Стиходжазовые импровизации. Январь 2022

Психоделика Или Три Де Поэзия
.



ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРАКТИКИ. СТИХОДЖАЗОВЫЕ ИМПРОВИЗАЦИИ

(Спасибо за подсказку темы автору Олио Хикари - http://stihi.ru/2022/01/12/1168)


ШАГ 1
Выбирается сонет известного автора (5-ти стопный ямб, с чередованием мужской и женской рифмы)
ШАГ 2
Определяются наиболее значимые в данном сонете полифонические единицы
ШАГ 3
Из полифонических единиц составляется (по возможности) крипта
ШАГ 4
Используя выявленные особенности полифонических единиц сонета (известного автора), пишется свой отклик-сонет (14-ть строк).
ШАГ 5
Определяются наиболее значимые в сонете-отклике полифонические единицы
ШАГ 6
Из полифонических единиц составляется (по возможности) крипта (ы)




ПРИМЕР.

ШАГ 1

***Иннокентий Фёдорович Анненский (1855-1909)

Пока в тоске растущего испуга
Томиться нам, живя, еще дано,
Но уж сердцам обманывать друг друга
И лгать себе, хладея, суждено;

Пока прильнув сквозь мерзлое окно,
Нас сторожит ночами тень недуга,
И лишь концы мучительного круга
Не сведены в последнее звено,-

Хочу ль понять, тоскою пожираем,
Тот мир, тот миг с его миражным раем…
Уж мига нет — лишь мертвый брезжит свет…

А сад заглох… и дверь туда забита…
И снег идет… и черный силуэт
Захолодел на зеркале гранита.


ШАГ 2

(Пока в тоске) растущего испуга……….…………..А(о1о1)-Р
(Томиться нам), (живя, (еще) дано),……………….А(о1о1)- А(о1(о1)о1)
(Но уж сердцам) обманывать друг друга………….. А(о1о1)
(И лгать себе), хладея, суждено;………………..…. А(о1о1)
(Пока прильнув) сквозь мерзлое окно, ;………………..…. А(о1о1)
(Нас сторожит) (ночами тень) недуга,…………….. А(о1о1)- А(о1о1)-р
(И лишь концы) мучительного круга……….……..А(о1о1)-Р
(Не сведены) в последнее звено,- …….………..…..А(о1о1)-Р

(Хочу ль понять), тоскою пожираем, …….…….....А(о1о1)-Р
(Тот мир, тот миг) с его миражным раем…………А(о1о1)-Р
(Уж мига нет) — лишь мертвый брезжит свет…...А(о1о1)-Р
(А сад (заглох)… (и дверь) туда) забита……….   . А(о1(о1)о1)-Р
(И снег идет)… и черный силуэт…….………..…..А(о1о1)-Р
(Захолодел) на зеркале гранита. …………………..А(о1о1)-Р

___________________ где
А(о1о1) – обозначение полифонической единицы
Р – свободное, разряженное пространство стиха


1. Основная полифоническая единица (полиед) 4 слога, две стопы, ямб, мужская рифма.
2. Акценты (полиеды) в началах всех строк, т.е. данный сонет имеет свой уникальный, явно выраженный рисунок
3. Строки с повышенной плотностью в катренах – каждая вторая в терцетной части
4. Примером комбинаторики или работы с криптой можно строить только на данных полиедах (в разных текстах их может быть несколько видов, но работать лучше с теми, которых больше, т.к. это как правило скелет стихотворения)


ШАГ 3

А сад заглох  / и снег идет / пока в тоске / еще дано  / томиться нам / и лгать себе / нас сторожит / ночами тень / хочу ль понять / тот мир, тот миг / уж мига нет / лишь мертвый свет (в последнем фрагменте немного слукавил)


ШАГ 4

Забудь меня во тьме глухой навек
Я утомлён, и я не человек
Все словно сон, по кругу бег напрасный
Со всех сторон лишь плач, лишь стон калек.
Глубокий снег пустого дня, не выйти.
Дай мне ночлег и плен дрожащих век.
Горит свеча в окне слепом и плачет,
Роняя свет в миры альф и омег,
Дай мне разбег, что б знать, что в час заката,
Далекий звон, как плеск весенних рек,
Притупит боль, заглушит страх утраты
И россыпь звезд сметет со всех сусек,
На пир чумной, внутри чужой вселенной,
Где нет в душе огня, лишь белый снег.

_____________
В отклике 14-ть строк представлены в виде газели.


ШАГ 5

(Забудь (меня) (во тьме) (глухой) навек)……………...А (о1(о1)(о1)(о1)о1)
(Я утомлён), и я (не человек)..………….………….…..А (о1о1)-р-А(о1о1)
(Все словно сон), (по кругу бег) напрасный…………..А (о1о1)-А(о1о1)-Р
(Со всех сторон) (лишь плач, (лишь стон) калек)…….А (о1о1)-А(о1(о1)о1)
(Глубокий снег), (пустого дня), не выйти. ………….... А (о1о1)-А(о1о1)-Р
(Дай мне (ночлег) и плен) (дрожащих век). …………..А (о1(о1)о1)-А(о1о1)
(Горит (свеча) (в окне) слепом) и плачет………….…..А (о1(о1)(о1)о1)-Р
(Роня(я свет) в миры) (альф и омег)………………….. А (о1(о1)о1)-А(о1о1)
(Дай мне (разбег) (что б знать), что в час) заката……. А (о1(о1)(о1)о1)-Р
(Далекий звон), и плеск (весенних рек)…………..…... А (о1о1)-Р-А(о1о1)
(Притупит боль), (заглушит страх) утраты………..….. А (о1о1)-А(о1о1)-Р
(И рос(сыпь звезд) (сметет) (со всех) сусек), ……….…А(о1(о1()о1)(о1)о1)
(На пир (чумной), (внутри) чужой) вселенной..….…... А (о1(о1)(о1)о1)-Р
(Где нет (в душе) огня), (лишь белый снег).…………... А (о1(о1)о1)-А(о1о1)


1. Основная полифоническая единица, аналогична сонету Анненского – 4 слога, две стопы, ямб, мужская рифма.
2. Полифоническая плотность текста увеличена в два раза, при этом сами полифонические единицы имеют более строгий вид (ритм/рифма)
4. Примером комбинаторики или работы с криптой можно строить не только на данных полиедах, но и еще в нескольких вариациях


ШАГ 6

А) Крипты, построенные на базовой полифонической единице А(о1о1)

а1) Далекий звон / глубокий снег / все словно сон / дай мне ночлег //
Ночлег и плен / притупят боль / во тьме глухой / лишь белый снег
а2) Во тьме глухой / глухой навек /все словно сон / глубокий снег //
Лишь плач, лишь стон / лишь стон калек / со всех сторон / глубокий снег
а3) Дай мне разбег / душе – огня / со всех сусек / пустого дня //
Альф и омег / роняя свет / дай мне ночлег/ забудь меня
а4) Весенних рек / лишь плач, лишь стон / со всех сторон / я утомлен //
Не человек / глухой навек / забудь меня / меня во тьме
а5) Внутри чужой / далекий звон / сыпь звезд сметет / все словно сон /
Горит свеча / в окне слепом / во тьме глухой / далекий звон
…………… и т.д.

Б) Крипта, построенная на двух видах полифонических единиц В(о1о1о1о) и А(о1о1)

Все словно сон, по кругу / по кругу бег / по кругу бег напрасный / глубокий снег //
Что б знать, что в час заката / далекий звон /заглушит страх утраты / притупит боль.

В) Крипта, построенная на полифонической единице (хорей) С(1о1о)

Плеск весенних рек / снег пустого дня / страх утраты и / век горит свеча //
мне ночлег и плен / утомлен и я / я не человек / нет в душе огня


ТАКИМ ОБРАЗОМ в окончании должен родиться сонет-книжка (материнский текст), внутри которого будет несколько миниатюр-крипт (капсульных текстов). Т.е. сонет, с внутренней структурой, которой не было ни у одного сонета, написанного во все предыдущие века. Т.е. любой автор может стать обладателем своего личного поэтического герба. Данная ТЕХНИКА РАСТВОРЕНИЯ применима к любому жанру и тексту (за исключением малых форм)