую.
   В произведении всегда есть конфликт между героями или с самим собой.
   Не нужен и пафос через край,как у телят по весне.
   Задала однажды вопрос Николаю Ивановичу :" А что делать, если не пишется?"
Николай Иванович улыбнулся.
   " Работать.Готовить материалы. Заводить картотеку интересных слов. Промывать глаза чужим творчеством. Читать! Пробовать писать о земляках,ветеранах".
   -А с чего начинать писать?
   -У каждого это происходит по- разному.Кто-то набрасывает план,сюжет. У меня всегда все начинается с первой строки,самой ударной. Например :

               Инакомыслящий тростник
               Утешил изволнованную речку.

Я еще не знаю,какой будет следующая строка. Но уже вырисовывается картина: луна,
дом,окно,женщина со свечой,баня,дым,звезды. Описываю все и перехожу к последней.
Она тоже сильней других строк.

               Где сам собой окажешься ты врозь.
               И это будет сном,а не обманом.

И добавил : "Вот, как-то так!"
   Я прочитала на занятии стихотворение " В душе в жару метут метели."Он выслушал.
   -И все-то у нее ладно и складно. И к рифме не придирешься. Но это не поэзия. Стишки плохого качества,"бабские страдания. Поэзия-это парадокс!
   Пишите о любви и счастье- не используйте данных слов в прямом смысле. Ищите им замену. Говорите о душевной боли,приподнесите так материал,чтобы у читателя тоже душа заныла.
   Хорошее - то,что задело читателя,ранило словно шипом :сюжет,событие или запомнившаяся строка.
   Часто мы получали домашнее задание - написать стихотворение по одной строчке, из пяти нами придуманных. У меня он отобрал -"туча хмурилась,толстела." Стихотворение назвала "Туча".

                Туча хмурилась,толстела.
                Спрятать солнышко хотела.
                Становилась черной,раздувала щеки.
                Лопнула,как шарик,полились потоки.
                Попугала громом,молнией блеснула.
                Похудела очень.Подустав,заснула.
                Подхватил ворчунью ветер-воевода
                И унес куда-то. Такова природа!
                Сохранилось облачко,а затем расстаело,
                Солнечные зайчики в лужицах оставило.

   На следующем занятиии, при разборе, от моей тучи остались одни клочья. Все оказалось неинтересным. Честно сказать,недоумевала. Сюжет есть,рифма тоже. Чего хотят от меня,непонятно. Мне,строчившей свои опусы в перервах между приготовлением обедов,уборки,вязания носков и прочего, и в голову не приходило часами "лопатить" словари. Переделывать "Тучу" не стала и печатать тоже. Шло время,посещала семинары,менялись домашние задания. Появились пробы: рассказы,эссе,тексты песен,частушки,верлибры,сонеты. Постепенно недочеты стали видны,возможно не в полном объеме, и словари стали  настольными книгами.
   Вновь листаю записи семинаров. В памяти всплывают моменты занятий в здании Союза писателей,аудитория всегда заполненная.Слова учителя,обращенные к нам :
   -Пишите быстро! Не мусольте долго рукописи,залежаться-выбросите.
   Мыслите и рассуждайте от своего я до общественного. Раздвигайте границы между ними.
   Запомните! Существует очень много слов-паразитов :
               как бы       конечно      однако
               типа         вообщем      ну вот
               да           нет          все-таки   
               что          так сказать               
   Избавляйтесь от них!
   Успехам нас, "новобранцев," всегда радовался:" Неплохо,неплохо! Ей бы подучиться еще немножко! Душа-то у вас поет,мастерства не хватает." Говорил он не громко.Но в помещении стояла тишина,каждое слово доходило до слушателей. Никогда не повышал на нас голоса.
   Он сравнивал нашу писанину со стихами поэтов профессионалов,указывая на недочеты. Если на следующем занятии не видел явных сдвигов,позволял себе фразу:"Половина из вас лентяи."
   Имея в роду по отцовской линии казаков,решила написать стихотворение на эту тему.Показала "Станичную легенду" Николаю Ивановичу.Он сделал замечания и вернул на доработку.И напечатали его в "Графомане" только с третьей попытки, с  устной резолюцией "неплохо".

                Когда река в дремоту облачится,
                Вечерница взойдет,окрестность облунится,
                Паря над гладью вод,девица мчится,
                Загнав коня,к любимому стремится.

   Мне,выбравшейся из своего кастрюльного зазеркалья,нравилось все: семинары,встречи,конкурсы,экспромтконцерты и участники. Необычайно талантливые люди. Некоторых Бог неоднократно поцеловал в макушку. Кроме того,что они поэты и прозаики,многие пишут музыку,картины,покоряют горы и бурные реки. А  еще - очень занятые люди: кандидаты наук,педагоги,врачи,журналисты,юристы. Настоящие самородки национальной культуры.
   Часто на занятия приходил Александр Фунштейн с гитарой и пел свои добрые песни, немного ироничные. А как замечательно читала произведения классиков Нина Калева-Прохоренко.Однажды я принесла свои новые стихи "Ромашки", тоже "бабские".
Но не прочитала их,а пропела.

                Ты приходил к сестре Наташке,
                Ей приносил всегда ромашки,
                И мне,как маленькой - кулек конфет.
                А мне хотелось такой букет.

   Неожиданно Лев Львов подошел к фортепиано и наиграл мелодию. Предложил повторить. Под аккомпанимент получилось хуже. Певица подкачала.
   Нам всем было хорошо друг с другом. В перерывах общались,пили чай. Получали очередной номер "Графомана",слегка утомленные разъезжались в свои города и села.
   Мы тянулись к Николаю Ивановичу. Он не признавал пиара и не страдал манией величия.Был сам собой и неисправимым трудоголиком. От нас ждал того же.

                Он нас любил.
                Он нас сплотил.
                Осиротели и скорбим...