Мой выход из партии

Федор Каунов
Советский райком партии г. Кишинёва
 (1984-1985 гг.)

Первый секретарь – Секриеру Константин
Замсекретаря по идеологии – Петрова Мария Валерьевна

«Политическая незрелость»


Многолетнее пребывание генсека Л. Брежнева заканчивалось, а обещанного Н, Хрущевым построения коммунизма к 1980 году не получилось.

Быстро друг за другом ушли старые и больные Черненко и Андропов, Партию в 1985 г. возглавил М. Горбачев. Как показало время, досталась ему непосильная задача. Как и куда вести 19 миллионную армаду членов КПСС? Где путеводная звезда? Что делать с «коммунизмом»? Во всех городах, районных центрах и даже селах давно установлены монументы В. Ленину. Висят громадные портреты вождя с рисунка художника Андреева. Но никто уже с трибун не зовёт «Вперёд к коммунизму. Да здравствует коммунизм». Висят плакаты «Партия и народ едины», «Партия - ум, честь и совесть эпохи», «Да здравствует КПСС». Все сферы жизнедеятельности народов СССР пронизаны членством в КПСС.

Парт ячейки, парторганизации, партбюро, парткомы, райкомы, горкомы - бюрократическая надстройка громаднейшая, Бумаги входящие, исходящие, протоколы, доклады, отчеты, решения, соц.обязательства, здания, автомашины, санатории и дома отдыха. Во всём этом море совершенно ненужных дел, доживали свой век, уцелевшие от репрессий, старые большевики времен Ленина, а рядом с ними на смену росли молодые кураторы, инструкторы, работники райкомов, горкомов. Одни терпеливо ждали должностей в очереди, другие ползли, шагали, бежали по служебным лестницам наверх всевластной партийной пирамиды.

Когда-то В. Ленин звал комсомольцев «учиться, учиться, и учиться», убеждая, что через 15 лет они будут жить при коммунизме, И. Сталин - скромнее, только строил «социализм», Н. Хрущев в 1961 году в программе партии планировал построить коммунизм к 1980 году.
Но к 1985 г. у партии рухнула надежда на построение коммунизма. В кабинетах был изобретён «социализм с человеческим лицом». Как залатать дыру в идеологических штанах партии? И надо ли латать такую дыру? Может выбросить штаны прогнившей идеологии, и направить партию по другому курсу, как сделал Китай?

Не зная ни конечной цели, ни средств для достижения цели, М. Горбачев, не трогая лик Ленина, объявил перестройку с новым мышлением, выпустил в свет для обсуждения новый текст программы КПСС. Введены в оборот термины «научный коммунизм, гласность, плюрализм мнений». В новом тексте программы время построения коммунизма уже не определено, а словесной воды 99%. Партия обещала лишь к 2000 году построить каждой семье квартиру, Газеты, радио, телевидение призывали обсудить, осмыслить, дать предложения по тексту программы. Партийная бюрократическая машина набирала обороты. Хлынули миллионы писем, протоколов, призывов одобрить новый текст программы.

Пишущий эти строки был секретарём низовой парторганизации в одном из подразделений строительного комбината Кишинева (КДСК- 2). По партийной обязанности, изучая текст программы, как об этом всегласно просила партия, заметил на собрании коммунистов:
- Определение коммунизма, данное К. Марксом в Критике Готской программы носит характер мечты-предположения, а наша партия в программу 1961 года вносила и сейчас внесла (повторила) эту же формулировку, как аксиому «научного коммунизма».

Земля, как и всё, нас окружающее, не имеет бесконечного потенциала саморазвития. Что рождено природой, Богом, человеком призвано когда-то закончиться. Недра земли не бесконечно богаты, окружающая среда не бесконечно щедра для проживания массы людей. Это - аксиома.

Я глубоко убеждён, что в недалёком будущем не «все источники общественного богатства польются полным потоком» и не осуществится великая мечта «от каждого - по способностям, каждому по потребностям». Записывать в программу слова о полном потоке - антинаучно. Давайте будем скромнее и запишем, что средства будут достаточны».

24 коммуниста поддержали предложение единогласно. Протокол собрания с этим предложением, согласно Устава, я отправил в партком комбината.
Прошло 2 месяца. Во всех СМИ бурно шли обсуждения, газеты печатали групповые одобрения программы. Я случайно зашёл в партком к товарищу В. Никифорову и спросил секретаря: «Обсуждалось ли наше решение в парткоме?».
«Какое решение?» - удивлённо спросил секретарь, - «Партком в целом одобрил текст и протокол давно отправлен в райком». «И что тебя лично не смутила антинаучное утверждение, что всё польётся полным потоком?» - спросил я у него.

«Если честно сказать, то я особо и не вникал в «эти тонкости», - ответил он, - а тебе советую успокоиться, над программой работал не один десяток учёных, которые марксизм знают получше тебя». «А я думаю, - отвечаю ему, - что спустя десятилетия с нашего поколения, которое принимает эту программу, потомки будут смеяться, как мы сейчас над Хрущёвым, что обещал в 1980 году построить коммунизм». «Но это твое личное мнение, парткомом программа одобрена, и мы к этому вопросу возвращаться не будем», - завершил беседу секретарь.

О своих размышлениях я написал 8 писем в разные газеты: «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», в журнал «Коммунист», а также в ЦК КПСС. Ответа не было ни на одно письмо.
Зашёл в райком Советского района г. Кишинева на улице Зелинского, принёс письменное заявление. «Меня партия призывала осмыслить программу и дать предложения, а на мои эти предложения никто не ответил. Ведь с оскудением земных недр возможно придётся не «лить полным потоком общественные средства, а ограничивать всё возрастающие потребности» или даже нормативно распределять эти средства».
Заканчивал письмо с просьбой вывести меня из состава партии из-за непризнания антинаучной формулировки определения, что такое коммунизм.
Прошло 1,5 месяца, райком молчал. Со стройки, оторвавшись от дел, как был, в резиновых сапогах и в фуфайке, приехал на самосвале в райком, зашёл к инструктору, куда отдал письмо, Он отправил меня к зам.секретаря райкома по идеологии т.  Марии Петровой.

Петрова с подругой пили чай в кабинете, в котором шкафы ломились от трудов классиков «марксизма-ленинизма», Глянув на меня, Петрова удивленно спросила: «Ах, это Вы?» По её лицу было видно, что чай куда важнее, чем муки ума какого-то рядового коммуниста,
«А не желаете встретиться с доктором философии и побеседовать на эту тему,» - предложила зам. по идеологии, попивая чаёк. «Я готов в любое время, - отвечаю, - организуйте встречу. Вот телефон домашний, рабочий». «Вы так смело говорите, как будто знаете «марксизм» лучше доктора философии». «Нет, я не знаю лучше доктора, - отвечаю я ей, - но и вы, думаю, запутаетесь в этом вопросе. Коммунистическое движение - это движение к равенству классов или к равенству трудящихся?»  Она задумалась и затем ответила: «К равенству трудящихся».

Я достал из шкафа томик высказываний К. Марека, Ф. Энгельса, В. Ленина о социализме и коммунизме. «На странице 205 действительно В. Ленин утверждал, что равенство трудящихся, а не равенство классов - вот содержание пролетарской демократии, а на стр.339 тот же Ленин в том же 1919 году утверждает, ссылаясь на Маркса и Энгельса, что «равенство всех людей пустейшая фраза и глупая выдумка. Классы мы хотим уничтожить, в этом отношении мы стоим за равенство». «Где же Ленин сам путается? - спросил я Петрову. - А как быть с интеллектуальным неравенством? И надо ли к этому стремиться?»

Договорились, что встреча с доктором философии будет полезна мне, как лечение.
Но шло время, а к доктору меня не вызывали. Зато секретарь парткома заметил: «Ты ещё ходишь в райком? Мне поставили на вид из-за тебя».
Я снова зашёл; в райком к Петровой: «Что мне делать? Скоро 27 съезд. Примут антинаучную формулировку коммунизма. А я не хочу быть в числе обманутых 19 миллионов членов КПСС и продолжать платить взносы на абсурдную программу». «Чувствуется, что с Вами надо работать, - зло ответила Петрова, - Вы слабо знаете марксизм в его диалектике. У нас есть клуб молодых теоретиков, не хотели бы Вы поприсутствовать на их дискуссиях? - спросила зам. по идеологии». «Организуйте встречу», - говорю. - Вы же уже обещали «встречу с доктором философии», - напомнил я ей. «Да, да», - выдавила Петрова растерянно.
Шло время. Никто никуда не приглашал. Снова иду в райком, требую собрать бюро райкома и по Уставу вывести меня из членов КПСС. «Нет, нет, надо через первичку подать заявление.»  «Я в другой парторганизации и мне не хотелось быть белой вороной со своим вопросом. Давайте решим суть вопроса в райком». «Нет, - отвечает, - через первичку».

На собрании в первичке объяснил присутствующим свои мытарства с письмами, с хождениями в райком. Не разбираясь в тонкостях дела, рабочие и ИТР (инженерно-технические работники) смотрели на меня безучастно, не понимая, о чём идёт речь.
«Всё ясно, - подвёл итог собранию секретарь тов. Липнер, - есть предложение заслушать проект решения».
Читает. Обсудив, заслушав и т.д. :«исключить Каунова Ф.С. ввиду политической незрелости».

Как? Меня как будто в холодную воду опустили! «Какой незрелости? Меня ж партия просила через радио, газеты, телевидение обсудить! Я же предложение делал и всё по Уставу. О чём вы говорите, товарищ Липкер? Какое исключение ввиду какой-то политической незрелости?»

 Липкер замялся, наклонился к присутствовавшему представителю парткома. Начали шептаться.
«Освободить от членства в КПСС, исходя из сути поданного заявления,» - подсказал я решение.
Товарищ Липнер обрадовано подхватил: «Да, да, так будет правильней». Голосовали единогласно за последнее предложение.
Партком. Выступающие подбирают слова. Идёт нудное, вялое обсуждение, но никто ничего не предлагает. Я снова пояснил присутствующим свои мытарства, суть заявления. Секретарь парткома тов. Никифоров добавил: «Каунов Ф. С. на неплохом счету у нас по работе, но мало с ним работали мы по идеологии. Есть предложение заслушать проект решения».

Читает: «Заслушав и обсудив и т.д., партком КДСК-2 постановляет: исключить Каунова Ф.С. из членов КПСС ввиду политической незрелости».
 «Какой незрелости? - спрашиваю, - А ну, кто из вас знает «марксизм-ленинизм» хотя бы в том объеме знаний, что и у меня? Что вы делаете?»
Снова подсказываю формулировку: «Вывести из состава КПСС согласно поданного заявления». Соглашаются, голосуя единогласно.

Представитель райкома, присутствовавший на заседании парткома, сказал, чтоб я зашёл на парт комиссию в райкоме.

Пришёл. Комиссия. Сидят 3 деда начала века. Поздоровался. Не ответили. Сразу, по-большевицки:

«Положите на стол партбилет» - «Зачем?» - спрашиваю. «По Уставу, кто исключается, тот сдаёт партбилет».  «А я не исключаюсь, я сам выхожу и не сдам партбилет. Оставлю на память о 20-летнем пребывании в партии». «Не имеете права», - отвечает шепелявый дед. «Меня же партия из всех информационных каналов просила обсудить программу», - пытаюсь завязать разговор с дедами.
«Где партбилет?» - дрожащими губами и с трясущимися руками спрашивает дед.
Я поясняю дедам, что в 1974 году был обмен партбилетов и мы члены КПСС кроме взносов платили 2 рубля за приобретение билета нового образца. Взносы я не прошу обратно. Они ушли на жизнедеятельность партии, а билет получается - моя собственность. Райком может предложить мне вернуть 2 рубля, но, если я не соглашусь, билет останется при мне.

Деды «марксисты-ленинцы» растерялись, переглянулись, наверно пожалели об ушедших ленинско-сталинских временах,

Бюро райкома. 16 человек присутствующих. Защищая честь райкома, секретарь-говорит, что проводилась определенная работа по воспитанию Каунова Ф.С., но недостаточно. Есть его заявление. Заявление не зачитывает и обходит молчанием мои походы в райком за воспитанием. Присутствующие ни слова. Зам.секретаря Петрова выдавила, что проводилась работа с Кауновым Ф.С., но действительно недостаточно. «Есть предложение заслушать проект решения», - быстро подхватил секретарь. Читает: «Заслушав и обсудив и т.д., исключить Каунова ввиду политической незрелости». Я уже привык к этой формулировке и, не возмущаясь, говорю: «Был премирован вашим райкомом среди лучших пропагандистов района поездками в Брест, Волгоград, Таллин. Есть грамоты райкома. Как мне быть? Вернуть грамоты райкому? Я требую освободить меня от членства в КПСС, ввиду непризнания антинаучной формулировки сути коммунизма. «Зачитайте перед бюро мое заявление, - прошу секретаря. - Писал в газеты, в райком приходил, и такой ярлык вешаете: «исключить», «политическая незрелость». Что за абсурд?» Члены бюро молчали.

«Значит, записать в решении - освободить от членства в КПСС по заявлению?» - спрашивает секретарь. Опять молчание. За «освободить от членства в КПСС» голосуют единогласно.

Секретарь объявил, что я свободен. Спрашиваю: «А мне членам бюро можно задать вопрос?» «Можно»,-ответил секретарь.  «Мой сын, мастер спорта по гандболу, часто выезжает с командой за границу на соревнования. Не будут ли ему чиниться препятствия в связи с моим добровольным выходом из партии?»
Смотрю на сидящих членов политбюро. Снова молчание. Одни смотрят прямо, другие опустили голову, у третьих взгляд отрешённый, невидящий. Гробовое молчание. 16 человек и ни один, еще раз пишу - ни один не сказал: «Нет, сыну последствий или препятствий не будет». Сколько буду жить, буду помнить эти минуты. Это молчание вселило в меня какую-то злость, и я выдавил из себя: «Ваше молчание заставляет меня бороться против существования такой партии». И ушёл.
Проходит месяц. Секретарь парторганизации тов. Липнер просит: «Заколебали меня звонками из райкома, сдай ты этот партбилет».
По-человечески пожалел секретаря, иду в райком. Захожу в сектор учёта. Чиновница обрадовано: «Ой, хорошо, что вы пришли, нам для отчёта перед ЦК не хватает партбилета.» «Покажите-ка решение бюро о моём добровольном выходе из членов КПСС.»

Ушла в другой кабинет, Принесла. Читаю и глазам не верю, Записано в решении: «Исключить ввиду политической незрелости».
В гневе, без стука забегаю в кабинет секретаря райкома, грохнул кулаком по столу. Кричу ему: «Что ты, гад, делаешь! Ты же зачитал, и голосовали единогласно за другую формулировку!»

 «Нам такая формулировка рекомендована сверху, - отвечает партийный дрожащий чиновник, - Мы пошлём исправление в ЦК, если вы настаиваете».
Я тут же сел за стол, открыл партбилет и где закончил платить взносы, записал: «Добровольно вышел из рядов КПСС, ввиду непризнания формулировки, что такое коммунизм, внесённой в новый текст программы». Расписался. Партийная чиновница стояла рядом. Я подал ей партбилет. - «Ой, вы испортили партбилет,» - сказала она.

В 1986 году 19 миллионная партия принимает программу. Но я уже не был участником этого политического шоу.

Секретарь Горбачёв с женой катались по миру, проповедуя перестройку, социализм с человеческим лицом. Много слов было о новом мышлении. Гласность, плюрализм. Сталина оплевали давно, а с Ленина партия и Горбачёв плевки вытирали, как с иконы.

Прошла 19 партконференция. Партия снова готовилась к 28 съезду. Я снова написал в ЦК КПСС и в газету «Правда» кричащие письма - «Измените программу!!! Пересмотрите учение Маркса, Энгельса, Ленина. Они уже устарели - эти псевдоученые». «Силы жизни непрестанной» (как мудро выразился апостол Павел) давно выдвигали новые задачи. Наконец в 1990 году пришла отписка из газеты «Правда». Спустя ещё месяц пришло письмо из института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Жалкое и стонущее.
А спустя 1,5 года 19 миллионная партия заболтанная словоблудием вождей проглотила последнюю смертельную пилюлю. Августовский путч 1991 года. В Форосе партийными сподвижниками арестован М. Горбачёв. Освободившись, отказался быть генсеком. Последовал распад КПСС и развал СССР.

150 лет назад надуманная Марксом и Энгельсом система жизни на ничейной собственности, оторванная от «сил жизни непрестанной» (ап. Павел) и внедрённая с большой кровью догматиком Лениным в Россию, рухнула, как устаревшее дерево, без большого треска.

Так КПСС сама исключила себя из общества ввиду своей политической незрелости.
Каунов Ф.С., Член КПСС с 1965 по 1985