Заглянуть за спину скукоигры

Баке Саханов
Можно сказать, что Бог скучен. Более того, иногда Скука и есть Бог. Разве нет? У нас ведь такая мощная дихотомия развернулась на примере оппозиций "скука-игра". Многие описания реальности акцентируют на Лиле, на Майе как всеобъемлющей игре реальности. И порой невольно подпадаешь под чары очередной понятийной концепции и повторяешь: "Все есть игра!" Твердишь эти высказывания вслед за Шекспиром или Раманой Махарши... Но...

Истина больше, чем игра. Она как бы глубже самой себя. Истина глубже и утверждения о том, что она "глубже самой себя".

Если заглянуть за спину скукоигры, то там ведь и еще что-то есть, не правда ли?

Щупаешь и прикасаешься к "что" и "кто", этаким голеньким именам существительным. Потом видишь, что в относительной реальности от них неотрывно имя прилагательное, а точнее наречие с вопросом "как?" Прислушиваешься, и происходит понимание, что ктойность-чтойность-каковость как три основополагающих цвета (красный, синий, желтый) в "цветном" восприятии жизни. Во вкусе эту троицу образуют "сладость-горькость-соленость" как основные. В запахах тоже есть своя основная троица, также и в осязании и слуховом восприятии.

Что дальше? Безразмерность как единый размер, беззапаховость как единый запах, безцветность как единый цвет, беззвучность как единый звук, безвкусность как единый вкус, безплотность как единая плоть.

Что дальше? Не пустота и не полнота. И ни то и ни другое вместе. И не не полнота и не не пустота. И не не пустота и не не полнота вместе взятые.

Свет, запах, вкус, плоть, звук обнаруживаются как одно. Вроде говоришь иерархическое "одно", но одновременно с этим проговаривается ризомное "множество". Одна суть.

Схлопываются дихотомии, исчезает также и само действие вместе с покоем-неподвижностью. Исчезают и пустота с полнотой. Исчезают и форма с содержанием. Исчезают и исчезновение с проявлением.

Остается тайна будней. Весёлый толстячок Лао-цзы идет на базар прикупить вино. Мастер чая заваривает и пьет чай. Революционер делает революцию. Маэстро играет музыку. Люди рожают и умирают. Дети растут. Правительство проводит заседания. Звезды светят в ночном небе.

Всё по-прежнему, всё и вся так, как есть.

Колесо или всё же спираль?

Есть такие товарищи — даосы. Так вот, среди них был один знаменитый мудрец-живописец, который рисовал изумительные по красоте картины на воде... Он их рисовал, а они тут же исчезали. Он этим занимался до конца жизни и был очень доволен своим занятием.

Человек исчезает. Исчезнет и та Вселенная, которая нам так до боли знакома.

Да, есть такая вещь как вечность. Её как бы нет, но она есть.

Её взгляд сопровождает нашу жизнь от рождения до смерти. Она запоминает каждую мелочь, каждый изгиб и излучину нашего существования. Каждый вздох и выдох. Каждую боль и радость. Каждый успех и неудачу. Она отсеивает затем все поверхностное и оставляет самое главное, самую суть нашей жизни.

Тот даос, который рисовал по воде, он твердо знал, что делает. Точнее, он ничего не делал. Это вечность рисовала через него и смотрела его глазами.

Те готические соборы средневековья, которые поражают нас своей страстной устремленностью в небо — они были построены вечностью.

Те невероятные громады египетских пирамид, верхушки которых специально оставляли недостроенными — они построены-недостроены вечностью.

Хотя сама вечность — абсолютно неутилитарная штука. Бесполезность, собственно говоря — суть вечности.

Когда понимаешь бесполезность какого-то дела, какого-то начинания, и все же продолжаешь его делать, посвящая этому делу все свои силы... То как бы невзначай рождается настоящее произведение, рождается та самая "бесполезная" красота простоты, которая начинает отражать и смысл, и истинную пользу!

И тут вы, прямо по Честертону, становитесь вечным человеком — ваша жизнь рисуется вечностью на воде вечности!

Вы не чураетесь быть обычным. Разговаривать как все. Быть как все и даже "присваивать".

И все потом по новой. Как всегда. Ну что, кто там у нас на повороте?

г.Нур-Султан, 23.12.2021