Нина Алисова Война глазами ребёнка Эпилог

Александр Чжоу
   Война глазами ребёнка Эпилог

   В девятом классе 124-й школы на Б. Бронной улице в конце 1950 г. ученицы получили задание на зимние каникулы – сочинение на свободную тему: И. С. Тургенев «Записки охотника».
   В начальной школе меня поразил рассказ Тургенева «Муму». Судьба несчастной собачки и крепостного Герасима – слишком близок был мне мир глухонемых, их переживания, то, что с детства окружало меня.
   В июне 1946 г. мама провожала меня в пионерский лагерь Воениздата до Рижского вокзала.         На привокзальной площади стихийный рынок, голодное время, здесь можно купить и кусок хлеба, и кусочки сахара, а среди скудных несъедобных товаров вдруг несколько книг, одну из которых я попросила купить мне в дорогу. «Повести и рассказы» И. С. Тургенева, толстая книга в тонкой салатовой обложке.   В лагере я «открыла» И. С. Тургенева, поразило всё, но особенно запомнился своей трагичностью «Степной король Лир» (с Шекспиром ещё не удалось познакомиться).
    Январь 1951г., каникулы подходили к концу, я заболела, высокая температура, но надо написать сочинение. Перечитываю «Записки охотника», «Живые мощи" так потрясли, я писала и плакала…
   Наша учительница русского языка и литературы Татьяна Ивановна Мартынова – статная, с хорошо уложенными, пышными, седыми волосами, очень сдержанная, одинокая (в Первую мировую войну погиб её жених, она была слушательницей Бестужевских курсов).
   В после каникул сдали написанные сочинения, и через какое-то время Татьяна Ивановна раздала их нам с проставленными отметками. Я получила 5/5 (за содержание и грамотность).      На перемене Татьяна Ивановна попросила меня остаться в классе. Она спросила: « Вы, работая над сочинением, пользовались дополнительной литературой – методическими пособиями для учителей, статьями о творчестве И. С. Тургенева?" Я сказала, что сама всё написала и поинтересовалась, почему она так подумала. И Татьяна Ивановна мне ответила: "Так, как написали Вы, Нина, о «Живых мощах» мог написать только взрослый, многое переживший человек, сумевший постичь горькую глубину этого рассказа".
   Да, я не была ещё взрослой. Мне исполнилось 17 лет, но я пережила тяжёлую, страшную войну и на многое смотрела уже другими, не детскими глазами.