Авторство

Баке Саханов
Ложное чувство авторства (ЛЧА) как бы не очень-то и ложное.

Да, человек ощущает себя раздельно, отделенным от общего бытия, он как бы заброшен в бытие (об этом буквально вопиют тексты Хайдеггера). Он чувствует себя как "я", как живое существо с четко ограниченным контуром тела, контуром убеждений, чувств, того, что ему дорого и близко.

Это чувство отдельного "я" пронизывает все его существование.

Между тем, концепция ЛЧА подразумевает осознание иллюзии того, что ты "отдельный" фрукт, что ты как бы "сам по себе". Утверждается нераздельность, единство и даже отсутствие какого бы то ни было разделения. Везде единство, везде одна суть.

Но тут есть некий нюанс.

Если вода единой сути заполняет все перегородки сосуда, если весь город затоплен со всеми зданиями, офисами, машинами и квартирками, то "люди-амфибии", говорящие о том, что "я мыслю, следовательно, я существую", правы. Они правы онтологически, говоря уже из самой сути, из корня.

Поскольку акцент в этой формуле экзистенции проставлен на ощущении и чувстве авторства. На простой и верной, в принципе, интуиции о том, что чувство "я" коренится в истине. Мышление как метод просто простукивает как бы онтологическое "дно" и удостоверяется в этой истине. Об этом, кстати, правда в иных выражениях, говорит и Мамардашвили в своих лекциях о Декарте.

Как бы ни было ложным это ложное чувство авторства — оно не является на самом деле ложным. Оно тоже истинно, оно не отклоняется от вертикали духа. Более того, никуда оно и не может отклониться без воли Божьей.

ЛЧА есть та же самая "единая вода" Сознания, затопившая Атлантиду, это та же самая суть. Когда Будда говорит, что правильнее говорить "не я прогуливаюсь, а происходит прогулка", он проговаривает эти вещи сугубо как метод изменения состояния сознания, но не как то, что только и есть на самом деле. Когда дело касается последнего, то он все же предпочитает молчание. И это молчание в разы шире и глубже формулировок, которое изрекает конкретное "я" Будды, вынужденное оперировать ограниченным набором инструментов.

Нет разницы, "разделены" мы или "едины" — раздельность и единство есть суть одно. Точнее, разница есть, но это разница как бы на микроуровне, тогда как на макроуровне эти два состояния опознаются как нераздельное и неслиянное в своей общей сути.

Каждый, кто просто говорит "я", он говорит истину. И всякая претензия на авторство есть такая же истина, как и отсутствие претензии.

Концепция ЛЧА просто применяется в учебных целях.

г.Нур-Султан, 04.02.2022 г.