Непедагогичное письмо о целомудрии

Мария Курякина
Ох и сложную задачку ты мне дал, дорогой друг, написав: «Как объяснить подросткам необходимость целомудренных отношений?» Вот уже несколько раз я начинаю свой ответ и останавливаюсь, потому что он получается непедагогичным.

Писание с присущей ему прямотой поёт о красоте супружеского общения. Но как рассказать об этом детям? «Дорогие, тут в шкафу на верхней полке пакет с новогодними сладостями, но их выдают только тем, у кого выросли зубы мудрости»? Гораздо проще притвориться, что конфет не существует. А если их существование уже обнаружено, то начать запугивание бабайками и карающим Богом. Но это не работает, друг.

Педагогика – интересная и сложная штука. «Фу, гадость», – говорит мама малышу, поднявшему на улице сигарету. «Вот лёгкие курильщика», – говорит восьмикласснику учитель биологии. «Курение – показатель вашего стресса», – говорит психолог взрослому дяденьке в дорогом пиджаке. И хорошо бы этот стресс устранить, но жизнь – не сказка, и иногда скачок в зону комфорта невозможен, поэтому уж лучше человек будет курить, чем убивать ближних. Но малышу, поднявшему бычок с земли, вполне хватит маминого «фу». Не потому, что мама создаёт искусственную теплицу и нарочно скрывает страшную правду. Просто малыш – маленький, ведь это так очевидно.

А вот с близостью между мужчиной и женщиной – словесным камнем преткновения – ничего не очевидно. Потому что близость – это проложенная Богом добродетельно-прекрасная дорога, которая имеет греховно-непрекрасные ответвления-тупики. И разговор о близости – это глубокий напряжённо-динамичный разговор о физическом, психологическом и духовном. Разговор, в котором очень много честных взрослых «но».

Но батюшка, стоящий на амвоне, редко уходит дальше малышового «фу». Не потому что он – ханжа и дурак. Просто в храме – дети. Просто его слушают и отличница Маша, которая готова покаяться в каждом своём вздохе, и хулиган Петя, который, что бы ему ни сказали, считает, что раз у Авраама было две жены, то и ему можно.

Поэтому я не знаю, какими словами говорить о личном публично, ведь каждому из нас нужна своя пища, своё лекарство и свой ответ. Поэтому я пишу и зачёркиваю (вдруг мои слова огорчат и заденут?). Поэтому зачёркиваю и всё-таки снова пишу (а вдруг именно они утешат и помогут?). Пригодятся тебе мои мысли или нет – я не знаю, потому что не бывает подростков вообще. Есть твой ученик, твой младший брат, твоя дочь. И есть ты. Любящий, переживающий и уязвимый в своих чувствах.

Мы все теряем своё профессиональное спокойствие перед лицом любви. Поэтому мамам так сложно найти слова для своих дочерей, ускользающих в пугающую взрослость. Поэтому учителя робеют и не могут обнять нуждающегося в поддержке ученика за его острые плечи. Поэтому мы боимся честных взрослых «но».

Друг, ты готов говорить со своими подростками честно? Если твой ответ «нет», то лучше не начинай. Молись о них в тишине комнаты и вытирай свои слёзы при встрече, но не порть ваши отношения ложью. Если твой ответ «да», то я выхожу из вашей комнаты и тихонько прикрываю дверь. Потому что честно – это глаза в глаза. Для «честно» не нужны какие-то особые слова, для «честно» нужно открытое сердце. Никто не сможет одолжить тебе свою искренность, потому что она всегда – субъективная и личная.

Например, моё «честно» началось бы с описания моего окружения, для которого чистота в отношениях – обычное дело. Поэтому я не вижу в этом разумном и счастливом пути ни подвига, ни экзотики. Зато иногда видела кое-что другое, практически не зафиксированное в письменных источниках, от чего хотела бы тебя предостеречь.

Я видела заботливых матерей, которые выковали дочерям непробиваемую броню презрения к грязной плоти, создавая тем самым нехилые проблемы в их семейной жизни. Потому что не бывает волшебного переключателя от «хорошие девочки не смотрят на мальчиков» до «любящая жена радуется общению с мужем».

Я видела юнош и старцев, чьё целомудрие превратилось в презрение к телу и ненависти к людям. В их формально верных словах сквозило такое удовлетворение от самих себя, что не оставалось даже маленькой щёлочки для сомнения: «А вдруг то, что происходит со мной, это не святость, а бардак в башке?»

Ещё я видела девушек, показывающих небу кулак со словами: «Как же так? Мне говорили, что чистота до брака – залог счастья. Я выполнила свою часть договора, так почему же?..» Потому что, описав все ужасы падения, мамы забыли предупредить, что залог – это не стопроцентная гарантия, выдаваемая небесной канцелярией на десятилетия вперёд.

В своём «честно» я бы сказала, что целомудрие, как и вера в Бога, – это не про гарантию счастья. Это про любовь, про свободу, про поэзию жизни. Про силу воли совершить выбор, который хочется совершить, и не брать дополнительный хлам, который тебе пытаются навязать.

Ещё я бы сказала, что чистота - это хороший старт, но совершенно не обязательно гладкая дистанция и автоматически достигнутый финиш. Потому что плот счастливой семейной жизни состоит из многих брёвен-добродетелей. И на одном брёвнышке, даже таком важном, как целомудрие, далеко не уплывёшь.

Я не знаю, какие аргументы «за» и какие взрослые «но» хранятся в твоём сердце. Могу сказать только одно: они будут иметь силу, если будут прожитыми и выстраданными, а не подслушанными где-то у кого-то. Потому что педагогика – это от сердца к сердцу. Честно, уязвимо и бережно.

По крайней мере, я не знаю другого пути, друг.

P.S. Вкладываю в письмо свой текст о красоте целомудрия и желаю, чтобы ваш разговор принёс добрый плод.