1040. Chicago jazz

Маргарита Мендель
По мотивам «Джазовых портретов» Харуки Мураками

Впрочем, действительно красивая музыка (для меня, по крайней мере) — это, в конечном счете, воплощение смерти. Ты как бы погружаешься во тьму. Вокруг тебя все пропитано ядом. И вдруг тебе становится легче. Ощущаешь сладостное оцепенение. Пространство искажается. Время идет вспять.
Харуки Мураками, «Джазовые портреты»

***

Трио на старом виниле
чикагского клуба. Бренди,
спиричуэл, dark chocolate,
мускатная «изабелла»,
пепельница с сигарой,
дым, бармен (по-моему, Сэнди).
Hey, Сэнди, поставь нам Билли*,
она ведь не постарела?

Джаз легкий, порой гнетущий,
сползающий полутоном:
мучениями – наружу,
молитвенной песнью – внутрь,
как ливень ночной все глубже
врезается в память, фоном
какие-то разговоры,
какие-то сотни утр.

Подземный ручей, дремучий
лес, море, вулканы, склоны –
прапрадеды джаза, слово
дается однажды в solo,
ритм вязкий, как блюз, тягучий,
и Долфи* на саксофоне
играет – что на задворках
вселенной на грани фола.

Под жарким калифорнийским,
ошпаренным солнцепеком,
в пустыне из дисгармоний
шальных лихолетий, хроник
есть джаз, значит, лад фригийский
в Нью-Йорке розовощеком
звучит, где же Колтрейн, Рассел*
вне классики пентатоник?

Hey, Сэнди, поставь нам Гетца*,
послушаем босанову,
ведь джаз он всегда к свободе –
одежде, что мертвые боги
хранят, словно саван сердца,
и дарят однажды слепому…
Пейзаж – воплощение смерти.
Бэндлидер не бьет тревогу,

лишь фирменный саунд Бейсли*
меня отвлечет немного,
как снова пора в дорогу,
свингуя с бокалом колы.
Да брось, рок-н-ролл? Не стоит!
Спускай на меня цепного –
я с «чоппером»* и бибопом
вздымаю ввысь ореолы.

Что ж, Сэнди, здесь даже воздух
пропитан смолой пьянящей,
вокал хрипловатый, порох
как после пальбы салюта.
Я слышу чужую душу,
я умер, в нее смотрящим…
Ты знаешь, что джаз от жизни
не требует абсолюта?

11 января 2022 года

* Билли Холидей (1915–1959) – джазовая певица, оказавшая огромное влияние на вокал в современной джазовой музыке.
* Эрик Долфи (1928–1964) – альт-саксофонист, флейтист, бас-кларнетист, композитор, новатор джаза, разработавший немало новых способов игры, тем самым сыграв ключевую роль в продвижении хард-бопа, модерн-джаза, фри-джаза и др.
* Джон Колтрейн (1926–1967) и Джордж Рассел (1923–2009) – джазовые исполнители и композиторы, работавшие в направлении модального джаза, основывающегося на ладах — дорийском, фригийском, лидийском и других звукорядах.
* Стэн Гетц (1927–1991) – гениальный тенор-саксофонист, чьи бесподобные — спокойные и вместе с тем горячие — импровизации пробуждают любовь к джазу.
* Каунт Бейси (1904–1984) – первоклассный бэндлидер и пианист страйд-стиля, сначала играл в Чикаго, позднее перебрался в Нью-Йорк, в кризисные для джаза 60-е продолжал играть свинг.
* Трубачи часто называют свой инструмент «чоппером», что по-английски означает «нож для разделки мяса».