Письмо дочери маминой подруги

Филипп Андреевич Хаустов
В первую очередь — о том, что здесь имеем. Главное, что у тебя есть своеобразная атмосфера в стихах, сквозная тема любви и в некоторых очень своеобразная техника написания, которой я никогда не видел  у начинающих: откуда тебе пришло в голову во многих стихотворениях подборки нанизывать друг на друга пары однородных рифм?:
 
кошельке
бумажек.
рюкзаке,
многоэтажек
бардаке
монашек
 
и т. д.
 
Если же пытаться наиболее общо и кратко выразить, что с твоим творчеством НЕ ТАК, то можно сказать, что ты просто уделяешь ему маловато внимания, не думаешь над тем, КАК ты пишешь.
 
Конечно, литературный текст, в отличие от музыки, не требует каких-то специфических навыков, потому что делается из тех же слов, что наша повседневная речь. Как сказано по этому поводу в стихотворении Давида Самойлова «Ночной сторож» (советую прочесть полностью):
 
Благодарите судьбу, поэты,
За то, что вам не нужно лёгких,
Чтоб дуть в мундштук гобоя и флейты,
Что вам не нужно беглости пальцев,
Чтоб не спотыкаться на фортепиано,
Что вам почти ничего не нужно, —
А всё, что нужно,
Всегда при вас.
 
Но необходимости усиленно практиковаться в своей поэзии и вгрызаться, вслушиваться, вчитываться в чужую это не отменяет. В конце концов, если бы обыватели говорили так же нерегулярно, как пытаются рифмовать, то скоро бы и говорить разучились. К примеру,  заброшенный на необитаемый остров моряк Александр Селькрик – реальный прообраз Робинзона Крузо – человеческой речи не забыл за счёт ежедневного чтения Библии, но когда его спустя 4 года дикой жизни наконец подобрали, вслух поначалу разговаривал с большим трудом.
 
Попробуй больше практиковаться и писать не только на привычную тему привычным способом – не только про немного условную любовь к плохому парню на стыке Серебряного века русской поэзии и современного рэпа – а, например, играть в буриме, излагать стихами любую лезующую в голову ерунду, причём не обязательно оформленные мысли, а ещё созвучия, словосочетания, сны и всякую бессмыслицу. Перемена в привычном содержании обязательно побуждает нас искать новые выразительные средства. Об этом рассказывает в т. ч. «Сонет к форме» Валерия Брюсова, который я тебе приводил:
 
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.
 
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.
 
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
 
Пускай мой друг, разрезав том поэта
Упьется в нем и прелестью сонета
И буквами спокойной красоты!
 
Кстати, насчёт сонетов – обрати особое внимание на разделы, посвящённые им и другим т. н. твёрдым формам, в книжке Гаспарова «Русский стих начала ХХ века в комментариях». Если тебе нравится и не составляет труда, как я отмечал выше, составлять длинные цепочки рифм на одни и те же окончания, то, возможно, сонеты («французские» и «итальянские» – это твоё.
 
Надо будет только вникнуть в логику изложения, которую предполагают разные формы стиха; скажем, те же сонеты, которые и я люблю писать, иногда раскладываются, как тезис – антитезис – синтез.
 
Но главное – обратить внимание хотя бы на наиболее грубые и частые недостатки твоих стихов:
 
1) непоследовательные ритмы;
2) иногда недостаточно точные или излишне примитивные, т. н. глагольные рифмы типа хватала – ломала – убеждала – скрывала. Это не то, чтобы запрещено, просто одинаково оканчивающихся глагольных форм очень много (в твой ряд можно добавить: искала – таскала – полоскала – ругала – пугала и т. д. до абсурда), и их навязчивое использование зачастую показывает, что автор над стихами не особо трудится, а просто берёт первую попавшуюся рифму. А рифма, как говорил ещё один мой любимый поэт Варлам Шаламов, – это поисковый инструмент поэта.
 
 
И обязательно читай свои (и чужие!) стихи вслух – так сама почувствуешь, где незвучно, неритмично, неудобно произносить.
 
Немного поясню, что имею в виду про ритм.
 
С точки зрения ритма существует 3 принципа стихосложения на выбор (CHOOSE YOUR FIGHTER!):
 
I. Верлибр (фр. vers libre), он же по-нашему свободный стих – стихи без явных ритмических повторов (и, как правило, без рифмы), которые на слух не отличишь сходу от прозы, а глазами узнаёшь в первую очередь по дроблению на столбики. Пример из Геннадия Алексеева:
 
Тряхнул я ствол мироздания,
И звезды посыпались к моим ногам –
Розовые,
Желтые,
Голубые,
Спелые,
Сочные,
Вкусные,
Но все с острыми колючими лучами.
Пока рассовывал их по карманам,
Все руки исколол.
Завтра ночью
Небо будет беззвездным –
Можете убедиться.
А послезавтра
Созреют новые звезды –
Можете проверить.
Потрясите ствол мироздания,
И все звезды ваши.
Только запаситесь рукавицами,
Мой вам совет.
____________________
 
II. Акцентный (тонический) стих — это когда в каждой строке есть фиксированное количество ударных слогов, т. е. сильных долей, а количество безударных слогов, т. е. слабых долей между ними свободно меняется. Пример – «Девушка пела в церковном хоре» Блока. Позволю себе подробно не расписывать этот пункт, т. к. текст Блока хрестоматиен, а понятиями сильной и слабой доли ты благодаря некоторым занятиям музыкой ты, наверное, хорошо владеешь.
 
III. Силлабо-тонический стих – ровные ритмы, более-менее то, что обыватели в первую очередь понимают под стихотворной формой. Здесь учитывается уже не только количество сильных долей в строке, но и их чередование со слабыми, в связи с чем появляются стандартные стихотворные размеры: ямб, хорей, амфибрахий, анпест, дактиль. Этот пункт тоже подробно не расписываю, чтобы не уходить слишком далеко в сторону от твоих стихов. Итого, практический совет: проверь их, простучи, пропой, чтобы в каждой строке было равное количество сильных долей (общее техническое требование для тоники и силлаботоники).

Что где исправлять и подлежит ли вообще текст исправлению – решать тебе. В любом случае, надеюсь, что тебе удастся выработать более ясные требования к творчеству, но ни в коем случае не впадать в ступор.