проза-воспоминание

Михаил Кузьмич Анисимов
Ледовая переправа

      В конце апреля 1984 года мы с сослуживцами находились в служебной командировке на Чукотке, в городе Анадыре. Как известно, Анадырь расположен на правой стороне Анадырского лимана, а аэропорт- на левой, в посёлке Угольные Копи. Ширина лимана в местах ледовой переправы, функционирующей  в зимнее время, составляет  около пяти километров.Лед появляется в середине октября, но до конца ноября он неустойчив, поэтому  переправа обычно  открывалась в январе. Очищение от льда происходило в конце мая - начале июня. Глубина лимана около 40 метров.
     Из аэропорта в Анадырь к месту дислокации воинской части мы легко добрались на военном автомобиле УАЗ-469, проживали в местной гостинице "Чукотка". Во время командировки солнце в полярный день быстро растопило лёд на переправе, толщина которого в зимнее время достигала одного метра, и в условиях резко меняющихся температур выезд на лёд, покрытый водой, стал особенно опасен. На переправе появились трещины, провалы и вода вышла из-подо  льда по всей поверхности переправы. Ориентироваться можно было только по торчащим из воды вешкам. Медлить стало нельзя: если не переправиться на другую сторону лимана, то только вертолёт мог доставить нас в аэропорт, а это совсем другой вид транспорта и в авиации всегда  летают по московскому  времени, тогда как местное время  в Анадыре на 9 часов отличалось от  времени в Москве.
    Быстро собрав вещи и выписавшись из гостиницы, мы на том же автомобиле и с тем же местным водителем  приехали на берег Анадырского лимана. Шлагбаум, установленный  на въезде на переправу,  был ещё открыт, но дежурный по переправе  убедительно попросил водителя не рисковать и остаться на берегу.
        -  Рискнём,- сказал нам  водитель, человек гражданский,  и  мы тронулись в путь.
      Через приоткрытую дверь машины я видел, что вода иногда  доходила до нижнего края днища. Непередаваемое впечатление! Нам повезло:  за всё время движения на другой берег, а ехали мы очень медленно, машина ни разу не попала колёсами в провал и мы благополучно добрались до аэропорта.  Там мы  приказали водителю автомобиля  подождать в гостинице аэропорта, пока начнёт работать  баржа, а сами улетели в Магадан.
    Это была моя последняя командировка на Чукотку, хотя поездки в города и посёлки Колымы продолжались ещё год до замены в Одесский военный округ.