Зинаида Лансере

Клуб Слово
Зинаида Лансере появилась на свет в декабре 1884 года в родовом имении
Нескучное под Белгородом. Ее мать Екатерина Лансере происходила из рода
потомственных художников и архитекторов, она была художником-графиком.
Отец Зинаиды ,Евгений Лансере, прославился, как скульптор-анималист.
Только дочь его совсем не знала: он умер, когда девочке едва исполнилось
два года. Росла девочка болезненным и нелюдимым ребенком, хотя вся
семья отличалась общительным нравом.
Дяди, старшие братья, друзья дома Лансере — все занимались живописью.
Первыми вдохновителями и учителями Зинаиды были дядя Шура (Александр Бенуа)
 и дядя Берта (Альберт Бенуа). Она с детства приучилась к тому,
что рисовать и писать кистью — это так же естественно, как и дышать.
Первые шаги художницы в живописи связаны с  видами Малороссии, где
находилась родительская усадьба Нескучное.
Одна из ее первых картин — «Яблоня», была написана 16-летней Зинаидой.
Молодое деревце словно заявляет о своем деревенском здоровье и плодовитости.
Оно увешано крупными плодами, под которыми ветки даже прогибаются.
В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в
петербургскую Академию художеств, Но учеба в академии ей не нравилась. Познакомившись
с талантливой художницей Анной Остроумовой-Лебедевой во
время путешествия по Италии, Зинаида окончательно убедилась в
правильности выбранного пути —заниматься живописью самостоятельно.
Зинаида Лансере вышла замуж за двоюродного брата, Бориса Серебрякова.
Борис объехал несколько церквей в поиске священника, который бы
согласился обвенчать двоюродных брата и сестру, но получал отказы.
Молодые люди уже почти отчаялись и всерьез начали рассматривать вариант
перехода в лютеранство. Однако нашелся священник, который за 300 целковых
уладил дело.
Сразу после свадьбы молодые отправились в Париж, но Зинаида хотела
вернуться в Нескучное — только там художница чувствовала себя по-настоящему счастливой.
Серебряковы стали родителями. В семье родился первенец Евгений, через год
— второй сын, Александр. Борис работал инженером путей сообщения и
пропадал в командировках порой по полгода.
Брат Серебряковой, Евгений, писал ей, что скоро откроется выставка
«Мир искусства» и ей непременно нужно что-нибудь выставить.Она послала
две работы: «За туалетом» и «Зеленя. Осенью.» Работы Серебряковой
получили хвалебные отзывы художественных критиков, а вскоре были
приобретены Советом Третьяковской галереи.
Наступил творческий расцвет Серебряковой. Одновременно с ней триумф
отмечало новое русское искусство. В это время популярны неоклассики:
Валентин Серов, Константин Сомов, Константин Коровин, Виктор Борисов-Мусатов.
Вскоре в семье Серебряковых родились еще двое детей — девочки Татьяна
и Екатерина. В этот период Серебрякова много рисовала домашних, природу,
себя. Одна из ее самых известных работ «За завтраком»— создана именно
тогда: детские лица, обращенные к художнице, стол, белая скатерть, кольца
для салфеток, фарфоровая супница... Мирная домашняя сцена на
картине контрастировала с надвигающейся на Россию
бедой. В это время шла Первая мировая война.
Революция 1917 года застала Серебрякову в родовом имении. Соседние
имения разорялись восставшими крестьянами , находиться в Нескучном было небезопасно.
В начале 1919 года Борис Серебряков, перевез семью в Харьков и снова
отправился на поиски работы. В марте этого же года Борис умер у 
жены на руках от сыпного тифа .Он заразился по пути домой из командировки. Серебрякова овдовела
в 36 лет, как и ее мать. Удивительное совпадение
— Борису Серебрякову было всего 39 лет, как и отцу художницы, когда тот умер.
Началась другая жизнь в голодном Харькове. С четырьмя детьми на руках,
ей не на кого было полагаться..
Оставаться в Харькове стало невозможно .Зинаида решила перевезти семью в Петроград.
Осели они на Никольской улице, в квартире деда ,Николая Бенуа.
Новая советская власть вскоре подселила в комнаты чужих людей.
К счастью, это были близкие по духу - искусствовед Сергей Эрнст
и художник Дмитрий Бушен, оба страстные балетоманы. Благодаря их помощи
старшая дочь Татьяна начала посещать балетные занятия, а Серебрякова
смогла наблюдать за   миром закулисья Мариинского театра.
Так появилась целая серия балетных сцен.
Серебрякова окончательно осознала, что в новой Советской России у нее нет
ни перспектив,ни надежды обеспечить семью. Единственная возможность
как-то существовать — писать портреты на заказ, но это случалось редко.
 Художница решила, что выход один — ехать во Францию и работать там.
В Париже уже жил дядя Зинаиды ,Александр Бенуа
В России осталась 74-летняя мать и все четверо детей. Серебрякова
рассчитывала уехать на время, но судьба сложилась так, что 
эмиграция продлилась 43 года.
Зарабатывать деньги живописью в Париже оказалось вовсе не  просто.
Публика постепенно становилась все равнодушнее к творчеству художницы . Серебряковой
с помощью дяди удалось добиться выезда в Париж младшего
сына Александра, и младшей дочери Екатерины.
 Однажды удача все-таки улыбнулась ей. После участия в выставке
«Старое и новое русское искусство» в Брюсселе ,она получила предложение
от бельгийского барона Броуэра написать портреты членов его семьи.
На этом везение закончилось.
Денег не хватало, хотя дети Серебряковой тоже работали не покладая рук:
Саша делал кинематографические декорации, а Катя мастерила восковых кукол.
Но детям и матери в России было еще хуже. Они все время недоедали,
квартиру возле Мариинки, в которой жили четыре поколения семьи Бенуа,
«уплотнили» , теперь они втроем ютились в одной комнатушке.
Вплоть до 1940 года Серебрякова оставалась гражданкой СССР.
Но во время оккупации Франции  ей грозил концлагерь за связь с СССР.
Чтобы получить международный документ, удостоверяющий личность беженца,
ей пришлось отказаться от советского гражданства.
А это означало прекращение связи с родными.
Шло время. В 1957 году постоянный представитель СССР при ЮНЕСКО и посол СССР
во Франции передали художнице предложение от советского правительства
вернуться домой. Серебряковой было уже за 70, и она практически не писала.
На переезд художница так и не решилась.
В мае 1960 года Зинаида узнала, что наконец-то встретится со старшей
дочерью Татьяной, которой разрешили посетить мать  после 36 лет разлуки.
Татьяна к тому времени уже стала маститым театральным художником во МХАТе.
После этого свидания Татьяна Серебрякова обратилась в правление Союза
художников СССР с просьбой организовать выставку произведений матери на родине.
Это было время хрущевской оттепели. Серебрякова в этом смысле была
безупречным кандидатом — она никогда не позволяла себе антисоветских
замечаний, была искренней патриоткой России. К ней с важной миссией
приехали влиятельные советские художники Дементий Шмаринов, Александр
Герасимов и Андрей Соколов — отобрать работы для персональной
 выставки в СССР.
 Художница боялась не оправдать ожиданий, боялась, что ее найдут
скучной и банальной.
Но, наконец-то открылись сразу три ее выставки — в Москве, Киеве
и Ленинграде; подготовка к ним заняла пять лет.Серебряковой было уже за 80.
Успех  был оглушительным — толпы у входа на выставки, восторженные отклики
в газетах. Десятилетиями забытая, она стала знаменитой.
Советские музеи скупали ее картины,  альбомы с ее работами
выпускались миллионными тиражами. Картины Серебряковой увидели те, кто
только слышал о ней.
 
19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в возрасте 82 лет.
Она похоронена на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.