Весь всемирный объём

Василий Слынько
1. Бог – душа мира, а глаза – зеркало души.

Поэтому до тех пор, пока богомаз пишет взгляд вездесущего (и потому всевидящего)
Бога, а не Его самого, он не нарушает вторую из десяти заповедей, которая
начинается словами "Не сотвори себе кумира..."

Суть любой иконы заключена во взгляде "всевидящего ока" вездесущей и всеведущей
души мира. В сжатом виде она содержится в знаке "глаз в треугольнике", который
можно считать квинтэссенцией всех икон.

Что же это за квинтэссенция (от лат. quinta essentia «пятая сущность»)?
Что за пятая сущность? Первые четыре мы знаем – земля, вода, воздух и огонь.
Они соответствуют четырём агрегатным состояниям вещества – твёрдому, жидкому,
газообразному и плазме.

Пятая сущность соответствует всё порождающему из самого себя физическому вакууму,
который является наиболее высокоэнергетичным и наименее плотным агрегатным
состоянием вещества.

2. Нарисовать можно глаза, но не взгляд. Подобным образом, в музыке сочинить и
сыграть можно только ноты, но не тишину, которая является всеобщей и вездесущей –
и неподвластной никому, как Бог.

Поэтому тот, кто молчит, не называя имя Бога, ничем не отличается от иконописца,
который, с точки зрения музыки, пишет тишину. Это делает иконоборчество
бессмысленным, потому что теряется повод для борьбы.

К слову, единственным универсальным именем Бога является не стыдливое выражение
hа-Шэм (означающее "Его-имя", а буквально "the-Имя"), а серебристое звучание
тишины, высота тона которого определяется размерностью пространства.

(В нашем 3-мерном пространстве оно субъективно воспринимается, как соль-бемоль
не ниже 5-й октавы, с призвуками из более высоких октав, и может использоваться
в качестве естественного камертона для настройки музыкальных инструментов).

3. Живой взгляд отличается от глаз так же, как огонь от дров. Взгляд есть синоним
жизни, а значит, и Бога, который "есть Бог живых". Пламя нельзя изобразить ничем,
кроме пламени, но это не означает, что его нельзя изображать пламенем взгляда!..

Самым главным элементом икон является их взгляд, сфокусированный на зрителе.
Все правильные иконы пишутся в обратной перспективе, то есть параллельные линии
на них сходятся в точку не на горизонте, не в глубине изображения, а непосредственно
перед ним – на зрителе.

Поэтому на иконах то, что ближе, изображается меньшим, а то, что дальше –
большим. Вместо бесконечно малой точки на горизонте (в которой сходятся линии
при прямой перспективе) мы получаем бесконечно большое пространство в глубине
иконы. Это поистине удивительный художественный приём!

Мало того, что оптический фокус иконы вынесен в пространство перед ней;
мало того, что не мы, но она смотрит на нас; так ещё и фон её передаёт
идею бесконечности – одно из канонических свойств Бога.

4. Переход от прямой перспективы к обратной автоматически выводит всё изображённое
на иконах из списка "того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в воде,
ниже земли", потому что всё перечисленное видится в прямой перспективе.

В концентрированном виде взгляд икон передаёт идею о триединстве души мира
(то есть Бога), души человека и безличного духа жизни.

Наиболее полно эта Троица представлена в индуизме, где Богу-Отцу соответствует
Бhагаван, Богу-Сыну – Атман (или "искра Божья", присутствующая в каждом живом
существе), а Святому Духу – безличный Браhман, или дух жизни.

Они соотносятся, как солнце (Бог-Отец), единичный фотон (Бог-Сын) и суммарное
излучение солнца (Святой Дух). От обычных звёзд "солнце" Бога отличается тем,
что оно является вездесущим, то есть занимает весь всемирный объём.

(2022)